timelapse

12 кураторских проектов международного фестиваля «Зодчество 2016»

Заявленная в прошлом году тема развития городов с помощью новых индустрий является идеологической основой «Зодчества 2016»: фестиваль становится не просто выставочной и лекционной площадкой, а инструментом формирования городских территорий.

«Фестиваль делает следующий шаг и становится мастерской, фабрикой мысли, реальным инициативным проектом, в который вовлекаются не только архитекторы, но и все заинтересованные в развитии города лица», – говорит куратор XXIV Фестиваля «Зодчество» Андрей Асадов.

«ТРЁХГОРКА ПОТОМ»

 ПРОЕКТ РЕДЕВЕЛОПМЕНТА ТРЕХГОРНОЙ МАНУФАКТУРЫ © АБ «РОЖДЕСТВЕНКА»

Трехгорная Ткацкая Мануфактура – главная площадка проведения архитектурного фестиваля Зодчество’16. Для территории это важное и символическое звено в долгом процессе редевеломпента, открытия ее для города и горожан. Трехгорная мануфактура – старейшее московское ткацкое предприятие, основанное еще в конце XVIII века и расположенное на Краснопресненской набережной, недалеко от современного городского центра Москва-СИТИ. Она является типичным для мегаполиса историческим промышленным объектом, территория которого на протяжении более ста лет была исключена из городского и общественного пользования, поскольку носила производственный характер. Располагаясь в момент создания на периферии городской жизни, в ходе активной урбанизации XX века, она оказалась сегодня в пределах исторического центра. Занимая ценную позицию в городе, данная территория имеет все предпосылки стать важной составляющей его современной жизни.

Являясь проектировщиком данной территории, АБ «Рождественка» на протяжение последних нескольких лет отвечает на вопрос – «какая жизнь будет на территории Трехгорки ПОТОМ – ПОСЛЕ фабрики?». Проект реновации комплекса бывшей ткацкой фабрики начался в 2008 году и стал важным этапом в формировании методологии сохранения и развития исторического промышленного прошлого центра города в целом.

На фестивале Зодчество мы представим материалы большой исследовательской и проектной работы, а также большой макет и видео будущего Трехгорной мануфактуры. В рамках фестиваля мы предлагаем всем присоединиться к разговору о будущем территории, о том, как ей развиваться в рамках существующей социально-экономической ситуации, как преодолеть проблемы и негативные факторы, как раскрыть свой историко-культурный потенциал. Кроме того, во время фестиваля мы проведем воркшоп на создание знаковых объектов, обозначающих входы на территорию фабрики, реализация которых станет важным этапом короткого редевелопмента мануфактуры и раскрытия ее границ в город.

Куратор спецпроекта Наринэ Тютчева, руководитель архитектурного бюро «Рождественка», преподаватель МАРШ.

«ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО ГОРОДА»

 МАКЕТ «НОВАЯ МОСКВА. НОВОЕ ЛЕФОРТОВО»

Эффективный город – это городская среда, где достигнут баланс между составляющими и выражены векторы для дальнейшего развития.

Основными составляющими городской среды являются экономические факторы, транспортный каркас, застроенные и застраиваемые территории, инженерная инфраструктура, рекреационные территории, жители, органы управления.

Для анализа эффективности использования городской среды применимы следующие параметры: удаленность рассматриваемой территории от узловых точек пересечений скоростного и внутригородского транспортного каркаса и плотность транспортной сети на рассматриваемой территории; плотность и морфология застройки; экономическая эффективность и инвестиционная привлекательность; воздействие на экологию прилегающих территорий; социальная эффективность.

Цель проекта – поиск баланса и устойчивого развития при взаимодействии между всеми составляющими и параметрами города. Применение данной пространственной модели делают возможным создание эффективной городской среды в пространстве, экономике, времени. Они позволяют создавать и реализовывать комплексные стратегические градостроительные проекты, учитывая интересы всех участников процесса как в настоящем, так и в будущем.

Куратор спецпроекта Илья Заливухин, руководитель архитектурного бюро «Яузапроект».

«МЕТАФОРА – НОВЫЕ СМЫСЛЫ»

 

ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА. НИКОЛАС АДАМ СЩЕПАНЯК, УНИВЕРСИТЕТ ВЕСТМИНСТЕРА, РУКОВОДИТЕЛИ СЮЗАННА ИСА, САША ЛЕОН, МАРКУС ШЕЙФЕРМАН. ПОБЕДИТЕЛЬ АРХИПРИ

Современные технологии, появившиеся за последние годы, внесли значительные изменения в урбанистический ландшафт городов во многих странах. Это проявляется во всех сферах жизни человека, в том числе и в его деятельности по трансформации пространства, в решении задач, связанных с новым образом жизни и изменениями восприятия окружающего мира.

Архитектура всегда отражает стиль мышления своего времени, становится все более интеллектуальной, интегральной, вмещающей достижения современной творческой мысли. Обзор современного состояния отечественной практики, демонстрирующей далеко не лидирующие позиции в мировой архитектуре, неизбежно приводят к анализу одной из проблемных областей – сферы высшего архитектурного образования. Сфера эта, становясь частью международного рынка образовательных услуг, все отчетливее проявляет потребности в радикально новом качестве подготовки градостроителей, архитекторов, дизайнеров, способных реально противостоять сместившимся в российской практике приоритетам в представлениях о новой архитектуре.

Проблемы не решить только импортом архитектуры в исполнении зарубежных коллег или копированием западных аналогов. В стране с таким интеллектуальным ресурсом вполне по силам поднять уровень высшего архитектурного образования и создавать достойные нового времени постройки. Одной из важных составляющих образовательного процесса является исследование, серьезная аналитическая работа, вдумчивое, глубокое изучение реальностей происходящего. Только сам студент, мотивированный на получение настоящих знаний, способен выбирать свои траектории обучения с позиций будущей профессии, обрести навыки проектирования с использованием новых технологий, отстаивая свои идеи, апеллируя полученными знаниям.

Выработка, в определенном смысле, бойцовских качеств у выпускников, оперирующих знанием новых возможностей архитектуры, становится одной из задач высшей школы.

Для освобождения сознания будущих архитекторов от нелепых нагромождений затратного абсурда, не имеющего ничего общего с понятием качества жизненного пространства, нужны эффективные подходы к развитию в вузах международных магистерских программ по устойчивому развитию городов.

Куратор спецпроекта Оскар Мамлеев, профессор МАРХИ и МАРШ. 

«ЖИВЫЕ ГОРОДА»

 МАКСИМ ПАЙП. СОЛНЕЧНОЕ УТРО В НЬЮ-ЙОРКЕ

«А что потом?» Интересный вопрос. Ответ на него зависит от того, когда мы его задаем: до или после?

Вот построим дом, а что потом? Вот построим район, а что потом? Вот построим город, а что потом?

Если мы не думаем о «потом» сначала, то приходится думать потом. Но бывает уже поздно: дом-то уже построен, а квартиры не продаются, а общественность недовольна, возникают конфликты. Если мы сначала думаем о «потом» и делаем это вместе, то сообща мы строим будущее, в котором нам всем комфортно жить.

«Какими свойствами должна обладать архитектура, чтобы развивать города?» – это главный вопрос фестиваля «Зодчество». «Какими свойствами должен обладать город, чтобы архитектура и строительство были органичной частью процесса его развития?» – это главный вопрос программы «Живые города» на фестивале «Зодчество».

Год назад на «Зодчестве» мы представили идею Живого города как интегрального подхода к развитию территорий через взаимодействие ключевых субъектов города – власти, бизнеса и общества.

За год идея превратилась в модель, а модель – в комплекс практических технологий. Вместе с ведущими экспертами и практиками городского развития со всей страны мы создали Доклад «Живые города для развития России», который станет основой для оживления 1000 городов к 2035 году.

На «Зодчестве‑2016» мы представим первую публичную версию Доклада и проведем серию открытых воркшопов по разработке технологий оживлений города. Настоящая, живая архитектура возможна только в Живом городе. Приглашаем вас вместе спроектировать то «потом», в котором нам вместе будет комфортно жить.

Сообщество «Живые города».

«ОТКРЫТАЯ ФОРМА»

Нет смысла писать манифест на то, что само по себе им не является. Речь идет о Сенежской студии, организованной выдающимся Евгением Розенблюмом (1919–2001). Этот человек умел делать все: он проектировал дома и вещи, оформлял интерьеры, выступал на редколлегиях, возглавлял художественные советы. К нему относились с большим пиететом, на многих Розенблюм оказывал сильное влияние.

Неформальное учебное заведение, созданное им во второй половине 1960-х, долгие годы оставалось едва ли не единственным в СССР местом, где профессионально занимались проблемами дизайна – от промышленных и общественных интерьеров до комплексных проектов оформления городской среды.

Для Сенежской студии в центре процесса промышленного производства находится человек-художник, человек-творец, стремящийся преобразовать окружающий мир не исключительно научными средствами. Целью дизайна, по мнению идеологов Студии, являлось не создание объектов или систем замкнутых и неподвижных, а попытка пробудить в потребителе интерес к художественному творчеству и по возможности заставить его участвовать в этом творчестве. Этот принцип получил название – открытая форма.

Открытая форма – это отсутствие формы в традиционном смысле слова, той формы, которая раз и навсегда замыкает в себе существование вещи, и при этом проектируется как индивидуальность, как «личность». Открытая форма – это скорее пространственные границы системы, определяющие способы ее потребления, чем традиционная вещь-скульптура. Открытая форма – это не форма, а только возможность быть множеством форм, процесс создания формы активно себя проявляющим потребителем. Открытая форма – это мышление пространством, освоенным человеком. Открытая форма прежде всего означает перемещение человека из материального процесса внутрь действия, от пассивного существования рядом с замкнутой вещью к действию внутри разомкнутой системы композиционно упорядоченных элементов. Проектирование, опирающееся на развитое понимание незамкнутого пространства, решает наиболее плотное прилегание среды к существованию человека.

Куратор спецпроекта Эдуард Кубенский, главный редактор издательства TATLIN.

«SYNTHESIS / СИНТЕЗ»

В 1919 году была основана группа живописно-скульптурно-архитектурного синтеза (СИНСКУЛЬ-ПТАРХ). В разное время в группу входили Н. А. Ладовский, В. Ф. Кринский, В. И. Мухина, А. М. Родченко. Участники ставили перед собой задачи создания архитектуры, «объединяющей все достижения отдельных искусств» – архитектуры, живописи и скульптуры. Они был сосредоточены на поиске нового стилистического языка архитектуры, взяв за основу формальные и эстетические достижения искусства того времени.

И ранее люди синтезировали знания, в результате чего мы живём в мире невероятных технологий и непрерывных открытий. Сегодня это позволяет нам автоматизировать целые сферы человеческой деятельности в эпоху гаджетов, дополненной реальности и ховербордов. Но как прогресс сказывается на роли архитектуры?

Прогресс приносит виртуализацию функций. Время и пространство стремительно сжимаются, архитектура устремляется к тиражированию и типизации, становясь утилитарной. На пути к автоматизации, незаметно, архитектуру покидает эстетика. Покидает, оставляя за собой лишь функцию и расчет.

Если оглянуться, жилища современных городов в полной мере отвечают параметрам «машина для жизни», библиотека больше не храм знаний, а склад книг. Привычная нам архитектура уходит, все более превращаясь в строительный дизайн.

И никто не станет утверждать, что архитектура может или должна стать прежней, но она должна реагировать на вызовы нового времени. Концепция, выдвинутая передовыми деятелями искусств начала

ХХ века, как никогда актуальна сегодня. В рамках образовательной программы Synthesis мы сделали шаг навстречу, открыв «двери архитектуры» искусству и технологиям, чтобы увидеть новые пути для развития профессии в современном мире.

Куратор спецпроекта Андрей Киселев, сооснователь архитектурного бюро looqlAB.

«ШКОЛА ЭВОЛЮЦИЯ»

Архитектурная школа «Эволюция» создана как инициатива для продвижения и освоения социального подхода к развитию территорий и проектированию объектов различного масштаба. Заброшенные или малоиспользуемые территории чрезвычайно распространены в России, их число сегодня очевидно превышает количество традиционно востребованных готовых инвестиционных площадок. Несмотря на возросшую в последние годы активность деятельности, связанной с городскими пространствами, количество «нетронутых» мест остаётся столь значительным, что работы с ними хватит ещё не на одно десятилетие.

В названии цикла обучающих мероприятий мы намеренно решили не употреблять заезженное (и к тому же нерусское) слово «воркшоп». В нашей школе студенты архитектурных вузов и молодые архитекторы под руководством широко известных (в узких кругах) архитекторов и преподавателей смогут погрузиться в экспериментальное проектирование, не ограниченное условностям институтских учебных программ, получить большой опыт и хорошие проекты в свое портфолио.

Куратор спецпроекта Петр Виноградов, архитектор, организатор Масштабного проекта Про.Движение.

«ИНВЕРСИЯ»

АННА МЕДЛЕВА. ФОТОГРАФИЯ © НИКОЛАЙ СУДАКОВ

В рамках фестиваля Зодчество’16, манифестом которого стал ответ на вопрос «Пространство потом», инновационное пространство B. E.R. E.G представляет выставку «Инверсия». В различных науках, этот термин имеет разнообразные значения, но как правило, суть его сводится к обозначению изменений, происходящих в пространстве, материале или веществе.

Пространство B. E. R.E.G уже само по себе отвечает на вопрос манифеста своими инновационными взглядами на развитие территории фабрики в периоде «после фабрики». Поэтому на территории бывшей фабрики «Московский шелк» яркие художники, скульпторы и фотографы дают свой ответ на вопрос преобразование пространства, изменение его во времени и функции, а так же преломление существующей действительности в иную форму жизни. Наши авторы, каждый по¬своему видят инверсию пространства. И экспозиция каждого позволит нам погрузиться в различные ее типы.

Скульптурная композиция, способная изменить, переломить, сломать привычное пространство. Как и война, или техногенная катастрофа, тоже способны на это. Но если в первом случае мы прибегаем к художественным средствам выражения, вдыхая новые смыслы в изменяемые пространства, то во втором случае, человечеству необходимо учиться выживать и жить после взрыва, в условиях кризиса или после вывода производства, на котором прошла большая часть его жизни.

Что будет с пространством после изменения его первоначальной функции?

Как будет протекать жизнь и чем она будет наполнена в новой реальности?

Будет ли эта новая реальность? И чем в ней будет жить человек?

Вот об этой инверсии мы предлагаем нашим зрителям поразмышлять вместе с авторами выставки.

Куратор спецпроекта Анна В. Медлева, руководитель бюро «Архитектурная Политика».

«ПРЕМИЯ АВАНГАРД+»

ОДИН ИЗ ПРОЕКТОВ КОНКУРСА «АВАНГАРД+». МОДУЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ФИБРОБЕТОНА ДЛЯ КОНЦЕРНА КРОСТ. 2016. ПРЕДОСТАВЛЕНО АННОЙ МЕДЛЕВОЙ

«Авангард+» является возрождением известной одноименной российской премии. В новом формате Премии участникам предоставляется возможность не просто заявить о своем творчестве на всю Россию, но и получить возможность реализации амбициозных архитектурных задач. Кроме того, новый формат Премии дает возможность раскрытия творческого потенциала сразу в нескольких номинациях, предлагающих дать ответ на соответствующий запрос от девелоперских компаний:

– лучшая градостроительная концепция

– лучшая архитектура здания

– малая архитектурная форма

– ландшафтный дизайн и благоустройство

– интерьер общественного или жилого пространства

– свет в архитектуре

Главная задача заключается в превращении Премии из бумажной, которая никогда не будет реализована, в премиальный проект, который будет реализован силами ведущих девелоперских компаний страны. Кроме реализации, участие в Премии будет отмечено ценными призами. В этот раз идеологами возрождения Премии, объединившими вокруг себя ведущих российских и европейских архитекторов, совместно с дирекцией Экспопарка, была разработана предварительная годовая программа Премии, которая получила название Мастерская АрхМосква.

Сохраняя первичную философию, премия «Авангард+» нацелена на поиск и выявление молодых амбициозных архитекторов и дизайнеров, работающих в России и заинтересованных в своем продвижении на мировом рынке.

Куратор спецпроекта Анна Медлева, руководитель бюро “Архитектурная Политика”.

«БЕЛЫЕ СЛОНЫ»

Любой столице вообще и Москве в частности свойственна некоторая избыточность функций. Здания, созданные для воплощения этих функций, обычно – яркие памятники своей эпохи, свидетели необычайного экономического подъема, торжества идеологии, масштабных событий вроде Олимпийских игр. Некоторые из них ещё и сегодня «живы», а многие другие – лишь пустые оболочки. Примеры таких зданий с легкостью обнаруживаются в любой мировой столице.

Мы назвали такие здания «Белыми слонами», вспомнив притчу о правителе Таиланда, который, желая наказать впавшего в немилость придворного, дарил ему белого слона. Не в силах ни содержать слона, ни отказаться от дара, тот разорялся. Подобно Белым слонам из притчи, эти объекты обычно велики, впечатляющи, часто элегантны и всегда невероятно дороги в содержании, хотя функционально устарели.

В рамках дипломной студии в Московской архитектурной школе МАРШ студенты предложили пять Белых слонов: библиотека им. Ленина, «Мосфильм», Троицк, Ипподром, Кремль, Новый Арбат. Мы поставили перед студентами задачу – предложить такую стратегию перепрограммирования объектов, которая сохраняла бы их символические функции, но возвращала бы их городу, заставляла бы их снова жить полноценной жизнью.

Проблема Белых слонов не исчерпывается только отобранными для студии примерами. Методы, которыми студенты работали с этими объектами, конечно, не исчерпывают всего набора инструментов. Мы предлагаем результаты учебной студии как исследование, в котором проблеме дается определение, и в проектах рассматриваются ее разные аспекты.

Кураторы спецпроекта Олег Шапиро, Дмитрий Ликин, руководители архитектурного бюро Wowhaus.

 «HABIDATUM»

Habidatum разрабатывает аналитический язык для работы с новыми типами информации о городе – так называемыми спонтанными данными. Наша цель – помочь участникам городских процессов принимать решения, основанные на анализе данных, вступать в диалог с городом, решать существующие проблемы и видеть новые возможности.

Наша работа построена на следующих принципах:

• Связь пространства и времени

Мы создали платформу Habidatum – уникальный инструмент для работы со спонтанными городскими данными, получивший признание за рубежом. Платформа Habidatum позволяет уйти от плоского, двухмерного восприятия города к объемной модели, непрерывной в пространстве и времени.

• Город как процесс

Города постоянно находятся в движении: меняется ландшафт, жители, их восприятие пространства.

Город – это процесс, поэтому его нужно анализировать не через срезы и отдельные события, а через смену трендов.

• Городская семантика

Город состоит из смыслов. Это не просто здания и улицы, это эмоции, мнения и оценки, которые возникают у людей в этой среде. Мы устанавливаем связь между виртуальным и реальным пространством города, извлекая новые смыслы из спонтанных данных на основе семантического анализа и машинного обучения.

Куратор спецпроекта Алексей Новиков, декан Высшей школы урбанистики.

«МОСКВА. РАЗВЯЗКА...»

«МОСКВА. РАЗВЯЗКА» © CITIZENSTUDIO

Мануфактурная Инсталляция про Утрату...

Много лет мы наблюдаем процесс размывания Лица города. Военторг, Москва, ИНИОН, Дом Нирензее, Таганская АТС, точечная застройка спальных модернистских районов и другие исчездновения и разрушения - суть невосполнимые потери. Шаг за шагом, Москва перестает быть собой. На ее месте рождается другой город. Местами лучше, в основном, хуже, но, главное, другой. Своим молчанием и безразличием, а иногда участием, мы, - архитекторы и горожане, - участвуем в уничтожении городской ткани. И этот процесс идет в направлении Развязки. 
Инсталляция "Москва. Развязка" представляет собой 6 вязаных полотен размером 1 м * 0.5 м с расстоянием 0.5 друг от друга укрепленный на стене. Каждое полотно изображает отдельную букву слова "Москва". (Тканная основа - оммаж ткацкой фабрике "Трехгорная Мануфактура", на которой проходит выставка). От каждого полотна идет нитка к клубку, вращая который, можно распускать полотно. Тем самым, уничтожая "Москву". На противоположной стене висит экран, на котором идет закольцованный клип с распусканием полотна со схематичным изображение карты Москвы.

Кураторы спецпроекта Михаил Бейли и Даниил Никишин (Citizenstudio).

Изображения: zodchestvo.com

archsovet.msk.ru