Этот безумный, безумный дом: какие ошибки допускают девелоперы
Темы в материале:
Практика внедрения застройщиками систем «умного дома» в очередной раз доказала справедливость древней истины — «скупой платит дважды». Просчеты, которые допускают девелоперы на этапе внедрения в своих МКД инновационных технологий, могут привести не только к потере репутации и конфликтам с клиентами, но и к существенным финансовым потерям вследствие вынужденного перезапуска систем, рассказывает Иван Власов, директор компании-производителя инновационных систем для девелопмента «Философт».
– Иван, расскажите, какой минимум технологий должен быть, чтобы застройщик мог говорить, что его дома умные?
Реализация «умного дома» на сегодня стандартизирована и делится на 5 степеней реализации: от минимума — «Е» класс, до максимума — «А» класс. Это можно сравнить с классами энергоэффективности зданий, только здесь растет не энергоэффективность, а оцифрованный функционала дома и квартиры — с каждым последующим классом автоматизируются новые функции. Например, если в «Е» классе присутствует только самое важное и необходимое — автоматизация системы контроля и управления доступом в дом (СКУД), то в «А» классе оцифрованы даже отдельные функции самой квартиры — тут и дистанционное управление светом, розетками, влажностью воздуха, батареями и шторами/жалюзи, также может быть доступно голосовое управление всеми функциями. Классы «D», «C» и «B» располагаются между минимальным «Е» и максимальным «А» и включают в себя дополнительный к минимальному функционал, кроме решения «умная квартира».
– На что стоит обратить внимание, при выборе системы умного дома? Как отличить действительно качественную систему от маркетинговых уловок, которые используют некоторые застройщики?
Сегодня на российском рынке существует множество решений «умного дома», в том числе, к сожалению, и некачественные, которые не соответствуют даже технологическому минимуму концепции и вводят застройщиков в заблуждение относительно своего функционала и уровня реализации. В результате у собственников квартир возникают конфликты с застройщиком и УК, которые сильно портят репутацию компаний. Нам известно об этом из первых рук, поскольку не раз нас привлекали именно в таких ситуациях, когда использованное застройщиком решение «умный дом» по тем или иным причинам необходимо было оперативно модернизировать. Например, даже такое решение, как система контроля и управления доступом (СКУД), которое является базовым и соответствует категории «умного дома» «Е», имеет ряд технологических минимумов, которые необходимо соблюдать. В том числе все камеры видеонаблюдения должны иметь достаточную для работы в любую погоду и время суток светочувствительность и разрешающую способность, чтобы можно было безошибочно идентифицировать не только номера автомобилей, но и лица жителей и гостей дома. Это залог качественной реализации СКУД. Вместе с тем на рынке продолжают предлагаться бюджетные решения, где камеры не обладают необходимой светочувствительностью, так как предназначены для использования в помещениях с достаточной освещенностью — на складах, например. СКУД жилого дома, основанный на таком решении, это пустая трата денег и причина будущего разочарования — застройщика, управляющей компании и, конечно, жителей. Такая СКУД не позволит рассмотреть и тем более идентифицировать человека после совершения правонарушения на территории дома, и даже в ненастную погоду не всегда сможет открыть шлагбаум на въезд/выезд для автомобиля.
Нам приходилось сталкиваться и с тем, когда для многоквартирных домов в целях экономии и недостаточного опыта интегратора использовалось решение для односемейного частного дома, умноженное на количество квартир. Это приводило к недостаточно надежной работе части «умного дома», которая завязана на радиочастотный диапазон. Создавались перекрестные помехи, которые вызывали сбои и некорректное поведение. Возможное решение — использование помехозащищенного оборудования для многоквартирных домов.
– Что забывают предусмотреть застройщики, когда делают умный дом? Почему система может работать с перебоями?
Возьмем, например, полную диспетчеризацию. В рамках «умного дома» это должно работать таким образом: собственник квартиры может в режиме реального времени удаленно отслеживать показатели расхода горячей и холодной воды, газа, электричества и отопления, а также оплачивать их через приложение. Однако часто за «умный дом» выдают решения, где реализована диспетчеризация только, например, газа или электричества. К сожалению, это не соответствует минимальным требованиям диспетчеризации в соответствии с концепцией «умный дом» и, в общем, обладает минимальным удобством для собственников, так как часть показаний счетчиков все равно приходится снимать вручную.
Бывает, беспроводной диспетчеризации предпочитают проводную, когда все счетчики подсоединены посредством проводов в единый щиток управления. При этом во время ремонта строители, не обращая внимания на такие провода, повреждают их и сами не знают где именно. В результате вся смарт-функциональность счетчиков обнуляется, и они превращаются в обычные. В это сложно поверить, но причина бывает в том, что застройщик просто не доводил до сведения собственника информацию о том, что в квартире установлена проводная диспетчеризация. А недостаточно опытный подрядчик-интегратор подобного решения не сдавал застройщику схему прокладки кабелей. В результате вернуть работоспособность датчиков очень сложно. Оптимальное решение — использование беспроводного варианта датчиков либо стандартизированный вывод кабелей в место, куда имеет доступ УК.
Примеров подобной «реализации» «умного дома» десятки, в части из них используется не оптимальное оборудование, у другой части не доработана сама технологическая логика решений. Итог везде один — разочарование пользователей и последующая вынужденная модернизация, порой практически полная. А поскольку в таких случаях недостатки обнаруживаются, чаще всего, после сдачи дома — модернизация обычно получается достаточно затратная.
– Каким образом нужно действовать застройщикам, чтобы предотвратить подобные ошибки?
В нашей компании работа построена таким образом, что «умный дом» внедряется уже на стадии проекта — и экономически, и технологически. Это позволяет вовремя и с минимальными издержками внести необходимые коррективы. Более того, можно, например, изначально предусмотреть дистанционный/электронный доступ УК к запорной арматуре, когда в случае аварии можно будет буквально за минуту перекрыть необходимый стояк и избежать массового повреждения имущества соседей снизу.
Мы тщательно анализируем возможные сценарии использования нашего приложения для умного дома «Мажордом» для каждого проекта и останавливаемся на тех, которые считаем оптимальными. Мы ведем клиента «за руку» с самого начала проекта и проходим вместе все этапы, вплоть до пуско-наладочных работ. При этом мы не привязаны к отдельному поставщику оборудования и ориентируемся только на максимальную технологическую эффективность, поэтому всегда готовы предложить несколько технологических конфигурация под каждый проект. Мы также занимаемся изготовлением макетов, наглядно демонстрирующих потенциальным покупателям функционал «умного дома/умной квартиры». Такие макеты обычно устанавливаются в офисах продаж застройщиков и призваны стимулировать покупательский спрос.
– Какое будущее ждет застройщиков, предлагающих умные новостройки покупателю сейчас?
Реализации концепции «умного дома» сегодня уделяется немало внимания. «Умный дом» в том или ином виде декларируется практически в каждом новом проекте жилой недвижимости, проекты с грамотной реализацией «умного дома» всегда имеют преимущества перед конкурентами, так как создают дополнительную ценность для покупателя — возможность пользоваться отдельными функциями дома и квартиры в привычной и удобной гаджет-парадигме. И это понятно, ведь «умный дом» — это давно назревшее оцифровывание и апгрейд востребованного, но очень консервативного продукта под названием «квартира». По нашим расчетам, внедрение нашего приложения «Мажордом» на стадии проекта позволяет застройщику увеличить маржинальность до 10%, а управляющей компании поднять сбор коммунальных платежей в среднем на 15%.