timelapse

Марат Хуснуллин: на Московский урбанфорум съедутся представители 40 стран, 400 спикеров, свыше 150 из которых - международные эксперты

Темы в материале

Ожидается 15 тысяч участников деловой программы и порядка 30 тысяч посетителей.

В начале июля стартует Moscow Urban Forum. С 6-го числа эксперты, власти Москвы и из других мегаполисов обсудят развитие мировых агломераций. В интервью «ВМ» заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал о столичном мегапроекте по созданию подземной инфраструктуры и о том, что ждет гостей в рамках предстоящего форума.

— Марат Шакирзянович, считается, что строительство подземки — самое дорогое инфраструктурное вложение. Почему все-таки город развивает сеть новых станций?

— Метро для Москвы является основным общественным  транспортом и самым перспективным. Подземкой пользуется самое большое количество жителей города и гостей — свыше 70 процентов. Казалось бы, оно дорогое, мы вкладываем много денег, но если поделить их на количество перевезенных пассажиров, то получится, что мы создаем самый выгодный вид транспорта. Ни автобусы, ни троллейбусы, ни трамваи не перевозят 60 тысяч пассажиров в час.

— Какие объекты появятся в ближайшие годы на карте городской подземки?

— В настоящее время под землей прорыто порядка 80 километров новых тоннелей. И с этого года мы начинаем увеличивать объемы ввода метро. В этом году пассажиры получат первые пять станций Третьего пересадочного контура, продлим Калининско-Солнцевскую, Люблинско-Дмитровскую и Замоскворецкую ветки. В Генеральном плане Москвы заложена возможность строительства новых веток от Третьего пересадочного контура метро в любую часть города. Таким образом, перспектива по метростроению на ближайшие 10 лет определена. 

— Марат Шакирзянович, поговорим подробнее о Третьем пересадочном контуре метро. Как реализуется этот мегапроект?

— Строительство Третьего  пересадочного контура — это самый масштабный проект за всю более чем 80-летнюю историю московского  метростроения. Его протяженность - 64 километра с тупиками. На кольце будет 32 станции метро. Этот контур может стать самой длинной в мире кольцевой линией метро. Он свяжет между собой периферийные районы Москвы и позволит разгрузить центральные участки радиальных веток на 20-25 процентов. С запуском этих двух проектов время в пути у многих пассажиров значительно сократится, сотни тысяч горожан получат метро в пешей доступности.

— Как строится новая кольцевая?

— Его начали возводить с западной части, где строится Солнцевский радиус метро, участок от «Рассказовки» до «Делового центра». А на юго-востоке от «Некрасовки» строится радиальная Кожуховская линия, которая дойдет до «Нижегородской» - будущей станции Третьего пересадочного контура, ее восточной части. Оттуда «поднимаемся» по второму кольцу на северо-восток и север. У нас уже началась проходка тоннелей между станциями «Авиамоторная» и «Рубцовская» на северо-восточном участке, а также приступили к строительству от «Нижней Масловки» до «Стромынки». Таким образом, образуется верхний полукруг Третьего пересадочного контура.  Думаю, что готов он будет в 2018 году. И пассажиры смогут им пользоваться. 

— А что на других участках? Когда полностью замкнется кольцо?

— Параллельно мы начинаем строить с запада на юг — от «Хорошевской» в сторону «Мичуринского проспекта», «Каховки». Затем от «Каховки» идем к юго-востоку наверх, чтобы выйти в итоге на «Нижегородскую» и тем самым замкнуть кольцо целиком. Строительство Третьего пересадочного контура намерены завершить в 2020 — 2021 годах. 

— Ежедневно метро перевозит миллионы пассажиров. Насколько с вводом Третьего пересадочного контура это цифра увеличится? 

— С вводом новых линий и станций количество пассажиров значительно не увеличится. Главным результатом станет не рост числа людей в подземке, а разгрузка метро, создание пассажирам более комфортных условий передвижения и сокращение времени в пути, а также, что немаловажно, предоставление москвичам станций в пешей доступности. Тем самым, кстати, мы снижаем и нагрузку на улично-дорожную сеть, и создаем еще большие удобства москвичам.  Ведь когда не было метро в пешей доступности, люди сначала добирались до ближайшей станции подземки наземным транспортом, и только потом пересаживались на метро. То есть, многие горожане пользовались двумя видами транспорта, а будут - одним. Сел в метро и поехал.

— Что нового увидят пассажиры на новых станциях?

— Во-первых, новые поезда. Мэром принято решение о кардинальном обновлении подвижного состава. Сейчас все больше и больше приходит новых поездов, более качественных, бесшумных, с внутренними системами вентиляции. Новые вагоны имеют возможности для подзарядки гаджетов, вводятся большие объемы информационных табло. Например, сколько осталось ждать поезда, какая следующая станция, сколько займет поездка. Кроме того, на каждой станции метро мы создаем необходимые условия  для маломобильных пассажиров. Много сил вложено и в архитектурно-художественный  дизайн станций.  На новых станциях также появляются и дополнительные сервисы, и эскалаторы с датчиками движения.

— Марат Шакирзянович, с 6 по 12 июля в Москве состоится ставший уже традиционным международный Урбанистический форум. Чему он в этом году будет посвящен? Сколько стран-участниц ожидается?

— В этом году крупнейший международный конгресс в области урбанистики состоится в Москве уже в седьмой раз и будет посвящен вызовам развития глобальных мегаполисов. Тема форума звучит так: "Эпоха агломераций. Новая карта мира". Форум объединит сразу несколько форматов: деловую программу, городской фестиваль, экспериментальные лаборатории и крупнейшую в России девелоперскую выставку.  Официальное исследование MUF будет посвящено анализу агломерационных процессов в мировой и российской экономиках на примере моделей управления такими глобальными мегаполисами, как Токио, Сеул, Нью-Йорк, Лондон, Пекин, Шанхай и Буэнос-Айрес. На форум съедутся представители 40 стран, 400 спикеров, свыше 150 из которых - международные эксперты. Ожидается 15 тысяч участников  деловой программы и порядка  30 тысяч посетителей. Таким образом, в этом году форум может стать самым масштабным за всю свою семилетнюю историю.

— Что конкретно будет обсуждаться в рамках деловой части форума? 

— В течение первых двух дней работы — 6 и 7 июля — российские и международные эксперты, социологи, экономисты и представители власти обсудят лучшие урбанистические решения и эффективные модели менеджмента изменений крупнейших городов, а также сформируют подходы к стратегическому планированию и управлению Московской агломерацией.  В обсуждении также примут участие главный планировщик Сингапура Лиу Тай Кен, директор Департамента городского планирования Лос-Анджелеса Кен Берштейн, исполнительный директор Zaha Hadid Architects Кристо Пассас, известный социолог, автор термина «глобальный город» Саския Сассен, экс-министр по вопросам городского развития «Большого Парижа» Морис Леруа, бывший вице-губернатор Токио Ясуши Аояма, экс-мэр Лондона Кен Ливингстон,  участник проектирования легендарного небоскреба «Бурдж Халифа» Ахмад Абделразак и другие.

— Как будет оформлена площадка Урбанфорума в этом году?

— Напомню, что Урбанфорум в этом году впервые пройдет на площадке ВДНХ ЭКСПО. На семь дней 75-й павильон превратится в мультифункциональное пространство, которое будет представлять собой город как живую, постоянно меняющуюся систему, доступную и комфортную для жителей, бизнеса и туристов. На площади 14 тысяч квадратных метров разместятся крупнейшие городские и девелоперские проекты развития Москвы и России. Центром выставочного пространства станет интерактивная инсталляция, которая представит результаты официального исследования MUF «Агломерации. Мир > Россия > Москва».

— Какие-то новые проекты в этом году будут представлены?

— Специальным проектом MUF-2017 станут экспериментальные лаборатории. Три исследовательских воркшопа “Мобильность будущего”, “Комфортное жилье будущего”, “Качество городской среды” объединят команды из профессионалов в области развития городской среды, представителей правительства Москвы, создателей инновационных разработок и сервисов, инвесторов и международных кураторов. Мы ожидаем, что в рамках данного спецпроекта будут разработаны решения для конкретных задач и проблем города. Финальные проекты будут представлены международному жюри 7 июля на закрывающей сессии форума, а лучшие из них обсудим и рассмотрим непосредственно для реализации в нашей столице. 

— Традиционно Урбанфорум включает в себя и так называемую фестивальную часть. В этом году что-то подобное планируется?

— Конечно же! С 6 по 9 июля  пройдет фестиваль MUF Community Fest, и он будет открыт для всех желающих. В рамках фестиваля эксперты   форума  встретятся с горожанами, с представителями профессиональных и любительских сообществ и совместно обсудят наиболее эффективные способы участия в жизни города, принципы его развития и поддержания уникальности городского пространства. Кроме того, в программе фестиваля -  серия беговых экскурсий, концерт независимой музыки, выставка городского искусства, воркшопы и мастер-классы от лучших городских проектов. В этом году фестивальная программа объединит более 20 культурных площадок Москвы.

Василиса Чернявская