timelapse

Столичное метро прирастет "китайской" линией

Темы в материале

Москва все больше становится привлекательной для иностранных инвестиций. Реализуемые в столице крупные инфраструктурные проекты, создание инновационных и промышленных площадок открывают новые возможности для развития города, а для инвесторов – перспективы для выгодных вложений. Интерес к Москве растет. Подписанные соглашения во время недавнего визита мэра столицы Сергея Собянина в КНР тому пример. Подробности одной из таких сделок – в этом выпуске международной страницы «ВМ».

Китайцы инвестируют в строительство столичной подземки два миллиарда долларов. Новую ветку подземки на присоединенных территориях они готовы построить уже в 2017 году.

Китай вкладывает в транспортную инфраструктуру Москвы два миллиарда долларов. Эти гигантские деньги на развитие нашего метро направят две компании – China Railway Construction Corporation и China International Fund.

Метро в обмен на жилье и офисы Напомним, соглашение о привлечении инвестиций из Поднебесной подписал в Пекине мэр Москвы Сергей Собянин. Соглашение предусматривает строительство ветки Московского метрополитена в Новой Москве: «Улица Новаторов» – «Столбово».

- Мы встречались в Москве и договорились о привлечении инвестиций в строительство метрополитена. Эта программа является одной из самых крупных в мире. Она уступает по масштабу пекинской и шанхайской программам, но в Европе она самая большая, – заявил перед подписанием соглашения Сергей Собянин.

Заммэра Марат Хуснуллин уточнил:

- Если начнем строить эту ветку в 2015 году, то завершить работы сможем уже в 2017-м, – отметил чиновник.

По его словам, интерес китайских партнеров в этом проекте очевиден.

Власти Москвы предлагают китайским инвесторам для строительства вместе с метро примерно 2 миллиона «квадратов» недвижимости: жилья, офисов и торговых центров.

Марат Хуснуллин добавил, что эта недвижимость будет иметь продажную стоимость порядка 5-7 миллиардов долларов и может быть построена за 5-10 лет. Таким образом, инвестиции китайских партнеров довольно быстро отобьются, ведь Москва сейчас – один из самых динамично развивающихся мегаполисов, и недвижимость достаточно быстро купят или возьмут в аренду. Заммэра также подчеркнул, что Москве очень нужен опыт строительства метро Шанхая.

- Хотя шанхайскому метрополитену всего 21 год, но его протяженность больше, чем в Москве, – 538 километров, – рассказал заммэра. – Если в Москве китайцы будут строить такими же темпами, то для нас это только плюс, ведь москвичи смогут гораздо быстрееполучить новые станции в шаговой доступности.

Китайцы строят быстро и качественно Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин считает, что сотрудничество с Китаем перспективно.

- С точки зрения опыта транспортного строительства китайцы опередили весь мир. Автомобильных и железных дорог они сейчас строят больше, чем весь земной шар вместе взятый! – пояснил эксперт. По словам Михаила Яковлевича, Китай в строительстве метро не пользуется ноу-хау. Они применяют технологии, которые уже изобрели немцы, канадцы, японцы или корейцы. – В плане технологий мы вряд ли чему-то у Китая научимся. А вот организации труда можем научиться, – уверен эксперт. – Китайцы работают лучше, при этом их труд дешевле, – заявил эксперт.

Есть и еще одна причина привлечения китайцев. На все линии не хватает сил – При проектировании строительства метро у нас такой высокий темп, что строителей, подготовленных по современным технологиям, уже не хватает, – заявил заммэра Марат Хуснуллин. – Мы и пошли на то, чтобы собрать всех профессионалов в странах бывшего Советского Союза.

Он добавил, что специалистов из Украины, Белоруссии и Азербайджана привлекли к строительству Калининско-Солнцевской линии. А китайцы, получается, займутся «своей» веткой.

АГВАН МИКАЕЛЯН ГЕНДИРЕКТОР КОМПАНИИ ФИНЭКСПЕРТИЗА

Если китайцы будут строить легкое метро, то оно обойдется значительно дешевле, а значит, окупится быстрее. Вообще, в цивилизованных странах все инфраструктурные проекты – рельсовые и платные автодороги – приносят прибыль. Пусть не сразу – через десятки лет, но приносят. Поэтому их так активно и строят. Я уверен, главная причина китайских инвестиций в Москву проста. Сейчас Китай имеет самые большие валютные запасы в мире. У него больше всего американских долларов и ценных бумаг США. Но эти активы в любой момент могут начать дешеветь. Больше того – наверняка начнут! Поэтому наши китайские партнеры торопятся вложить деньги во что-то вещественное, менее подверженное рискам обесценивания. Не зря они у нас газ на 30 лет вперед купили. Транспорт и недвижимость в развивающемся мегаполисе – это тоже хорошее вложение средств. Оно не сразу принесет прибыль, но китайцы часто играют в долгую – это особенность их менталитета.

Справка

Быстрее всего в мире растет метрополитен Пекина. В 2006 году имелось всего 114 км линий, а в начале 2012 года – уже 15 линий общей длиной 442 км! К концу 2015 года планируется увеличить систему до 28 линий общей длиной 708 км, а в 2020 году длина системы должна достичь 1050 км. В пекинском метро ходят поезда, развивающие скорость до 100 км/ч.