timelapse

МКАД по боку. Инженеры предлагают новые способы разгрузки Кольцевой автомагистрали

В НИиПИ Генплана Москвы разработаны предпроектные предложения по реконструкции МКАД. В частности, предлагается модернизировать почти все существующие развязки, построить вдоль торговых комплексов боковые проезды шириной 2 - 4 полосы и отделить поворотные полосы специальным ограждением.

В ближайшее время начнется работа непосредственно над проектом, средства на эти цели уже заложены в адресно-инвестиционной программе на 2012 - 2013 годы. К финансированию самой стройки планируется привлечь частных инвесторов, чья недвижимость расположена вблизи трассы. Предстоящая реконструкция станет третьей за более чем 70-летнюю историю магистрали.

Как рассказали «Московской перспективе» в столичном департаменте строительства, о полномасштабной реконструкции МКАД говорить преждевременно, так как проекта еще нет. Хотя, по сути, работы на МКАД уже начались - речь о вылетных магистралях, пересекающихся с Кольцевой дорогой. В частности, на Ленинградке подрядчики возводят левоповоротные эстакады. На Варшавском шоссе - разворотную эстакаду около МКАД. Идут работы на Каширке (подробнее о реконструкции Каширского шоссе смотрите стр. I - IV) и на других трассах.

Разработчики НИиПИ Генплана выделили несколько причин, по которым на МКАД возникают пробки, - устаревшие «клеверные» развязки, большое количество съездов к торговым и офисным центрам, а также недостаточная пропускная способность вылетных трасс.

- Для своего времени «клеверные» развязки были актуальны, - говорит руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарёв. - Но сегодня они не справляются с потоком транспорта на МКАД. Их большой минус в том, что на съезде и выезде с развязки потоки автомобилей пересекаются, что влияет на трафик не самым лучшим образом.

Как рассказал главный инженер Института Генплана Михаил Крестмейн, на 47 развязках необходимо построить новые левоповоротные съезды, которые не будут пересекаться с потоками, двигающимися в других направлениях. Выполнить их предполагается в виде эстакад или тоннелей, в зависимости от возможностей каждой из территорий.

Еще одна стандартная для МКАД картина, когда при повороте на вылетную магистраль автомобили из нескольких рядов пытаются втиснуться в узкий съезд. В результате для движения остается всего две полосы, по которым вынужден следовать основной поток.

- Каждая полоса движения пропускает около полутора тысяч автомобилей в час. Но как только кто-нибудь притормаживает, чтобы повернуть, например, к супермаркету или съехать в город или область, пропускная способность сразу уменьшается до 800 машин, - говорит главный инженер ГК «Stroytech» Сергей Максимов.

В НИиПИ Генплана предложили смонтировать разделительное ограждение, которое будет начинаться за несколько сотен метров до съезда и заканчиваться уже после поворота. Таким образом, основной створ сможет двигаться беспрепятственно, а значит, быстрее. А водители будут заранее задумываться о том, что им нужно съезжать на развязку.

- Физический ограничитель не даст водителям со второго и третьего ряда поворачивать направо, и ситуация в этой части стабилизируется, - считает заместитель руководителя объединения Научно-проектного отделения транспорта и дорог Татьяна Сигаева.

Специалисты отмечают еще один важный момент, который должен быть учтен при проектировании. Сейчас на ряде направлений до МКАД и сразу после нее количество полос на вылетных трассах разнится.

- Если на выезде из города пять полос, а сразу за МКАД - три, то получается коллапс. Мало того, что сужается проезжая часть и автомобили вынуждены влезать в это горлышко, так еще и поток с Кольцевой вливается туда же, - отмечает Сергей Максимов. - Поэтому необходимо разрабатывать проекты реконструкции участков дорог на выезде из города.

Глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин говорит, что эта работа уже ведется в рамках «тройственного союза»: Москвы, Московской области и Министерства транспорта.

В прошлом году активно обсуждалась возможность расширения МКАД за счет строительства дополнительных полос. Некоторые эксперты настойчиво предлагали добавить по два-три ряда в каждом направлении. В НИиПИ Генплана такую идею посчитали малоэффективной. Михаил Крестмейн отмечает, что эффект будет слишком слабым - пропускная способность вырастет в лучшем случае всего на 5 - 7%. При этом финансовая составляющая будет колоссальной, так как территория вдоль трассы частично застроена и имеет своих собственников, с которыми пришлось бы договариваться, что совсем не дешево.

Вместо этого инженеры института предлагают другую, на их взгляд, более эффективную меру: строительство боковых проездов. За последние 20 лет вблизи МКАД появилось множество различных сооружений - торговые и деловые центры, АЗС и т.д. Все они, как правило, имеют свои съезды и выезды. В результате магистраль стала большой торговой улицей. По мнению Михаила Крестмейна, эффект от большого количества поворотов губителен. Перестраивающиеся для съезда автомобили парализуют трассу. Поэтому в НИиПИ Генплана решили большую часть съездов ликвидировать, а взамен построить боковые проезды, которые будут собирать потоки автотранспорта с этих центров притяжения (как, например, устроено на Ленинском проспекте). Въезжать на Кольцевую магистраль они смогут лишь в определенных, предназначенных для этого местах. Чтобы это происходило безболезненно для основного потока, планируется построить длинные разгонные полосы.

Такой вариант тоже не очень дешевый, но к этой работе планируется привлечь частных инвесторов. Городские власти недавно провели проверку законности строительства съездов с МКАД к различным объектам и выяснили, что многие из них не имеют всех необходимых разрешений. Поэтому предпринимателям предлагают поучаствовать в строительстве боковых проездов.

Впрочем, вся эта реконструкция, как отмечает Михаил Крестмейн, не даст ожидаемого эффекта, МКАД «не поедет», если параллельно не работать над увеличением пропускной способности вылетных магистралей и строительством новых дорог. Власти это прекрасно понимают и уже приняли программу, согласно которой в ближайшие годы реконструируют также основные вылетные магистрали (всего их 19), хордовые направления (например, Балаклавский проспект - Рублевское шоссе), а также будут построены новые дороги, которые улучшат связь между районами столицы.

В адресно-инвестиционной программе правительства Москвы на 2012 - 2013 годы уже предусмотрены средства на разработку проекта реконструкции Кольцевой магистрали.

- МКАД будет реконструироваться, только чуть позднее. Когда мы изначально принимали решения по реконструкции, вопрос о присоединении территорий еще не рассматривался. Он возник в середине лета 2011 года, теперь сама МКАД, по крайней мере на юго-западном отрезке, поменяла свою сущность. Раньше это была граница Москвы, а теперь внутригородская магистраль, поэтому подходы к ее реконструкции должны быть совершенно другими. Нужно брать в расчет не только те объекты, которые там уже есть, но и те, которые только будут строиться. Скорее всего, первым этапом реконструкции станет расширение МКАД на участке от проезда Карамзина до Можайского шоссе. Такие предложения уже разработаны Москомархитектурой. Кроме того, запланирована реконструкция всех существующих развязок. Причем часть из них, например, развязка на Ленинградском шоссе, уже находится в работе, - рассказал Андрей Бочкарёв в своем недавнем интервью.

Полный комплекс работ по реконструкции МКАД планируется провести в течение пяти лет и завершить в 2016 году.

История вопроса

Грядущая реконструкция МКАД станет третьей за ее историю. Магистраль была построена в 1940-х годах. Первая реконструкция трассы, в ходе которой она приобрела современные очертания, длилась 5 лет - с 1957 по 1962 год. Тогда ее пропускная способность составляла 36 тыс. автомобилей в сутки, МКАД имела по две полосы для движения в каждом направлении. Но уже через 10 лет этого стало мало, тогда власти задумались о новом расширении дороги. Но, в силу различных обстоятельств, начало работ несколько раз переносилось. В результате грандиозная стройка стартовала только в 1994 году. За четыре года МКАД расширилась на шесть полос и стала полностью освещенной. Кроме того, впервые на пересечении с радиальными магистралями появились многоуровневые развязки.