Применение BIM-технологий на стройках госзаказа стало обязательным.
С новым годом в строительную отрасль пришли новые правила: с 1 января 2022 года на объектах госзаказа необходимо применять технологии информационного моделирования согласно постановлению правительства РФ. О подготовке отрасли к этому переходу и пилотных проектах столицы с применением BIM – в материале.
Строительная отрасль сделала рывок – появились новые «правила игры», основывающиеся на условиях обязательного перевода на информационное моделирование проектов, в реализации которых задействованы бюджетные средства.
Вектор на ускорение
Обязательный переход на BIM вполне ожидаем. Строительная отрасль России переживает эволюцию, которую должна была пройти еще несколько лет назад, и ею движут пять мегатрендов. Среди них демографический рост, урбанизация, проникновение технологий во все сферы жизни, озабоченность общества экологией, а также комфорт, который необходим людям.
ТИМ – это технология информационного моделирования в строительстве, включающая процессы создания, изменения и последующего использования виртуальной копии здания.
ТИМ-технология используется на всех стадиях жизненного цикла объекта — от проектирования, строительства и эксплуатации до реконструкции.
С помощью ТИМ специалисты создают не просто картинку в 3D-формате, а базу данных, где хранится вся информация об объекте: сколько нужно стройматериалов, какова начинка здания, а главное – в модели можно увидеть проблемные участки будущего объекта еще на этапе проекта и исправить их – одним кликом компьютерной мыши.

Назад
Особенность ТИМ в том, что строительный объект проектируется как единое целое. Изменение какого-либо параметра влечет за собой автоматическое изменение связанных с ним параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.
ТИМ позволяет создавать и контролировать не только сам объект на всем его жизненном цикле, но и все, что расположено рядом – дороги, поликлиники, школы и так далее.
Использование технологии информационного моделирования позволило существенно сократить время прохождения экспертизы, минимизировать многократные корректировки проекта. Грамотная проработка и синхронизация разделов проектной документации позволила оптимизировать затраты на строительство.

Назад
Все московские застройщики, работающие с проектами по государственному заказу, должны перейти на ТИМ-технологии. При этом в столице технологии информационного моделирования уже использовались при строительстве таких объектов как:

Москва стала пилотной зоной внедрения технологий информационного моделирования в программу реновации. Апробация ТИМ-технологий на пилотных объектах – один из важных шагов не только к централизованному применению информационного моделирования в Москве, но и к формированию единого информационного городского пространства.
Назад
Использование ТИМ-технологий позволило сократить сроки проектирования инфекционного центра в Новой Москве.
Одним из преимуществ использования ТИМ при проектировании инфекционной больницы стало высокое качество проектной документации в части увязки смежных разделов по архитектурно-строительным и инженерным системам.

К примеру, с помощью ТИМ оперативно выявляли коллизии при разработке проектных решений по системе вентиляции. Это позволило исключить переток воздуха из грязной зоны в чистую, обеспечив полную изоляцию от попадания вируса во внешнюю среду.
Назад
BIM-моделирование отвечает на все эти вызовы, или мегатренды. Оно привносит диджитализацию в отрасль. Главный плюс – сокращение сроков строительства и ввода объектов в эксплуатацию, благодаря которым снижается стоимость работ, ведь с помощью этих технологий можно предусмотреть ряд проблем и предотвратить их еще на этапе проектирования.
BIM дает возможность улучшить технические характеристики объекта и иметь максимальную открытость процессов на всех этапах строительства и жизненного цикла здания.
Есть определенные сложности и в системе технического регулирования в строительстве. В их числе – отсутствие четкого разграничения между обязательными и добровольными требованиями, разделения объекта и аспекта стандартизации (необходимы общие национальные стандарты), единого подхода к нормированию и установлению требований, методологии, понятийного аппарата и методических материалов.
Сейчас время ускоряться, так как Россия пока отстает от ведущих стран в вопросах BIM-моделирования. Продвигать эту повестку необходимо всем участникам отрасли: производителям стройматериалов, девелоперам, архитекторам, строительным компаниям, институтам развития.
BIM в России: проблемы и планы
Если говорить о федеральной повестке, то на этом рынке есть несомненные первопроходцы по внедрению BIM-технологий в стройку, например, Москва. В других же субъектах для начала нужно определить уровень развития, или так называемые стартовые позиции, а также предоставить лидерам возможность опережающего развития.
По мнению заместителя руководителя ФАУ «ФЦС» Артема Русских, переход к BIM должен быть постепенным или эволюционным. В него входят создание нормативно-правовой и нормативно-технической документации, обеспечение готовности субъектов к использованию технологий информационного моделирования (в том числе обучение этим технологиям), формирование и выполнение пилотных проектов, развитие строительного инжиниринга.
По словам руководителя Департамента строительства Москвы Рафика Загрутдинова, внедрение BIM является решением ряда важнейших задач. Однако необходимо преодолеть и определенные барьеры: нехватку квалифицированных кадров и технического и программного обеспечения, бумажный документооборот и неопределенность источника финансирования для работы с технологиями на всех стадиях жизненного цикла объекта.
«Внедрение BIM – важнейшее условие для реализации стройплощадки будущего, или как мы ее называем – «умной» строительной площадки», – сказал Загрутдинов.
Москва не останавливает развитие в направлении BIM. Так, в столице в 2022 году планируется заключить еще 213 государственных контрактов с применением технологий информационного моделирования общей суммой в 110 млрд рублей.
Обучение BIM
Обучение технологиям информационного моделирования – немаловажная часть политики их внедрения. При этом переходе отрасли дополнительно понадобится 100 тыс. специалистов с компетенциями в BIM.
Однако помимо молодых специалистов отрасли нужны и опытные кадры, которые уже работают и в данный момент могут получить три вида образования: в консалтинговых учреждениях; дополнительное профессиональное образование либо начать новое обучение в вузе.
Сейчас на рынке превалируют курсы по иностранному программному обеспечению BIM, большая часть которых освещает методологию (то есть базу), а незначительная уделяется российскому ПО.
Пилотные проекты Москвы
Как отмечал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, Стройкомплекс столицы уже более пяти лет успешно внедряет цифровые технологии. Это делается по поручению мэра Москвы Сергея Собянина.
«Сегодня в органах власти города работает более полутора тысяч специалистов, имеющих подтвержденную квалификацию по BIM», – заявил Андрей Бочкарёв.
Об успешном внедрении говорят и сами столичные проекты. Так, в 2022 году в Москве завершится строительство дома по реновации с использованием технологий информационного моделирования. Разработка проектных решений по объекту на ул. Судостроительной, вл. 15, выполнялась сразу в BIM-модели с последующим автоматизированным выпуском необходимых чертежей и спецификаций.
Кроме того, инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» планирует создать первую единую информационную модель одной из перспективных линий метро.
«До этого BIM-технологии применяли только при создании отдельных станций. В частности, элементы технологий информационного моделирования были применены при проектировании станций «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково» Большой кольцевой линии метро», – пояснил руководитель холдинга Юрий Кравцов.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Единая информационная модель объекта помогает понять, сколько оборудования и материалов понадобится при проведении работ. Также она может предотвратить ошибки.
Прошедшие подготовку специалисты АО «Мосинжпроект» применят новейшую методологию информационного моделирования при реализации пилотного проекта на строящемся электродепо «Красный Cтроитель» для будущей Бирюлёвской ветки.
Опытная эксплуатация среды общих данных (СОД) уже выполнена. Вместе с системой автоматизированного проектирования это поможет управлять данными и отслеживать ход работ.
Напомним, впервые компания «Мосинжпроект» применила технологии информационного моделирования при реконструкции стадиона «Лужники».
В планах на 2022 год у Москвы помимо внедрения технологий информационного моделирования, создание полноценной базы «Цифрового паспорта строителя», интеграция автоматизированного доступа на стройплощадку через систему контроля управления доступом с проверкой прохождения инструктажей по безопасности и измерением температуры, а также применение онлайн-мониторинга искусственный интеллект.
Строительство в округах, районах