Замыкая круг: этапы становления Большой кольцевой линии метро
7 декабря состоялось историческое событие: впервые в московском метростроении прошел одновременный запуск 10 станций. В церемонии открытия нового участка Большой кольцевой линии приняли участие президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.
Открытый участок БКЛ связан пересадками с семью другими линиями подземки и двумя станциями Московских центральных диаметров (МЦД).
Среди запущенных в работу – девять новых станций: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».
«Сегодня произошло историческое событие для московского метро – открывается сразу 10 станций. Всех поздравляю с этим событием и этим успехом. Новые станции БКЛ заметно улучшат транспортную доступность районов на западе и юге Москвы. Для миллионов людей поездки станут более быстрыми и комфортными. Изменится весь ритм города», – отметил президент России Владимир Путин.
С запада на юг
Каждая из 10 открывшихся станций имеет уникальный дизайн. Например, на станции «Терехово» с помощью цифровой печати по бетону на колонны нанесли силуэты человеческих фигур. А для освещения архитекторы использовали светодиодные подвесные светильники-кольца, которые распределяют свет в разные стороны.
От станции «Терехово» до «Кунцевской» и далее до «Аминьевской» на БКЛ построены двухпутные тоннели, сооруженные ТМПК диаметром 10 метров. Машины прокладывали тоннель даже под водными преградами: руслом Москвы-реки и Карамышевским спрямлением.
По словам мэра столицы Сергея Собянина, на базе станции «Кунцевская» сформирован крупнейший в Москве транспортно-пересадочный узел.
«ТПУ объединяет МЦД-1, Арбатско-Покровскую, Филёвскую и Большую кольцевую линии метро. То есть этот узел влияет на транспортную ситуацию в целом ряде районов Москвы, а это около полумиллиона жителей. Важнейший участок, в составе которого была построена станция, даст совершенно другие транспортные возможности, разгрузит радиальные направления метрополитена и улично-дорожную сеть», – отметил столичный градоначальник.
Интерьеры «Кунцевской» словно высечены из цельного камня. Все поверхности на станции имитируют античную мозаичную технологию терраццо в светло-сером оттенке. Освещается платформа крупными цилиндрическими светильниками.
В кассовом зале станции «Давыдково», построенной неподалеку от самой крупной базы МЧС России, размещено панно «Звезда спасения». В его центре – икона Божией Матери «Неопалимая Купина», покровительствующая спасателям, а на периферии – пожарная каланча.
Главный декоративный элемент интерьера станции «Аминьевская» – потолок, который напоминает морские волны, динамику потолочной конструкции добавляют встроенные светильники. Морская тематика продолжена в дизайне путевых стен, которые оформлены в голубых и серых тонах.
Станция расположена в самом центре района Очаково-Матвеевское, некогда возглавлявшего топ городских мест с худшей транспортной доступностью. Ее открытие в корне поменяет ситуацию. Как ожидается, пассажиропоток здесь составит 230 тысяч человек в сутки, что позволит снизить нагрузку на соседние линии – Арбатско-Покровскую и Сокольническую. Кроме того, на «Аминьевской» открылся переход на одноименную платформу четвертого маршрута Московских центральных диаметров (МЦД-4).
Станция «Мичуринский проспект» с декоративными потолочными орнаментами спроектирована как пересадочная на Солнцевскую линию, которая в 2023 году будет продлена до аэропорта Внуково. Чтобы уменьшить пятно застройки, было решено запроектировать станцию семиэтажной: пять этажей станционного комплекса построены под землей и еще два – на поверхности.
Станция «Проспект Вернадского» выполнена в стиле хай-тек. На потолке в шахматном порядке располагаются светильники, световое отражение которых создает узор на мраморном полу. Черные гранитные колонны на платформе органично смотрятся на фоне ярко-оранжевых путевых стен.
Как и расположенная рядом улица, станция «Новаторская» названа в честь строителей-новаторов, возводивших на юго-западе Москвы пятиэтажные микрорайоны. Изначально станцию не планировали делать пересадочной, но в конце 2013 года ее стали проектировать как часть пересадочного узла на будущую станцию Троицкой линии.
Главный акцент в интерьерах «Новаторской» – «пламенеющий» потолок из пластин многослойного стекла трех оттенков оранжевого цвета. Это первая станция в московской подземке, где применили стекло в качестве отделочного материала потолка.
На станции «Воронцовской» архитекторы постарались воссоздать космический дизайн. Потолок платформы состоит из 11 600 алюминиевых «тарелок». С помощью программ трехмерного моделирования получилось сымитировать Млечный Путь. «Ломаные» серые колонны на платформе напоминают метеориты, а полоцкий мрамор из российских карьеров ослепляет, как «белый бриллиант» – звезда Сириус.
Впервые в истории московского метро в отделке станции использован кварцевый агломерат. Это искусственный камень, который весьма износоустойчив из-за отсутствия пустот.
«Над материалом проводили эксперименты, которые показали, что в нем не образуются трещины от ударов. Это абсолютно прочный камень, который можно сравнить с вулканической породой», – рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Метро жителям района Зюзино обещали с 1960 года. Тогда в новые районы Москвы планировали провести линию вдоль Севастопольского проспекта, но уже в 1971 году с появлением более новых районов планы поменялись. В результате Серпуховский радиус провели в Чертаново. И вот спустя шесть десятилетий метро наконец-то пришло сюда – открылась станция «Зюзино» БКЛ.
Ее дизайн перекликается с эстетикой района – типовой застройкой середины прошлого века. Колонны облицованы светло-серым мрамором, потолок собран из разноформатных кубических алюминиевых элементов.
После 50 лет эксплуатации инфраструктура «Каховской» потребовала полного обновления – ремонта платформы, замены облицовки стен, части верхнего строения пути и практически всех инженерных коммуникаций. Поэтому после закрытия станции на реконструкцию главной задачей было сохранить исторический облик. Восьмигранные колонны облицевали красно-коричневым мрамором, максимально похожим по цвету и структуре на облицовку 1969 года, и подобрали по цвету новую облицовку стен.
В ходе второго этапа реконструкции на «Каховской» появится еще одна пересадка на станцию «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии.
Как рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов, координация строительства с применением цифровых моделей объектов помогла ускорить запуск нового участка линии. Разработанное холдингом единое информационное пространство дает возможность специалистам из разных подразделений работать фактически в одном файле.
«Так, за счет «цифры» на станциях «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково» были просчитаны все трассировки инженерных коммуникаций и кабельных линий. В будущем отработанные Дивизионом метро технологии мы будем использовать на всех фазах создания перспективных участков и линий метрополитена», – отметил Юрий Кравцов.
Этапы становления БКЛ
БКЛ строят и запускают участками. В ноябре 2011 года началось строительство первого участка Большой кольцевой линии от станции «Деловой центр» до «Петровского парка», который открылся в феврале 2018 года. В этом же году 30 декабря открыли «Савёловскую» с переходом на одноименную станцию Серпуховско-Тимирязевской линии.
Второй участок – от «Электрозаводской» до «Авиамоторной» – начали строить в январе 2016 года. В 2017-м строители приступили к работам на будущих станциях БКЛ «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники».
В марте 2019 года «Каховскую» закрыли на реконструкцию для последующего включения в состав Большой кольцевой линии, а в октябре того же года закрыли «Варшавскую» и частично «Каширскую».
В 2020 году на Большой кольцевой линии открыли сразу два участка: «Нижегородская» – «Лефортово» в марте и «Лефортово» – «Электрозаводская» 31 декабря. Эти участки временно работают в составе Некрасовской линии. Весной 2021 года запущен участок от «Хорошёвской» до «Мнёвников». Там организовано вилочное движение в сторону «Мнёвников» и «Делового центра» – это способ организации движения рельсового пассажирского маршрутного транспорта, при котором линия имеет разветвление и часть поездов направляется по одному ответвлению, а часть – по-другому. В составе участка были открыты две станции – «Народное Ополчение» и «Мнёвники». Они стали первыми станциями метро в районе Хорошёво-Мнёвники, где проживает 174 тыс. человек.
В сентябре 2021 года произошло сразу несколько знаменательных событий в строительстве БКЛ: технический пуск участка «Мнёвники» – «Давыдково» (11 сентября), «Давыдково» – «Проспект Вернадского» (16 сентября) и «Проспект Вернадского» – «Каховская» (18 сентября).
Долгий путь
Но как же возникла идея создать Большое кольцо в московском метро? Еще в 1940-е годы стало понятно, что столице будет недостаточно одной Кольцевой ветки. Об этом свидетельствует медальон с надписью «Станция «Курская» Большого кольца» на одноименной станции Кольцевой линии метро. Речь идет об идее, которая появилась еще в 1947 году: запустить еще одно кольцо – малое, которое должно было располагаться в районе Бульварного. Движение планировалось осуществлять частично по нынешним Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской линиям, ответвляясь к станциям, известным сегодня как «Полянка» и «Трубная».
Однако уже в начале 1950-х от проекта малого кольца отказались. Строительство второй кольцевой линии предусматривал и Генплан 1971 года: она должна была включать Каховскую линию и участок Кировско-Фрунзенской линии «Черкизовская» – «Улица Подбельского», который был сдан в эксплуатацию 1 августа 1990 года в составе Сокольнической ветки. Задел под этот проект хорошо виден на перегоне «Черкизовская» – «Бульвар Рокоссовского». Пара тоннелей с проложенными в них рельсами, не доходящими до основной ветки, видны в тоннеле к центру. Это задел под станцию «Черкизовская-2». Существующая станция должна была отойти новой кольцевой линии.
Также были созданы заделы под пересадку на будущую станцию Большого кольца на станциях «Проспект Вернадского», «Октябрьское поле» и «Кузьминки». Однако проект был отложен на неопределенный срок после включения в 1960 году в состав Москвы новых территорий в пределах МКАД, где началось строительство микрорайонов. Возникла первостепенная необходимость обеспечить транспортные связи новостроек с центром города, и метростроевцы переключились на строительство радиальных линий.
К созданию большого метрокольца во времена СССР так и не приступили. Изменилась концепция: в 1980-е годы стала популярной идея построить вместо кольца четыре скоростные хордовые линии метро с увеличенными перегонами и длинными поездами. Две из них должны были пройти из активно застраивающейся южной части города в район Митино и в город Балашиху, третья – из Мытищ во Внуково, четвертая – из Химок в Люберцы. Сегодня эта идея воплощается в строительстве Московских центральных диаметров.
Еще раз планы строительства Большого кольца были озвучены в середине 2000-х. Вновь к идее Третьего пересадочного контура (бывшее название Большой кольцевой линии) вернулись в 2005 году. Тогда возникла необходимость соединить деловой центр «Москва-Сити» с соседними районами. Проект оставался на бумаге еще пять лет, в то время как потребность города в новой кольцевой линии ощущалась все острее.
И вот в 2010 году при поддержке мэра Москвы Сергея Собянина обсуждение проекта не только возобновилось, но и перешло к воплощению. Управляющей компанией по реализации проекта нового метрокольца стал «Мосинжпроект» (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства московского метро). А уже в 2011-м на Большой кольцевой линии начались строительные работы.
Перспективы
Мэр Сергей Собянин рассказал, что на БКЛ осталось ввести в эксплуатацию девять станций. Он отметил, что в 2023 году кольцо замкнется и будет работать в полноценном режиме. Строительство Большой кольцевой линии метро является главным проектом столичного метростроения. Ее длина составит более 70 км, здесь расположится 31 станция, 22 из которых уже принимают пассажиров. У москвичей значительно расширится список маршрутов. Со станций Большого кольца можно будет сделать 23 пересадки на 11 других линий метро, четыре – на Московское центральное кольцо, шесть – на МЦД1 и МЦД-2 и 11 пересадок на другие ветки железной дороги.







