"Вечерняя Москва": Генплан - это будущее Москвы на двадцать лет вперед
Институт Генерального плана, один из старейших проектных институтов столицы, возглавляет 29-летняя Карима Нигматулина, коренная москвичка, математик, экономист, доктор наук и просто красавица.
Мы встретились с Каримой Нигматулиной в ее кабинете на 2-й Брестской улице, чтобы поговорить о том, как будет развиваться наш город в ближайшие годы, когда появится новый Генплан, и чем, помимо градостроительства и экономики, увлекается наша собеседница. Вот что из этого получилось.
Вместе с жителями
- Карима, какова на сегодняшний момент готовность нового Генплана Москвы?
- До конца 2014 года у нас должно появиться проектное решение Генплана. Правда, сейчас сроки уточняются. Сама работа по Генплану еще не была заказана. То есть исполнителя еще не выбрали.
Если наш институт выиграет этот конкурс, то у меня есть свое видение, как было бы важно представить этот Генплан публично.
- Вы имеете в виду публичные слушания?
- Не только. Я бы хотела установить дополнительный диалог с общественностью, в котором по законодательству необходимости нет. Дело в том, что когда Генеральный план выносится на публичные слушания, он практически готов. Большинство проектных решений, в нем заложенных, изменить, доработать после этого непросто. Но если мы привлечем активных граждан еще на этапе формирования концепции, будем, к примеру, проводить круглые столы, общаться с профессионалами, то учитывать их мнение станет гораздо легче и эффективнее. Мы соберем все идеи, предложения и доработаем наш план, а потом снова выйдем на общественные слушания. Что делают, к примеру, в Лондоне? Разрабатывается так называемая краткая версия концепции того, как урбанисты видят развитие города, страниц 30 - 40. Затем эта версия озвучивается публично. И если появляются комментарии, то их как раз и можно учесть на этой начальной стадии.
- А если люди высказывают замечания типа «Нехорошо, если крупная магистраль пройдет под нашими окнами», вы учитываете такое мнение или нужно что-нибудь более конкретное?
- Каждое замечание нужно рассматривать, исходя из конкретной ситуации. Да, проведение крупной трассы может быть кому-то неудобно в данном месте, но оно необходимо для развития города в целом.
Одновременно замечания жителей необходимо учитывать, чтобы трассировка той или иной магистрали была для жителей минимально неприятна. Кстати, когда мы прорабатываем проекты, часто корректируем их, чтобы отразить пожелания жителей, например, отказываемся от эстакад, которые так не нравятся жителям, в пользу тоннелей. Это наша реакция на просьбы жителей и позиция московского правительства, хотя это дороже и, может быть, дольше по времени. Когда жители говорят, что здесь можно было бы разместить поликлинику или школу, это мнение становится ключевым. Потому что только те люди, которые живут в конкретном районе, понимают, чего им в нем не хватает. Жителям практически невозможно найти в Генплане нужную им информацию и понять ее. Вот почему я считаю необходимым в следующем Генплане сделать версию для жителей, дополнительные тома, которые бы объяснили людям, куда город движется.
Новая концепция
- Каким вы видите новый Генплан?
- Москва - экономически довольно процветающий город, вполне конкурирующий с другими мегаполисами мира. А вот с точки зрения уровня социальной комфортности Москва отстает. И это может впоследствии негативно повлиять на экономику столицы. Соответственно, нам нужно подтянуть социальную составляющую, а это, в свою очередь, гарантирует стабильное развитие мегаполиса. Каким образом это можно сделать? В первую очередь бороться с транспортной проблемой - развивать полицентричность. Эта идея заключается в том, что места приложения труда должны быть сосредоточены не только в центре, как у нас сейчас, но и в других точках. Вот представьте, в пределах Третьего транспортного кольца работают 50 процентов населения, а живут всего лишь 8 - 9 процентов. Этот дисбаланс и выражается в утренних пробках. Кроме того, каждый день из Московской области в город приезжают на работу около 1,3 миллиона человек. И большая часть едет в центр.
А на это накладываются еще и некоторые наши структурные проблемы. К примеру, часто нужно сделать пересадку в центре, чтобы вернуться обратно на периферию. Если посмотреть на транспортную схему города, то она местами прерывается, и образуются большие участки с плохой транспортной доступностью.
Где-то железные дороги просто разрезают город. То есть существующий транспортный каркас Москвы нуждается в корректировке. Вообще, когда я думаю о нем и в целом о городе, мне легче представлять его живым организмом.
И вот каркас - это скелет, на основе которого можно развивать различные объемы. Если каркас слабый, то все рушится.
- О полицентричности говорят довольно давно. Но когда же она, собственно, появится? И есть ли вообще у Москвы такой потенциал?
- Конечно, есть. Можно использовать территорию промзон. Это более семи тысяч гектаров. Качество рабочих мест там сегодня не соответствует желаемому. Да и количество их тоже спорное: по факту оно ниже, чем говорит официальная статистика.
Затем, у нас есть некоторые территории, например Рублево-Архангельское, где, вероятно, будет расположен Международный финансовый центр. Согласно проекту, там организуют порядка 100 тысяч рабочих мест. Есть территория «Сколкова», еще одна точка притяжения. В Новой Москве будет расположено до 12 так называемых точек роста. Некоторые из них станут центрами притяжения рабочих мест, а другие - просто точками для экономического развития, например, логистическими центрами. И помимо всего этого нам нужно искать места внутри города. Так, многие районы - это просто спальные районы, где в домах нет функции «первых этажей». А ведь там тоже можно создать рабочие места.
- Помимо полицентричности и развития транспортного каркаса, хотели бы вы еще что-то выделить в вашем проекте Генплана?
- Да. Это то, что не совсем принято учитывать в классическом Генеральном плане.
А именно - некоторые экономические показатели, статистику, например, по развитию арендного жилья. Это нужно и для того, чтобы решить некоторые транспортные проблемы. Другим важным фактором для развития города, на наш взгляд, является Москва-река.
- Какую роль вы прочите ей в новом Генплане?
- Сегодня вдоль реки расположены промзоны или неблагоустроенные и не самые комфортные для пешеходов территории. Идешь, а рядом машины несутся. А ведь река - это та жемчужина города, вокруг которой должны развиваться общественные пространства. Такое место, где человек себя чувствует комфортно. Не говоря уже о том, что здесь есть и экономическая выгода. Обратите внимание: за рубежом жилье рядом с рекой или парком - самое дорогое. У нас же не так.
- У нас самые дорогие квартиры там, где метро. А до квартиры у парка, как правило, надо от метро долго идти пешком или ехать.
- Все верно. Еще есть такое мнение, что вечерами или по ночам в парках не очень безопасно, люди боятся детей отпускать гулять. Вот почему эти территории менее привлекательны. Мне как человеку с экономическим образованием было бы интересно проанализировать стоимость недвижимости по городу и посмотреть, где она выше или ниже ожидаемой. Парки и река - это только один пример. Возможно, есть еще какие-то корреляции. И вот этот расчет экономических факторов очень важен, потому что он позволит сделать Генплан более реалистичным. А если основываться только на планировочных решениях, Генплан будет оторван от действительности.
Кроме того, учет финансовой составляющей станет полезным не только для градостроителей, но и для инвесторов.
Следующий шаг
- Вот вы разрабатываете проект Генплана, а дальше что?
- Сейчас Москомархитектура составляет техническое задание на Генеральный план. По окончании техзадание и выполнение по нему работ выставят на конкурс.
В этом конкурсе будет принимать участие и наш институт. И мы очень надеемся, что сможем выиграть. Ну а дальше, как я и говорила, мы сделаем концепцию и вынесем ее на профессиональную и общественную арену. После ее доработки выйдем на официальные публичные слушания, которые определены законодательством. После этого план проходит согласование и утверждение.
- Есть ли у Генплана «срок годности»?
- Вообще в Градостроительном кодексе прописано, что Генплан необходимо разрабатывать на 20 лет или дольше. И это абсолютно естественно.
Но мысли о более отдаленной перспективе помогают принять некоторые инновационные подходы и технологии, которые часто кажутся нереальными в кратко- или среднесрочной перспективе. Человек, который посоветовал нам думать более глобально, - бывший главный архитектор Сингапура Лиу Тай Кер. Он очень опытный специалист и при разработке Генплана Сингапура рассматривал возможности развития города на 40 лет вперед, причем позже заметил, что можно было бы взять и 60 лет.
- Предыдущий Генплан Москвы был утвержден всего пару лет назад. Что случилось? Чем он был нехорош?
- Мы разрабатываем Генплан на 20 лет вперед, но говорить, что он будет абсолютно верным в течение этого срока, практически невозможно.
Корректировка Генплана нормальна. А раз в пять-шесть лет такой процесс даже предусмотрен. Более того, я считаю, что каждые год-два необходимо проводить мониторинг реализации Генплана, чтобы понимать, куда мы движемся, где мы от Генплана отошли, нужна ли корректировка или нет.
- Часто мы берем в качестве примеров опыт зарубежных городов. Неужели в России нет удачных решений, которые можно было бы использовать в Москве?
- Есть. Например, ряд градостроительных подходов, которые используются в Санкт-Петербурге, - сохранение историко-культурного наследия, его интеграция в современные реалии - можно рассматривать в контексте Москвы. Или вот пример Новосибирской агломерации. Нам очень интересно, как там развиваются некоторые наукограды, что для этого делает Новосибирск. Но с точки зрения транспортных проблем, а в Москве это самая больная точка, аналогов в России нет.
БЛИЦ
- Ваш рабочий день?
- Рабочие встречи, документы.
- На обед время есть?
- Нет, не бывает. Сижу и ем конфеты.
- Есть время, когда вы можете сесть и помечтать?
- Обычно по вечерам. Потому что в рабочее время ну невозможно.
- Вы в институте чуть больше года. Изменилось ваше представление о Москве?
- Я родилась в Москве, каждое лето приезжала к бабушке на дачу в Подмосковье. Москва - та база, куда я всегда возвращалась. Это мой город.
- Есть нечто в вашем опыте работы на Западе, что вам мешает здесь?
- Нет. Но то, к чему я никак не могу привыкнуть здесь, это вот… стол.
- Это не стол, это какое-то поле.
- Вот-вот.
- Чем вы руководствуетесь при принятии решений?
- Мнением команды.
- Но все равно решение за вами.
- Да. На то и ответственность руководителя.
- Что больше всего цените в людях?
- Откровенность, трудолюбие и гордость за свою работу, ответственность за свои поступки.
- Чем любите заниматься в свободное время?
- Всегда увлекалась танцами. А так - посидеть дома с хорошей книжкой, пообщаться с друзьями. Очень люблю путешествовать.
- Ваша Москва…
- Ну вот одно слово лезет в голову, даже говорить не хочется. Какое-то оно слишком популярное.
- И все же.
- Любимая.
P. S. Карима Нигматулина из скромности умолчала, что с отличием окончила Пристонский университет и защитила докторскую диссертацию в Массачусетском институте технологий (США).
СПРАВКА
Генеральный план города - это закон, в котором говорится, как город будет развиваться. Он должен сбалансированно развивать транспортный каркас города, инфраструктуру и различные территории. Документ предназначается прежде всего для профессионалов-градостроителей.
Евгения Климова

