timelapse

Столица: два года в новых границах

Темы в материале

Недавно столица отмечала важную дату - два года, как Москва живет в новых границах. Известно, что к мегаполису были присоединены территории площадью почти 150 тысяч гектаров со слабо развитой транспортной, социальной, инженерной инфраструктурой, а также недостаточно благоустроенные для горожан.

Поэтому перед столичными властями сразу встала двуединая стратегическая задача: обеспечить здесь качество жизни такое же, как и во всей Москве; вместе с этим разгрузить историческую часть мегаполиса путем переноса на присоединенные территории ряда официальных центров, а также за счет интенсивной жилищной и деловой застройки новой Москвы. В результате столица должна получить импульс децентрализованного развития, равномерно распределяя по всей огромной своей площади жилищные, деловые, транспортные нагрузки. Что за два года сделано в этом направлении, и что предстоит сделать в перспективе? Этим вопросам было посвящено федеральное совещание, которое провел председатель Правительства России Дмитрий Медведев.

ФОРМУЛА ИНТЕГРАЦИИ

Открывая федеральное совещание, председатель Правительства России Дмитрий Медведев отметил, что хотя решение о присоединении к Москве новых территорий состоялось 1 июля 2012 года, подведение итогов сделанного и разговор о перспективе развития ведется именно сейчас - во второй половине августа. Дело в том, что 1 июля было принято только решение федерального руководства, а непосредственные практические работы после ряда документальных процедур по развитию новых территорий начались именно в августе 2012 года. Площадь Москвы тогда увеличилась в 2,5 раза, почти на 150 тысяч гектаров. В результате и без того огромнейший мегаполис фактически стал одним из самых крупных в мире - как по территории, так и по населению. И два года - это мизерный срок для освоения и развития столь огромных площадей, но столичные власти успели сделать многое.

Свою стратегию Правительство Москвы здесь выстроило в правильном направлении. Прежде всего команда С. Собянина нацелена на то, чтобы не превратить новую Москву в очередной пресловутый спальный район огромного мегаполиса, где жилые кварталы «разбавлены» парой торговых центров, да и только. Основная задача столичных властей заключается в том, чтобы интегрировать новую Москву в историческую столицу, превратив ее в современную часть города. Правительство Москвы стремится развивать присоединенные территории по лучшим европейским стандартам, реализовать на них самые передовые градостроительные технологии, создавать дорожно-транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру. Здесь уже многое сделано для формирования удобной и комфортной городской среды, обеспечения высокого уровня экологической чистоты.

Вместе с этим решается важнейшая задача снятия колоссальной нагрузки с исторической Москвы за счет переноса на присоединенные территории центров деловой активности и жилищной застройки, планируется сюда перенести и часть столичных управленческих функций, а возможно и федеральных. Все это позволяет на практике воплотить принципы полицентрического развития Москвы, которое в современных условиях признано наиболее эффективным в обеспечении жизнедеятельности крупных мегаполисов, организации в них деловой активности.

ТОЧКИ РОСТА

Докладывая о том, что уже столичные власти собственными силами сделали и какие перспективы наметили по развитию новой Москвы, С. Собянин напомнил, что на присоединенных территориях общей площадью 148,4 тысячи гектаров определены потенциальные точки роста. Среди них: административно деловой центр в Коммунарке; технопарки в населенных пунктах Румянцево и Мосрентген; инновационные и научные центры в Троицке и Сколкове; аэрокластер Внуково. Также это логистические центры в Марушкине, Бекасове, а также в районе ЦКАД и Московской большой окружной железной дороги; производственный и логистический центр в Щербинке; комплекс агрокластеров; историко-туристические и рекреационные центры Остафьево, Успенское, Вороново; интенсивная жилищная и деловая застройка в первом поясе урбанизации.

Всего на новых территориях будет создано порядка 1 млн новых рабочих мест, а также построено жилья с расчетом на 1,5 млн человек. Потенциальные объемы строительства недвижимости составляют свыше 100 млн квадратных метров, из которых чуть более половины, а именно 52 млн квадратных метров, будет жилой фонд. За прошедшие два года на новых территориях уже возведено 3,5 млн квадратных метров недвижимости, в том числе 2,6 млн квадратных метров жилья. В течение нынешнего полугодия, с января по июль 2014 года, построено 1,5 млн квадратных метров недвижимости, что составляет треть недвижимости, введенной в действие за это время во всей Москве.

ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС

Как одну из стратегических задач столичные власти рассматривают формирование транспортного каркаса новой Москвы. Так устроен мир, столица является тем центром, который задает тон стране фактически по всем направлениям. Поэтому опыт, который приобретается при развитии присоединенных к Москве территорий, будет чрезвычайно полезен для обустройства других регионов. То, что делается в новой Москве, должно быть примером для развития всего нашего государства в целом.

Дмитрий Медведев обратил особое внимание участников совещания на один из факторов освоения присоединенных территорий - жилищную застройку. Это крайне важная задача, которая должна решить наиболее болезненную проблему москвичей - квартирную. Нынешняя Москва считается одним из самых густонаселенных мегаполисов мира. Уровень обеспеченности жильем на душу населения в столице, как это ни странно, является самым низким в нашей стране, составляет 19 квадратных метров на человека, имеющего квартиру. За счет интенсивной жилищной застройки присоединенных территорий, конечно, в комплексе с созданием социальной и транспортной инфраструктуры, эту сложнейшую и масштабную задачу столичным властям предстоит решить.

Поднял Дмитрий Медведев и вопрос о переводе в новую Москву федеральных органов управления. «Сейчас у нас с деньгами все непросто, да и вообще это задача сверхсложная, но в принципе выполнимая; и, как мне представляется, сама по себе идея достаточно интересная», - сказал председатель Правительства России.

СОЗДАТЬ ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ

В своем докладе С. Собянин подчеркнул, что для Москвы комплексное и масштабное развитие присоединенных территорий является чрезвычайно важной стратегической задачей. И прежде всего потому, что это раскрывает потенциал города, аккумулирует возможности его развития с точки зрения решения острейшей жилищной проблемы, создания новых рабочих мест, обустройства огромных экологически чистых природных территорий, превращения их в место притяжения горожан для активного отдыха, культивации здорового образа жизни.

С. Собянин подчеркнул, что новые территории не являются обособленными, они тесно интегрируются в существующую городскую застройку. Первый пояс урбанизации, который и будет застраиваться именно как городские площади, находится между историческими столичными районами - Южное Бутово, Солнцево, Переделкино и Внуково. Теперь эта территория развивается более интенсивными темпами и в расширенном диапазоне. Насколько эффективно и результативно будет продолжаться такой процесс, во многом зависит от уровня экономики как в рамках мегаполиса, так и в масштабах всей страны.

Это обусловлено прежде всего тем обстоятельством, что почти четверть, а именно 24 процента, внутреннего валового продукта страны дает Московская агломерация, включая столицу и Московскую область. А потому прирост общероссийского внутреннего валового продукта в немалой степени зависит от развития агломерации, в том числе присоединенных к столице территорий. Объем инвестиций в эти территории уже составляет порядка 300 млрд рублей в год и в ближайшее время вырастет до 400 - 500 млрд рублей. Это в основном коммерческие, в том числе иностранные, инвестиции, которые приходят в нашу страну и Москву. Но чтобы обеспечить инвесторам по-настоящему деловой климат, возможности результативной работы, необходимо создать соответствующие экономические и организационные условия.

Прежде всего это формирование развитой транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, что является важнейшей задачей органов государственной власти. «В связи с этим мы реализуем крупномасштабную программу строительства метрополитена с выходом на присоединенные территории, развития дорожно-уличной сети, в том числе с созданием в новой Москве своего транспортного каркаса. Идет активное строительство объектов социальной инфраструктуры. В этом отношении делается очень многое. Тем не менее нам нужна и помощь федеральных властей. В частности, в плане развития транспортной инфраструктуры.

В первую очередь такая помощь должна заключаться в модернизации существующих линий железной дороги, обеспечивающих пригородные перевозки», - заявил С. Собянин. Особенно это важно, подчеркнул столичный градоначальник, в плане модернизации Киевского направления железной дороги до Внукова, что еще кроме освоения новых территорий связано с развитием Внуковского аэроузла. «По тем планам, которые существуют в Министерстве транспорта России, объем перевозок во Внуково должен увеличиться почти вдвое. Сегодня все транспортные возможности доставки туда пассажиров исчерпаны. Поэтому прошу рассмотреть организацию федеральными силами реконструкции железной дороги до Киевского направления как одну из первоочередных задач», - обратился С. Собянин к председателю Правительства России Дмитрию Медведеву.

Московский Мэр также поднял проблему федеральной поддержки по созданию крупного административно-делового центра в поселении Коммунарка. Там формируется два кластера - медицинский и образовательный.

Особое внимание уделяется продлению на присоединенные территории трех линий метро. Так, Сокольническая ветка протянется сюда на 7 километров - от действующей в исторической части мегаполиса станции «Юго-Западная» до строящейся станции «Саларьево», рядом с которой будет создан крупный транспортно-пересадочный узел. На новом семикилометровом участке подземки откроются три станции. Это последовательно после «Юго-Западной»: «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево». Причем «Румянцево» будет открыта уже в нынешнем году и станет первой станцией метро в новой Москве. Протяженность Калининско-Солнцевской линии по присоединенным территориям составит 14,2 километра, где будет построено 7 станций - от «Раменки» до «Рассказовки».

Этот участок полностью будет введен в действие в 2017 году. Отдельную линию метро протянут в Коммунарку, где формируется административно-деловой центр. Протяженность этой ветки займет 16 километров с расположением семи станций.

К 2018 году в новой Москве планируется построить и кардинально реконструировать еще 13 автомобильных дорог общей протяженностью 135 километров. Важнейшей транспортной магистралью будет Калужское шоссе, глубокая реконструкция которого начнется уже в нынешнем 2014 году. Одним из значимых проектов станет строительство в новой Москве участка Центральной кольцевой автомобильной дороги - ЦКАД. К ее сооружению «Росавтодор» приступит в самое ближайшее время.

Многое делается для модернизации пригородного пассажирского железнодорожного сообщения. В том числе на Киевском направлении планируется строительство третьего и четвертого главных путей, а также второго главного пути на участке Лесной городок - Внуково.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И КОМФОРТНАЯ СРЕДА

Как другую стратегическую задачу столичные власти рассматривают создание в новой Москве комфортного общественного пространства, благоустройство природных территорий, поддержание высокого уровня экологической чистоты. Так, уже созданы три первые парковые зоны. Это «Красная Пахра» возле поселения Краснопахорское, «Сосны» рядом с поселком Новофедоровское и «Ручеек» у поселка Марушкинское. Сейчас в разработку заложены еще 89 перспективных территорий, где создадут современные благоустроенные парки и другие рекреационные зоны.

Столичные власти многое делают для развития образования на присоединенных территориях. Здесь уже построено 4 новые школы на 2575 учащихся и 14 детских садов на 2700 мест. В планы на ближайшие два года заложена перспектива возведения еще 27 детских садов и 12 школ, которые будут сооружаться, как правило, в местах новостроек. Развитие социальной инфраструктуры также подразумевает укрепление системы здравоохранения. В новой Москве уже построено 6 поликлиник, включая 4 быстровозводимых модульных здания и один медицинский корпус. В планах на ближайшие годы - строительство еще 7 поликлиник и подстанции скорой помощи. На присоединенных территориях, как и в исторической части мегаполиса, столичные власти строго придерживаются правила: возведение объектов социальной и транспортной инфраструктуры должно опережать темпы жилищной застройки, чтобы новоселы с самого начала не имели затруднений с лечением, устройством детей в школы и детсады, а также не испытывали транспортных проблем.