Стройка — двигатель Москвы!

Темы в материале:

Градостроительная политика

Вопреки прогнозам и опасениям, международные санкции не оказали существенного влияния на строительную отрасль Москвы. Уже к августу стало понятно, что годовой план ввода недвижимости возможно выполнить досрочно.

Однако главные «открытия» и проекты у строителей еще впереди. Накануне профессионального праздника заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв рассказал «Стройгазете» о планах по строительству нового жилья, по запуску станций метро и дорог, мостов и железнодорожных вокзалов.

– Андрей Юрьевич, расскажите, с какими итогами столичные строители подошли к своему празднику?

– В последние несколько лет мы привыкли, что ежегодный план по вводу недвижимости досрочно выполняется, а по итогам года даже перевыполняется. С начала года за счет средств городского бюджета и девелоперов в Москве построено свыше 7,5 млн квадратных метров различной недвижимости, в том числе десятки социальных объектов.

– Насколько велика доля бизнеса в этих результатах?

– Традиционно в Москве за счет инвесторов возводится львиная доля «квадратов». Не стал исключением и этот год – их доля в общем объеме построенной недвижимости составляет свыше 80%, а жилья – и вовсе порядка 90%. Очевидно, что столичный рынок недвижимости был и остается самым развитым и привлекательным для инвесторов. Безусловно, есть компании, прекратившие свою деятельность, есть также случаи их объединения, но это естественные рыночные процессы, мало связанные с санкциями и политическими событиями. Показательно, что в целом количество застройщиков в Москве растет: если в начале прошлого года на рынке было 260 строительных компаний, то сейчас их уже свыше 300.

– Вместе с тем, учитывая непростую экономическую ситуацию, существует ли угроза появления новых обманутых дольщиков в городе?

– Понятно, что сложившаяся обстановка не может не сказываться на стройке. Но подчеркну: политико-экономические реалии, связанные как с пандемией, так и с санкциями, не привели к появлению новых долгостроев. Мы делаем все для защиты прав дольщиков и для того, чтобы на ранней стадии распознать проблемный объект и провести необходимую работу с застройщиком.

Надо заметить, устойчивости ситуации добавляет совершенный несколько лет назад переход к механизмам проектного финансирования. На сегодня в столице по старой схеме реализуется 50 проектов общей площадью 2,7 млн «квадратов», что составляет не более 10% от общего числа проектов долевого строительства в городе. При этом уже около 87 тыс. московских дольщиков получили квартиры в домах, которые возводились только с использованием эскроу-счетов. Исполнено также более 37 тыс. договоров долевого участия (ДДУ) по нежилым помещениям, в числе которых машиноместа, офисные и иные коммерческие объекты. К настоящему времени в московских новостройках, где все ДДУ заключались с эскроу, раскрыто порядка 124 тыс. счетов на общую сумму 1,2 трлн рублей. Таким образом, механизм показал свою эффективность и безопасность.

– После объявления международных санкций много говорилось об импортозамещении. Насколько сегодня строительная сфера Москвы зависит от импорта?

– Взятый еще несколько лет назад курс на импортозамещение «выстрелил» в самый ответственный и сложный момент и позволил почти безболезненно пройти тот непростой период, когда западные поставщики отказались от работы в России. Сегодня застройщиками найдены альтернативные варианты поставок материалов и товаров, необходимых в строительном процессе. В частности, произошло переориентирование на азиатские рынки. В то же время значительно выросла доля отечественных комплектующих. Такая цепочка: переход на массовое использование российского оборудования, в свою очередь, стимулировал производство в стране. В целом независимость стройотрасли от внешнего рынка сейчас составляет более 95%.

– А насколько активно создаются новые производства в столице?

– Темпы промышленного строительства действительно выросли. Только с начала этого года в городе построили корпуса для 12 промпредприятий, причем половина из них – новые заводы. Больше всего площадей открыли в Юго-Восточном и Зеленоградском округах, где заработали соответственно четыре и три предприятия. В частности, в Московском институте электронной техники открыли корпус Инновационного центра электроники, в технопарке Руднёво запустили конструкторское бюро, а в Силине завершили первый этап стройки лекарственного завода для компании «Р-Опра». Более того, с начала года мы уже выдали 12 разрешений на стройку новых предприятий общей площадью свыше 209 тыс. кв. м. Таким образом, создается хороший задел на будущее.

– Важной задачей федерального масштаба остается цифровизация отрасли. Расскажите о московском опыте работы с технологиями.

– Работа по оптимизации и цифровизации стройотрасли началась в Москве более десяти лет назад. И сегодня мы можем достойно предъявить ее итоги: в режиме онлайн предоставляется 33 государственные услуги в сфере строительства, активно внедряется технология информационного моделирования, создаются цифровые паспорта строек.

Все это имеет колоссальное значение: помимо упрощения процедур в сфере строительства и повышения их прозрачности город и застройщики получают серьезную экономию средств и времени. По нашим подсчетам, цифровизация столичных строек позволила сократить сроки согласования документации в пять раз, а также снизить стоимость строительства на 10%. Учитывая масштабы и объемы всех столичных строек, можно представить, какой позитивный эффект имеет цифровизация. Однако работа в этом направлении продолжается: помимо дальнейшей автоматизации документооборота сейчас прорабатываются механизмы онлайн-взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями, что всегда было больным вопросом для застройщиков.

– Москву сложно представить без метро. Поделитесь планами строительства новых станций и линий подземки.

– Прежде чем говорить о планах, хочу напомнить, что весной этого года произошло поистине историческое событие — замкнулась Большая кольцевая линия метро, самое протяженное в мире подземное кольцо. Запуск движения по этой линии улучшил транспортное обслуживание 34 районов Москвы с населением 3,3 млн человек. Одновременно снизилась нагрузка и на другие линии, так как появились дополнительные маршруты передвижения по городу.

Но на этом, безусловно, мы не останавливаемся, и уже сейчас идет активная работа по проектированию и строительству новых линий. Так, в этом году планируется завершить работы на новом участке Люблинско-Дмитровской ветки со станциями «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех».

Также до конца года мы предполагаем закончить строительство участка Солнцевского радиуса, на котором расположатся станции «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково». Помимо этого, продолжаем работы по продлению Сокольнической линии от «Коммунарки» до станции «Потапово» в Новой Москве, а также на новых Бирюлёвской, Троицкой и Рублёво-Архангельской линиях.

– Не менее важным для города проектом остаются железные дороги. Какие перспективы развития в столице и агломерации этого вида транспорта?

– Действительно, за последние годы мы многое сделали для развития Московской железной дороги (МЖД). Сначала было запущено Московское центральное кольцо, затем началась реализация проекта Московских центральных диаметров (МЦД).

Напомню, радиальные маршруты призваны соединить и уже соединяют территории Москвы и ближайшего Подмосковья. Так, движение по МЦД-1 «Одинцово – Лобня» протяженностью 52 км и МЦД-2 «Нахабино – Подольск» длиной 80 км открылось в 2019 году. Движение по маршрутам МЦД-3 «Зеленоград – Раменское» и МЦД-4 «Апрелевка – Железнодорожный» планируем запустить осенью этого года, и сейчас на станциях этих направлений идут активные работы.

Если более детально, то в этом году после реконструкции мы уже открыли платформы Лесной городок и Очаково на МЦД-4. Продолжается строительство платформы Ольгино и соединительной ветви между Киевским и Смоленским направлениями МЖД, а также реконструкция Митьковской соединительной ветки между Октябрьской железной дорогой и Казанским направлением МЖД, включая станции Кутузово, Тестовская и Поклонная.

Параллельно на МЦД-3 ведется масштабная реконструкция станции Крюково — здесь будет крупный железнодорожный вокзал.

Кстати, обратите внимание: на протяжении многих лет железные дороги служили препятствием для развития столицы, разрезая городскую ткань, отдаляя друг от друга соседние районы. Нашей задачей стало изменение роли железных дорог в жизни Москвы. И сегодня благодаря скоростным маршрутам этот транспорт фактически становится аналогом метро, а строительство путепроводов, эстакад и переходов позволяют «связать» районы, лежащие по разные стороны путей.

– Продолжая тему связанности территорий, расскажите, пожалуйста, подробнее о планах по строительству мостов.

– Анализ ситуации показал, что при передвижении на автотранспорте по городу автомобилистам приходится совершать гигантский перепробег. Учитывая географическое положение мегаполиса, градостроители и эксперты считают, что это следствие явного недостатка мостов в городе, тем более что протяженность только Москвы-реки в границах города более 80 км, а ведь есть еще и другие реки. В настоящее время в столице проектируется и строится семь мостов: четыре через Москву-реку, а также еще три – через Пехорку, Битцу и затон Новинки.

К открытию в этом году запланированы переправа через реку Пехорку в районе примыкания к трассе М-12, мост через затон Новинки на ЗИЛе и Сабуровский мост от Курьяновского бульвара до Кантемировской улицы.

Еще два моста в районе улицы Мясищева и Берегового проезда мы планируем достроить и ввести в эксплуатацию до конца 2025 года. За это время также будет завершено проектирование моста-паруса в районе Новозаводской улицы и моста через реку Раменку около Мосфильмовской улицы, планируем достроить эти сооружения уже в 2026 году

– А как в целом обстоят дела с дорожным строительством?

– Всего в этом году планируется реконструировать и построить порядка 100 км дорог, в том числе 37 эстакад, тоннелей, путепроводов и мостов, а также 19 надземных и подземных пешеходных переходов. В частности, мы планируем завершить строительство Московского скоростного диаметра, а именно – открыть его южный участок от Северо-Восточной хорды до Варшавского шоссе в районе МКАД и северный – у Некрасовки с выходом на платную автомагистраль «Москва – Казань».

Кстати, движение по отрезку от улицы Покровской до Зенинского шоссе уже осуществляется, а осенью мы запустим участок от Лухмановской улицы до Зенинского шоссе с мостом через реку Пехорку.

Помимо этого, в наших планах достроить в этом году Южную рокаду. Это важный транспортный проект, городская скоростная трасса протяженностью 63 км. К настоящему времени четыре участка этой магистрали уже запущено, а остальные четыре будем запускать постепенно до конца года. Кроме того, предполагается ввести в строй три развязки на МКАД: на пересечениях с Липецкой улицей и трассой М-4, вторую – с Алтуфьевским шоссе и третью – с улицей Верхние Поля.

– Одной из важнейших программ, реализацией которой занимается столичный Стройкомплекс, является реновация жилищного фонда. Каких успехов удалось достичь строителям в этом направлении?

– Важно понимать, что программа реновации не только градостроительная, ее реализация призвана радикально изменить качество жизни в Москве. В центре внимания здесь стоит человек и его потребности, поэтому мы не просто переселяем москвичей из старых пятиэтажек в новые дома, но и меняем саму городскую среду, делая ее более комфортной, удобной и функциональной.

Именно поэтому наряду со строительством нового жилья в рамках программы планируется возводить новые социальные объекты – больницы, поликлиники, школы, детские сады или при необходимости реконструировать старые. Если говорить о цифрах, то с начала года введено в эксплуатацию 32 «реновационные» новостройки, их них 21 уже передана под заселение. Лидируют по количеству сданных с начала года домов северо-восток, юго-восток, юг и север. В каждом из этих округов завершены работы по пяти новостройкам.

Всего же со старта программы уже построено и введено в эксплуатацию 260 домов, в которых расположено свыше 63 тыс. квартир, что позволило вовлечь в процесс переселения почти 130 тыс. человек.

– Андрей Юрьевич, что вы хотели бы пожелать строителям в преддверии профессионального праздника?

– От всего сердца поздравляю московских строителей, работников промышленности стройматериалов, проектировщиков, архитекторов, коллег из регионов России, ветеранов отрасли с Днем строителя! В Москве, как и во многих субъектах РФ, идет масштабная работа по строительству комфортного жилья, полностью обеспеченного самыми современными социальной, инженерной и транспортной инфраструктурами. Для столичных строителей эта работа – дело чести. Убежден, что их высокое мастерство и профессионализм, огромный производственный и интеллектуальный потенциал позволят выполнить все задачи, которые ставят перед ними руководство страны, мэр, правительство города и москвичи. От всей души желаю тем, кто связал свою карьеру со строительством, крепкого здоровья, счастья и благополучия!