timelapse

Метро на мокром месте

Темы в материале

Новая Кожуховская ветка метро протяженностью около 19 км станет настоящим спасением для юго-востока Москвы, так как разгрузит существующую фиолетовую линию и обеспечит жителей отдаленных районов столицы и Подмосковья (а это около миллиона человек) самым быстрым видом городского транспорта.

Почти все остановочные пункты создаются в современном формате транспортно-пересадочных узлов. Они предполагают строительство на базе станций подземки многофункциональных комплексов с удобной пересадкой на железную дорогу и автобусы, а также с сопутствующей торговлей и большим количеством различных услуг. На прошлой неделе журналистам показали, как идут строительные работы.

На Кожуховской ветке планируется построить сразу шесть транспортно-пересадочных узлов. «Самыми крупными станут «Рязанская» и «Косино», пассажиропоток на каждой из них составит более 300 тыс. человек в сутки. Такое большое количество обусловлено тем, что ТПУ совместят две станции метро и железной дороги», – отметил заместитель гендиректора ООО «Мосинжинвест» Григорий Феофанов. По его словам, запуск технологической части намечен на 2018 год.

На Рязанском проспекте один из крупнейших пересадочных узлов уже возводят. Вдоль Рязанского проспекта сейчас сразу несколько крупных строек. Наиболее значимая, конечно, станция метро «Нижегородская улица». Специалисты приступили к самому тяжелому – подземным работам. Появился глубокий котлован, идет заливка бетона, вывоз грунта.

Эта станция станет частью будущего ТПУ – его подземным этажом. Вокруг строительства – оживленный район, несколько крупных торговых и офисных центров, жилые дома. Пока горожане пользуются в основном автобусами и маршрутными такси. Есть еще Московское центральное кольцо, проходящее поблизости, пригородные электрички Горьковского направления, но, как говорят местные жители, все эти транспортные системы работают независимо друг от друга. Если ты здесь впервые, сложно понять, куда идти, чтобы пересесть. Заблудиться в густонаселенном районе – дело нескольких минут. Но уже в 2018 году с запуском ТПУ эта проблема будет решена. «ТПУ объединит наземный городской транспорт, радиальное направление железной дороги, Московское центральное кольцо, Третий пересадочный контур и Кожуховскую линию метрополитена», – рассказал Сергей Собянин. Возведение ТПУ «Рязанская» предусматривает строительство торгового центра и офисно-гостиничной башни площадью около 60 тысяч кв. метров. К тому же в составе транспортного узла «Рязанская» предусмотрен центр «Мои документы».

Открытия Кожуховской линии метро ждут более 800 тысяч москвичей, а также жители Люберец и других близлежащих городов Подмосковья. «Линия, которую мы строим от «Авиамоторной» до «Некрасовки», очень важная. Уже сейчас в Некрасовке проживает около 50 тысяч человек. Через несколько лет здесь будет жить уже более 100 тысяч. Кроме того, эта ветка снимет часть нагрузки с Таганско-Краснопресненской ветки и Калининской ветки метро, которые сегодня крайне перегружены», – сказал мэр.

Строительство новой линии столичной подземки началось несколько лет назад. Уже в 2018 году ее планируют запустить в эксплуатацию.

Рассматриваются два варианта открытия движения поездов: либо сразу все 9 станций, либо поэтапно. «Может быть, участок от «Некрасовки» до «Косино» запустим и раньше намеченного срока – в конце 2017 года», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Напомним, Кожуховская ветка пройдет от «Авиамоторной» на Шоссе Энтузиастов до станции «Нижегородская улица» в начале Рязанского проспекта и дальше за МКАД в районы Жулебино, Косино-Ухтомский и Некрасовка.

Как рассказал заместитель руководителя дирекции № 3 Мосинжпроекта Кирилл Марков, строительство метрополитена идет полным ходом. Уже сегодня готовность всей ветки составляет около трети: «В настоящее время на Кожуховской линии работает два тоннелепроходческих механизированных комплекса (ТПМК) диаметром шесть метров. Пройдено три с половиной перегона из восьми, что составляет порядка четырех километров».

«На всех участках развернуты работы. На станциях «Некрасовка» и «Косино-Ухтомская» до конца года основные конструкции будут залиты бетоном. А станции «Салтыковская улица» и «Косино» будут готовы в монолите в начале следующего года», – рассказал руководитель АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин.

При этом, по словам Кирилла Маркова, стройку осложняют непростые условия проведения работ – обводненные грунты и плотная городская застройка, особенно на участке, который проходит внутри МКАД.

Кожуховская линия разделена на два участка: от станции «Некрасовка» до станции «Косино» и от «Юго-Восточной» до «Нижегородской». «Первый участок построят классическим способом – с двумя тоннелями, а второй участок при помощи одного тоннеля диаметром более 10 метров», – рассказал Кирилл Марков. Перегонов, построенных таким способом, пока в Москве нет. Зато, например, в Мадриде их несколько сотен километров. Отличительной особенностью является то, что поезда в обоих направлениях ходят в одном большом тоннеле. Такой способ строительства в зависимости от ряда условий позволяет экономить время и средства, к тому же они безопаснее в случае ЧП – эвакуация пассажиров происходит быстрее. Для строительства двух тоннелей нужно 200 рабочих, а одного – 130, это позволит сэкономить городу около 80 млрд рублей (в сумме на всех участках Кожуховской ветки и Третьего пересадочного контура, где планируется использовать такой способ строительства). «А это большие деньги, на них можно построить еще почти 18 км новых линий», – рассказал ранее Марат Хуснуллин.

Первый тоннелепроходческий щит диаметром более 10 метров уже доставлен в российскую столицу из Германии и сейчас активно монтируется. Специально для Москвы его изготовила компания Herrenknecht – один из мировых лидеров по производству ТПМК. Учитывая габариты машины, везти ее пришлось сначала по морю, а затем специальными автоколоннами из Санкт-Петербурга. Длина щита – 66 метров, вес – порядка 1,4 тыс. тонн. Для сравнения: примерно столько же будут весить 200 КамАЗов. По планам городских властей, щит возьмет старт через несколько месяцев – в самом начале следующего года. Второй такой же ТПМК на данный момент уже доставляют производители. Он приступит к работе также в 2017 году. «Проходка участка метрополитена от «Косино» до «Нижегородской улицы» будет осуществляться одновременно двумя комплексами. Один пройдет от «Косино» до «Окской улицы», а второй от «Окской улицы» до «Нижегородской улицы», – рассказал Марс Газизуллин.

Как обещают проектировщики, дизайн станций будет уникальным и современным, архитекторы надеются составить конкуренцию по красоте советским шедеврам, любоваться которыми ездят люди со всего мира. Например, дизайн «Стахановской» в индустриальном стиле напомнит о трудовом подвиге советского шахтера Алексея Стаханова, а «Юго-Восточная» перенесет пассажиров в Среднюю Азию.

Александр Шибанов