timelapse

Оборотная сторона кольца

Темы в материале

Власти столицы приступили к реновации территорий вдоль Московского центрального кольца. На данный момент разрабатываются проекты нескольких транспортно-пересадочных узлов, а также вовлечения в городскую среду неэффективно используемых земель.

Как отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, речь идет о 10,8 тыс. га, на которых планируется различная застройка. Интерес как российских, так и зарубежных инвесторов к МЦК уже сегодня достаточно высокий, поскольку пассажиропоток растет быстрее, чем прогнозировалось.

«Территории, расположенные вдоль Московского центрального кольца, стали привлекательными для инвесторов с точки зрения размещения новых объектов и застройки. Всего, по нашим оценкам, реновации подлежит около 10,8 тыс. га земли», – сообщил Марат Хуснуллин. Он отметил, что градостроительный потенциал участков оценивается как минимум в 2 млн кв. метров недвижимости. Это долгосрочный проект, рассчитанный на десятилетие. Помимо офисов, торговых комплексов, апартаментов и жилья, которые планируется разместить на территориях вдоль МЦК, на самой магистрали будут строиться крупные транспортно-пересадочные узлы. «Эти ТПУ сами станут центрами притяжения, поскольку в составе проектов будут возводиться не только пассажирские терминалы, но и коммерческая недвижимость, а значит, будут создаваться и новые рабочие места», – отметил заммэра. Хуснуллин рассказал, что серьезное градостроительное развитие получат проекты 15 транспортно-пересадочных узлов: «По нашим расчетам, пять проектов ТПУ предполагают очень крупное развитие, а еще 10 – среднее. Есть на магистрали и такие станции, которые практически не имеют потенциала к росту, – например, платформа Белокаменная, расположенная в парке «Лосиный Остров». По его словам, проекты ТПУ на Московском центральном кольце уже привлекают как российских, так и зарубежных инвесторов.

Среди наиболее крупных ТПУ – «Хорошевская» и «Рязанская», которые будут включать все виды городского транспорта, станут крупнейшими в стране, а их пассажиропоток будет превышать загрузку пересадочного узла «площади трех вокзалов». 

ТПУ «Рязанская» расположится на территории Карачаровского механического завода и предприятия «Серп и Молот». Он свяжет четыре вида общественного транспорта: станцию Московского центрального кольца Рязанская, станции метро «Нижегородская улица» Третьего пересадочного контура и Кожуховской линии, наземный городской транспорт и две железнодорожные платформы Горьковского направления: Карачарово и Рязанскую. ТПУ «Рязанская», по словам мэра Москвы Сергея Собянина, будут пользоваться около 125 тыс. человек в сутки. 

Чтобы грамотно увязать все виды транспорта в одном узле, к проектированию привлечена одна из самых опытных в мире компаний, японская Nikken Sekkei. В рамках ТПУ появятся торговый комплекс и 45-этажная башня с офисами и апартаментами, общая площадь которых составит порядка 60 тыс. кв. метров. Кроме того, еще на 15 тыс. кв. метров появится паркинг на 500 машиномест. Общая площадь земельного участка составляет 30,1 га. Объекты транспортной инфраструктуры займут 22,6 га.
ТПУ «Хорошевская» появится на базе одноименной станции Третьего пересадочного контура метро, станции «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии, платформы Хорошево Московского центрального кольца. В его составе, по данным Москомстройинвеста, предусмотрены здание общественно-делового назначения и паркинг для 900 машин. Общая площадь объектов составит 69,8 тыс. кв. метров. Власти столицы выделили под строительство ТПУ два земельных участка площадью 53 га.

Объем инвестиций в коммерческую часть ТПУ оценивается, по словам заместителя руководителя по девелопменту АО «Мосинжпроект» Альберта Суниева, в 4,4 млрд рублей. «Таким образом, транспортно-пересадочный узел позволит создать новые рабочие места. В трех административно-деловых зданиях смогут трудиться почти 8,5 тыс. человек», – рассказал Суниев.

По словам Марата Хуснуллина, одна из задач горадминистрации – создание вдоль МЦК сбалансированной застройки исходя из потребностей того или иного района. Как ранее отмечал в беседе с корреспондентом «Московской перспективы» гендиректор ГК Stroytech Юрий Волков, акцент скорее всего будет сделан на размещении объектов коммерческой недвижимости, так называемых многофункциональных комплексов, которые, получив хорошую транспортную доступность, станут интересными для инвесторов. Что касается жилья, то его доля, по мнению эксперта, будет невысокой.

«Запуск МЦК позволит ускорить развитие порядка 10,8 тыс. га территорий. Сегодня это фактически брошенные промышленные площадки, которые используются неэффективно или совсем не вовлечены в жизнь города», – отметил Марат Хуснуллин. По предварительным прогнозам, вблизи МЦК будут проживать около 50 тыс. человек. Количество рабочих мест может быть значительно выше. Только на транспортно-пересадочных узлах планируется создать около 40 тыс. новых рабочих мест, изменив тем самым географию мест приложения труда. «При этом еще более 3 тыс. рабочих мест создается на самой магистрали», – рассказал Хуснуллин.

Одной из первых территорий около МЦК, которая получит новое градостроительное развитие, может стать промзона «Лихоборы» около одноименной платформы кольца и станции НАТИ Октябрьской железной дороги. Москомархитектура в ближайшее время завершит разработку проекта планировки. По мнению опрошенных «Московской перспективой» экспертов, там предполагается жилая застройка, а также создание большого количества рабочих мест. На площади порядка 200 га может быть возведено от 600 тыс. до 2 млн кв. метров различной недвижимости. 

В ближайшей перспективе городские власти планируют построить здесь ТПУ «Лихоборы», который предусматривает реконструкцию проезда Черепановых и строительство улично-дорожной сети, продление платформы НАТИ, строительство многофункционального комплекса с паркингом на 1000 машиномест и наземного гаража. Для удобства автомобилистов власти столицы предусмотрят съезд с Северо-Восточной хорды. «Кроме того, доступность территории улучшится за счет ввода в эксплуатацию в 2017 году двух станций метро – «Верхние Лихоборы» и «Селигерская» на Дмитровском шоссе», – отметила директор департамента консалтинга NAI Becar Анна Данченок.

Александр Шибанов