Шаг за шагом: перевод исполнительной документации в электронный вид
Переводом исполнительной документации в электронный вид московский Департамент строительства занимается с 2021 года. Более того, все госзаказчики и организации, осуществляющие работы за счет бюджета города Москвы, уже работают с цифровой исполнительной документацией и машиночитаемыми данными. Однако многие отечественные застройщики все еще находятся, что называется, на промежуточных стадиях принятия неизбежного. Заместитель руководителя Центра компетенций Департамента строительства города Москвы Арина Рассказова убедительно доказывает очевидную пользу цифровизации.
Арина, расскажите, почему переход на цифровой документооборот в строительстве необходим и неизбежен?
Давайте посмотрим, как у нас вообще в принципе прирастают темпы стройки. Если посмотреть график по росту площадей строительства в жилье, в дорогах, в метро, то он растет по экспоненте. С каждым годом мы строим все больше и больше, в этом году только количество построенного жилья превысило 100 миллионов квадратных метров – это рекордный показатель для России. Перед отраслью стоят задачи наращивать объемы и дальше, но при этом ресурсы застройщиков, ресурсы заказчиков, конечно не увеличиваются такими же объемами, это просто невозможно. И поэтому требуется пересмотр подходов к строительству, эволюция от экстенсивного к интенсивному.
Исполнительная документация – это документация, подтверждающая качество выполненных работ. Сегодня мы строим технологически сложные объекты, мы строим их все больше и больше. Это больницы с уникальным высокотехничным оборудованием, это транспортные, спортивные объекты, сложнейшие, мирового уровня. И исполнительная документация хранит всю информацию о самом объекте и о технологических решениях, примененных внутри. Если использовать бумажные носители, то по каждому объекту будет накапливаться очень много документов, которые нужно не только подготовить, но и где-то хранить.
Мы как-то раз подсчитали, что на подготовку исполнительной документации к единичному среднему объекту адресной инвестиционной программы только бумаги требуется на сумму более 6 миллионов рублей, а это вырубка деревьев с территории равной примерно десяти парков «Зарядье».
То есть, чтобы сдать всего один объект нужно загубить такое огромное количество деревьев! Прибавляем сюда затраты на архивы, плюс есть риск утери этой документации, потому что бумага портится от времени, от влаги, она может, в конце концов, сгореть.
Эта очень актуальная сейчас проблема – у нас уже сейчас есть очень много зданий, жилых домов примерно 50-60- х годов постройки, по которым не сохранилась никакая документация. И совершенно непонятно, как их обслуживать, ремонтировать, где там труба проложена, где она повреждена, какие были использованы материалы и оборудование и что с этим делать. Это создает огромные сложности при эксплуатации. А когда мы говорим об уникальных объектах, особенно медицинских, с критической инфраструктурой, от которой зависит жизнь людей, мы просто не можем себе позволить эту документацию потерять или подготовить ее в неполном объеме, в некорректном виде.
Еще момент – электронную документацию невозможно фальсифицировать, потому что с применением усиленной квалифицированной электронной подписи любой человек, получивший такой документ, может его проверить.
Соответственно, электронный архив дает больше возможностей, как минимум, для безопасного хранения. Федеральные регуляторы, такие как Минцифры, также активно продвигают тему легализации электронных архивов, а значит это будущее, и никуда от этого не деться. И это хорошо, потому что это наш с вами комфорт и безопасность.
Расскажите про механизм и алгоритм цифровой документации, машиночитаемых данных – как это все работает?
Когда на портале «Госуслуги» вы заполняете какую-то форму, вы не пишете полностью текст, как в программе Word, вы только заполняете поля – каждое поле исключительно для каких-то конкретных данных. Эти данные в дальнейшем могут быть использованы повторно, неограниченное количество раз. Фактически, это и есть машиночитаемые данные. Это такой, можно сказать, мостик к применению технологии информационного моделирования.
Исполнительная документация — это только часть информационной модели (ИМ). В информационную модель также входят и другие документы с других стадий жизненного цикла здания. Например, трехмерная, так называемая ЦИМ-модель.
ИМ включает полные данные, это и документы, и история, и трехмерная ЦИМ. То есть это не только исполнительная документация, это не только проектная документация, это именно полные машиночитаемые данные, которые могут быть использованы в том числе для предиктивной аналитики, например, для составления графиков строительства из информационной модели, для подготовки исполнительной документации из информационной модели.
Если у нас заранее заполнены данные о застройщике, о генподрядчике, о материалах, которые были получены и занесены в журнал входного контроля, акт исполнительной документации - единичный, освидетельствования скрытых работ – он может быть сформирован полностью в системе. Значит пропадает необходимость еще раз перепечатывать, например, в какие даты были произведены те или иные работы – ведь они уже внесены в электронный общий журнал работ. Еще требуется подписание усиленной квалифицированной электронной подписью, согласование всех участников. С PDF-файлом или с Word – это просто невозможно. И если сегодня мы еще продолжаем где-то по инерции использовать PDF-ки, то уже в 2024 году, в 2025 - 2026, скорее всего, этого уже не будет.
Уже сейчас наши заказчики, которые поначалу сопротивлялись этим инновациям, сегодня сами чувствуют необходимость сквозного использования информации. И тот технологический стек, который у нас сейчас присутствует, уже занимает немного догоняющую позицию. Потому что наши коллеги готовы, а технологический стек не успевает быстро перестроиться под их потребности. Но в системе есть ресурсы, есть потенциал, и у нас есть правильная функциональная постановка задачи. И это, в общем-то, вселяет оптимизм. Мы понимаем, что уже в ближайшие несколько лет мы получим совершенно новый подход к строительству – более технологичный, оперативный, более прозрачный, который в конечном итоге нам позволит экономить ресурсы, деньги, время и нервы.
Кто конечный пользователь всей этой цифровой электронной документации? Кто к ней обращается и зачем?
Да, это очень правильный вопрос. В подготовку исполнительной документации вовлечены практически все участники жизненного цикла объекта капитального строительства. Она рождается в службе генподрядчика, иногда у субподрядчика, согласовывается с заказчиком и в дальнейшем уходит в такие городские структуры, как МОЭК и Водоканал, по некоторому проценту документации. То есть это документы, которые подтверждают факт и качество выполнения работы. Эта документация – во-первых, основание для оплаты генподрядчику выполненных работ, во-вторых, это подтверждение для эксплуатирующих и ресурсонабжающих организаций. В дальнейшем эта документация хранится на протяжении 75 лет после окончания строительства и используется чаще всего службами эксплуатации для того, чтобы посмотреть, например, паспорта, сертификаты качества на технологическое оборудование, схемы инженерии, либо она используется при каких-либо судебных разбирательствах. Если происходят какие-то аварийные, гарантийные или негарантийные случаи при эксплуатации, то именно исполнительная документация может служить подтверждающим документом того, что какой-либо инцидент произошел по вине строителей или не по вине строителя.
Некоторые специалисты говорят, что за долгие годы исполнительная документация обросла излишними данными, которые часто дублируют друг друга… Как вы считаете, состав, порядок, оформление и стандарты требуют пересмотра?
Когда мы только начинали заниматься оцифровкой исполнительной документации, существовало порядка 600 различных форм исполнительной документации. И эти формы часто не были никак регламентированы, и могли быть использованы, например, какой-нибудь только одной ресурсоснабжающей организацией. Мы сталкивались, например, с такой абсурдной ситуацией, когда генподрядчики для службы заказчика готовят один комплект исполнительной документации, а для ресурсников на ту же самую конструкцию готовят второй пакет исполнительной документации. Потому что там есть какой-нибудь один различающийся параметр. И такой вот дикий перерасход ресурсов, к сожалению, повсеместная ситуация. И когда мы только начали свои разработки, мы поняли, что такие вещи оцифровывать не нужно.
Прежде чем что-либо оцифровывать необходимо это унифицировать и стандартизировать.
Нами была проведена большая работа с нашими производственными службами по возможному снижению количества, как минимум, форм этих актов. И, собственно, в Постановлении № 399 (Постановление Правительства Москвы от 15 марта 2023 № 399-ПП – прим. ред.), которое вышло не так давно, форм уже сильно меньше чем шестьсот. Но, уверена, это не предел, и как раз с помощью использования машиночитаемых данных работа в этом направлении будет продолжена.