timelapse

Москомстройинвест предлагает ужесточить контроль застройщиков при расходовании средств горожан

Темы в материале

Столичный комитет подготовил предложения в рамках 214-го федерального закона.

В среду, 1 марта, на VIII финансовом форуме по недвижимости эксперты обсудили законодательные изменения, влияющие на возведение жилья и апартаментов.

— Каждый год появляются аналитики, которые говорят, что в следующий год обязательно рынок жилья просядет, а ипотека рухнет. Однако вот уже три года подряд мы выходим за рамки ввода 80 миллионов квадратных метров жилья по стране, — отметил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Михаил Мень. — Многие застройщики адаптировались к нынешним условиям, они перестраивают свои планы относительно спроса на квартиры. Если инвесткомпании думают о качестве жизни, создании общественного пространства, возведении социальной инфраструктуры, то их проекты выигрывают.

В свою очередь, председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев заявил, что на сегодняшний день объем привлеченных денежных средств населения на строительство недвижимости в Москве составляет 760-780 миллиардов рублей, поэтому ужесточение контроля над их расходованием застройщиками крайне необходимо. 

— В продажах сейчас находятся 16 миллионов квадратных метров только жилья, — отметил Константин Тимофеев. — Примерно три с половиной года эти объекты будут достраиваться.

Столичным ведомством подготовлены предложения по совершенствованию федерального закона № 214, так как изменений, которые вступили в силу с 1 января этого года или еще вступят в 2017 году, недостаточно для того, чтобы установить необходимый контроль над расходованием застройщиками денежных средств граждан.

— Каждый регион какими-то интуитивными способами контролирует эту сферу, — продолжает глава Москомстройинвеста. 

В первую очередь, комитет считает необходимым усилить требования к нормативам оценки финансовой устойчивости застройщика. Кроме того, предлагается отзывать заключения о несоответствии при несоблюдении застройщиком какого-либо норматива оценки финансовой устойчивости два и более периода подряд и при выявлении во время анализа ежеквартальной отчетности застройщика несоответствия ключевых параметров. Среди них: размер уставного капитала, отсутствие налоговой недоимки и других показателей, установленных законодательством.

Сейчас комитет не имеет права отзывать заключения при выявлении у застройщика нарушений и оперативно приостанавливать привлечение им денежных средств. Такое возможно только через суд, что требует длительного времени, в течение которого застройщик может заключить еще большее число договоров с населением.

Необходимо отметить, что 22 февраля 2017 года комитет выдал первое заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям федерального закона.

Важным вопросом, который необходимо решить в кратчайшие сроки, является запуск работы компенсационного фонда, который должен был начать функционировать с января 2017 года. Однако этого не произошло, и дата начала работы фонда отложена до 1 июля 2017 года.

— Остался последний закон, который предусматривает ликвидацию дублирования страховых взносов, — добавил Михаил Мень. — У многих есть основания нас убеждать, что мы должны перейти на дифференцированный тариф. Мы не должны сравнивать крупные компании и новичков на рынке, экскаваторы которых только вышли на участок и два раза копнули ковшом.

Страховой тариф предлагается установить от одного процента.

— Пока ни один застройщик не признан банкротом, — говорит Константин Тимофеев. — За год в страховой фонд только Москва сможет собрать порядка пяти миллиардов рублей.

Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют разработанные форма и порядок сдачи отчетности жилищно-строительных кооперативов. С 1 июля 2016 года столичный комитет осуществляет только контроль над наличием у них разрешительной документации и оформленных земельно-правовых отношений, но контроль за целевым использованием привлекаемых денежных средств не установлен.

Также Москомстройинвест настаивает на том, чтобы требования 214-го федерального закона были распространены и на продажу нежилых помещений, например, гаражей и апартаментов. 

— У меня есть административно-управленческая мечта: прийти в аудиторию и сказать, что все, мы большие ничего не меняем, — завершил обсуждение изменений в законодательство Михаил Мень. Он добавил, что в этом году планируется завершить совершенствование 214-го федерального закона.

Также в рамках форума глава Минстроя призвал застройщиков активнее использовать бывшие промышленные земли. Освоение и реновация промзон началась несколько лет в Москве, Михаил Мень напомнил, что программа была разработана вместе с коллегами из столичного Стройкомплекса.

Сами же застройщики в ходе форума высказались о том, что доходность их бизнеса в первую очередь зависит от стабилизации курса рубля. Даже если в течение года российская валюта останется примерно на одном уровне, компаниям можно рассчитывать на понятную доходность своих проектов.

— Рублевые ставки по кредитам не снизятся, — говорит управляющий директор фонда для инвестпроектов Михаил Тарасов, добавляя, что ликвидность недвижимости и доход компаний поменялись также и за счет налоговых изменений, принятых в прошлом году. — Сейчас больше всего востребовано долларовое финансирование, рублевое — фактически не работает.

При этом российский рынок не вызывает активного интереса со стороны западных инвесторов. В настоящее время их число ограничено, а многие иностранцы, ушедшие с рынка в 2007 году, за десять лет не особо следили за ситуацией в России и не пробовали изучать нынешние рыночные возможности. 

Никто не ждет и появления трамплина для увеличения числа сделок. Консультанты рассчитывают выйти в этом году на 5 миллиардов сделок по недвижимости в целом по стране.

Василиса Чернявская

Другие материалы по теме

Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача застройщику заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"" и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 3 июля 2012 г. N 317-ПП
Законы, указы, постановления, распоряжения
Об утверждении  Административного регламента предоставления государственной  услуги города Москвы "Выдача застройщику заключения  о  соответствии  застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21  Федерального  закона  от 30  декабря  2004 г.  N 214-ФЗ "Об участии  в долевом  строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации"" и внесении изменений в постановление Правительства  Москвы  от  3 июля 2012 г. N 317-ПП