timelapse

Соблюдая баланс интересов

Темы в материале

Несмотря на то что 43-й Федеральный закон принимался в апреле 2013 года для скорейшей реализации проекта «Новая Москва», ни одного обращения в суд от собственников земельных участков за прошедший год не было. Это, по мнению руководителя Департамента развития новых территорий Москвы Владимира Жидкина, свидетельствует о том, насколько профессионально и грамотно был подготовлен этот закон.

«Перед правительством Москвы поставлена государственная задача - построить на присоединенной территории новый город с полуторамиллионным населением и миллионом рабочих мест. Для этого в апреле 2013 года был принят закон № 43, предоставляющий Москве специальный порядок регулирования, права на строительство и разрешительную документацию. Закон призван соблюсти баланс государственных, общественных и частных интересов и регламентировать все виды правовых отношений, которые могут возникнуть при строительстве подобных масштабов», - говорит один из авторов закона, депутат Госдумы Владимир Ресин.

По словам Владимира Жидкина, практически вся территория новой Москвы находится в частных руках, поэтому ФЗ № 43 крайне необходим. Без него этот город было бы практически невозможно построить.

Не доводить дела до судебных процессов позволяет эффективный механизм согласительных процедур, а это, по словам Владимира Ресина, «самый главный положительный эффект» 43-го ФЗ.

Это было достигнуто благодаря тому, что изъятие по сути дела было заменено выкупом, причем по рыночным ценам. Так, стоимость сотки здесь доходит до 300 тыс. рублей. Если идет изъятие жилого объекта и это жилье у гражданина единственное, то в законе предусматривается предоставление равноценного жилья.

«Сейчас проектирование дорог и инженерных коммуникаций предусматривается по свободным от застройки земельным участкам. На Калужском шоссе под изъятие предусматривается всего 3 жилых частных дома. Что касается жилых домов, их снос будет компенсирован по рыночной стоимости, - говорит Владимир Жидкин. Мы уже заканчиваем строительство двух 8-километровых участков дорог: между Киевским и Калужским, Калужским и Боровским шоссе. В зону отчуждения попали 25 собственников, среди которых три частных лица. Им возместили изъятие домов и участков, сумма компенсации составила 700 млн рублей».

Теперь строители приступили к третьему дорожному отрезку - от поселка Коммунарка до Южного Бутова. Здесь строительству мешают 17 собственников. Им выплатят более 800 млн рублей.

На территории новой Москвы будет возведена недвижимость общей площадью около 100 млн кв. метров, в том числе жилье площадью 52 млн кв. метров, 60 км автомобильных дорог, новые ветки метро, транспортно-пересадочные узлы, участок центральной кольцевой автодороги, 50 млн кв. метров офисных и производственных площадей. На все это потребуется около 7 трлн рублей. Естественно, ни один бюджет не вынесет такой нагрузки. Инвесторы это понимают и готовы вкладывать свои средства.

По словам Владимира Ресина, благодаря механизму договорных и согласительных процедур, предусмотренных в законе, правительство Москвы планирует половину требуемых инвестиций для преображения территорий новой Москвы привлечь из внешних источников. Уже сегодня достигнута договоренность о строительстве 7,5 км метро и 9 км дорог за счет инвесторов.

Другой пример - Саларьево, где собственники объединились для освоения принадлежащих им земель. Там предусмотрены строительство ТПУ и застройка прилегающих территорий. За счет средств инвесторов разрабатывается порядка тысячи гектаров.

«У нас есть 2 типа заинтересованных инвесторов. Первые - те, кто имеет недвижимость около этих транспортно-пересадочных узлов. Это те инвесторы, которые хотят развивать свою территорию. С принятием ФЗ № 43 мы увеличили данные границы, чтобы территория развивалась комплексно вместе с городскими структурами, Мосинжпроектом, РЖД, метро. Вместе мы будем развивать данную территорию. Здесь инвесторы играют активную роль, вплоть до того, что хотят за свои деньги построить линейные объекты и платформу, даже небольшой вокзал. Саларьево - это такой положительный пример. Также Ботанический сад, где за свои деньги инвесторы готовы построить ТПУ.

Второй тип инвесторов готовы вложить деньги в строительство, но не имеют недвижимости или земли рядом с ТПУ. После поездки Сергея Семеновича в Китай было несколько таких предложений от китайских инвесторов. Они готовы вкладываться в ТПУ, финансировать их и получать квадратные метры недвижимости, в т.ч. вкладывать и в линии метро между ТПУ», - уточняет председатель Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства Константин Тимофеев.

Оценивая первый год правоприменительной практики закона, можно констатировать: новый закон позволил, во-первых, значительно сократить время на 1 фазу любого строительного проекта, оформление прав; во-вторых, все полномочия по резервированию, изъятию, формированию и оформлению земельных участков под строительство на территории столицы переданы Москве и закреплены за Департаментом государственного имущества города; в-третьих, закон устанавливает очень жесткие сроки для выполнения госорганизацией кадастрового учета и регистрации - 5 рабочих дней.