Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Строительство первого в Москве модульного дома планируют завершить осенью

Темы в материале

В 2021 году в ТиНАО началось строительство завода по производству модулей для жилых домов. О том, как идет строительство завода, в чем преимущество этой технологии и когда в столице будет возведен первый модульный жилой дом, в интервью старшему корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Анастасии Чернышевой рассказал генеральный директор группы компаний «МонАрх» Сергей Амбарцумян.

Анастасия Чернышева (А.Ч.): Сергей Александрович, расскажите о ходе строительства технополиса модульного строительства, его первой, второй очереди?

Сергей Амбарцумян (С.А.): Первая экспериментальная очередь площадью 23 тыс. кв. м - это тот же завод, только не роботизированный. Для того чтобы не ждать и не терять лишних два-три года, пока мы завершим основную часть завода, на экспериментальной мы хотим опробовать технологию, организацию, транспорт, монтаж, демонтаж, качество, команду, обучить ее, самим научиться. Я думаю, что к концу лета мы закончим экспериментальную часть завода, плюс-минус месяц. Туда будет внедряться все то, что мы посчитаем нужным, а потом то, что будет для покупателя более интересным, пойдет уже на основной завод. Его площадь составит около 130 тыс. кв. м, его мы построим в 2023 году.

А.Ч.: Что будет с первой очередью, когда закончат строительство основного завода?

С.А.: Экспериментальная часть рассчитана на то, что ее можно разобрать и собрать в любом месте. Есть несколько дальнейших вариантов. Первый: он интересен тем, что на нем можно экспериментировать, сделать все, что хочет заказчик, спроектировать дома, начиная с двух этажей и заканчивая 20 этажами, а потом уже пустить на роботизированную линию. Второй вариант: мы надеемся, что наша технология будет интересна и этот завод можно будет перевести в другой субъект РФ и собрать его там. Спроектирован он именно так, чтобы его можно было разобрать и собрать в любом месте. Третий вариант: разобрать и быстро собрать на какой-то большой строительной площадке, тогда транспортных расходов вообще не будет. Построить там целый квартал, а потом разобрать и увезти в другое место.

А.Ч.: Расскажите об опыте иностранных коллег в модульном домостроении. С какими странами сейчас сотрудничаете, чей опыт вам интересен?

С.А.: Завод у нас проектируют немцы, всю технологию, но и корректировать приходится много, потому что у них заводы производят маленькие модули - 20 кв. м, где ширина 2,5 м, длина 8 м. У нас один модуль площадью до 100 кв. м - длиной 15 м, шириной 6,5 м. Это совсем другой продукт, другие вес, технология и оборудование. Что-то немцы для нас разрабатывают, что-то мы сами. Сейчас, например, будем заказывать несколько уникальных станков из Новосибирска. Сотрудничаем с итальянцами, китайцами. Мы делаем что-то новое. В самом начале те же специалисты из Германии, технологи, говорили, что это невозможно. Сейчас же они делают это с удовольствием и доверием.

А.Ч.: Какие экспериментальные сборки вы уже произвели?

С.А.: Для того чтобы убедиться в возможности того, что мы задумали, на нашем объекте на «Хорошевке» мы «на коленке», вручную сделали два этажа площадью 600 кв. м, смонтировали их, разобрали, довезли до завода и за семь часов собрали эти 600 кв. м с полноценной отделкой. Сейчас это наш штаб строительства.

А.Ч.: Чем вы вдохновляетесь, откуда черпаете идеи, технологии, применимые в модульном строительстве?

С.А.: Нам интересны технологии, применяемые в авиации. Мы связались с Московским авиационным институтом (МАИ), где нам готовы дать решения каких-то задач. При проектировании самолета делают все, чтобы он был легким, - эти технологии могут быть применимы и в модулях. Элементарно, если взять грузовой отсек самолета и пассажирский салон, то между ними есть пол. Этот пол очень легкий, сделан из композитных материалов. В домах потолки сделаны из железобетона, - это бессмысленно, потому что на следующем этаже идет пол. Соответственно, потолок может быть из легких конструкций.

А.Ч.: Интересно. Какие еще детали самолета можно рассмотреть в качестве примера?

С.А.: Когда летишь в самолете, снаружи температура воздуха минус 53, а в салоне плюс 20, хотя корпус сделан из легкой конструкции. Я бы с удовольствием применил их элементы для наших фасадов. Примеров, на самом деле, множество: у них все легкое - тележки, кресла. Насколько материалы дорогие - я еще не знаю, знаю только, что один ум хорошо, а два, три еще лучше. Нам приятно будет перенимать опыт у МАИ.

А.Ч.: Какой объем инвестиций может составить при строительстве завода?

А.С.: До изменения курса валют мы планировали, что нам он обойдется примерно в 15 млрд руб. - это весь завод, проектирование, оборудование. Сейчас все дорожает, это ощущается, и возможно, что к концу года затраты будут больше, чем мы планировали. Очень много оборудования мы покупаем в Европе, а это все в другой валюте. Но это не имеет особого значения, совершенно точно мы завод построим.

А.Ч.: Какой процент экономии может составить при строительстве из модулей?

С.А.: Мы уверены, что 1 кв. м на 10-15% будет стоить дешевле, чем при любом другом способе строительства. У нас выработка будет выше, а потери меньше, все будет оптимизировано.

А.Ч.: Есть ли сейчас интерес со стороны заказчиков?

С.А.: Теоретически заинтересованность есть, звонки, переговоры ведем, но в целом рано об этом говорить. Мы сделали свод правил, в ближайшее время его утвердят в министерстве, затем пройдем по нему экспертизу. Осенью этого года мы собираемся собрать первый 10-12-этажный дом у нас на заводе и разобрать. Наша технология позволяет разбирать дом не ломая, а снимать модули, как конструктор, и собирать уже в другом месте. После того, как мы сделаем это у нас заводе, покажем потенциальным заказчикам. Планируем участвовать в городской программе реновации и полностью удовлетворить ее требования. К тому же, мы сами инвесторы, и часть наших домов будет модульной.

А.Ч.: Долго ли может продлиться испытание тестового дома?

А.С.: Не могу сказать, сколько раз мы его разберем и соберем снова. В моем понимании, чтобы научиться, необязательно 10-12 этажей собирать, можно и на двух этажах научиться, как стыковать трубы, стояки, наладить монтаж. Взяли площадку в ТиНАО, в дер. Яковлево, где будем собирать четырехэтажные дома или повыше, тестировать.

А.Ч.: Где применима технология модульного строения?

С.А.: Жилье, офисы, детские сады, школы, больницы - где угодно. Частные дома в два-три этажа, которые можно выбрать из каталога, их вид отделки. Грубо говоря, подготовили участок, залили фундамент, провели сети, ночью выехали кран и 10 машин с модулями, и на следующий день пять частных домов будет готово.

А.Ч.: Вы сами планируете заниматься ИЖС?

С.А.: До сих пор индивидуальным строительством мы не занимались, там очень много нюансов. Но в данном случае, если будет каталог с уже разработанными, определенными видами домов, настроен конвейер без права на внесения изменения в проект, то почему нет. Тем более это работа на один день. В этом случае мы займемся с удовольствием.

А.Ч.: Может ли ваша компания перейти полностью на модульное строительство?

С.А.: С самого начала пути, с 1994 года, мы занимаемся монолитным строительством, и от этой области мы отказываться не собираемся. Модули - не универсальная технология, условно говоря, если нам закажут построить атомную станцию, из модулей мы ее точно не соберем. Я считаю, что каждая технология имеет право на жизнь, вопрос только в экономике и пожеланиях заказчика. На монолите по объемам мы загружены достаточно. Модульное строительство - это больше инженерный интерес, желание сделать именно скоростное строительство. В идеале мы хотим за один-семь дней строить дом в 10-15 этажей, что достаточно реально.

А.Ч.: Какие вы можете назвать сложности в модульном строительстве?

С.А.: Если все наладить, правильно запустить завод, то оно будет значительно проще, чем любое другое строительство. Практически все манипуляции переводятся на завод, транспорт ездит ночью, складов материалов на стройке нет, бытовок практически нет, скорость строительства большая, отделки нет, погодные условия практически не влияют.

А.Ч.: Сложно ли выстраивается логистика по сравнению с монолитом?

С.А.: Нет. Сложна она при проектировании завода - как абсолютно нового продукта. Но когда запустится завод, проблем станет на порядок меньше - это конвейер.

А.Ч.: Расскажите о применении техники в модульном строительстве, какие здесь особенности?

С.А.: Если мы говорим о 100 кв. м, то при монолитном строительстве понадобится 100 подъемов крана, при сборном панельном строительстве - порядка 70 подъемов, а в нашем случае - всего лишь один. Привезли, подняли, поставили. Мы заказали специальные краны, весом 650 тонн и 820 тонн. Тяжелые, дорогие, но мы подсчитали, что для строительства дома один кран обойдется дешевле, чем два крана более низкой стоимости, которые работают год-полтора на одном объекте.

А.Ч.: В каком виде квартиры будут привозить уже на стройплощадку?

С.А.: Готовыми на 95%. Полностью готовая отделка, сантехкабины, перегородки, окна, двери, - все готовится на заводе. На мой взгляд, кухня должна быть полностью смонтирована уже с оборудованием. Я за то, чтобы все квартиры были разные, с несколькими вариантами планировки, отделки, меблировки. Ведь совершенно необязательно, чтобы одинаковые квартиры стояли друг за другом все 17 этажей. В сумме это просто должно соответствовать площади этажа, а дальше уже будет выбирать человек.

А.Ч.: Это значит, что квартиры модульных домов могут быть и меблированными?

С.А.: Не знаю, к чему мы придем, но мне кажется, что когда мы поймем предпочтения покупателя, то сможем получить большие скидки на мебель, которые практически транзитом передадим покупателю, сформировать каталог. При этом сборка возможна уже на месте.

А.Ч.: А что касается передвижения по городу?

С.А.: Днем транспортировать модули на объекты мы не собираемся, так как помешаем основному движению на дорогах. Выезжать с завода будем ночью, и к 6:00 автомобилей уже не будет. Мы значительно уменьшим количество грузовых машин со строительными материалами в Москве. Если в иных случаях тысячи машин должны поехать на объект, то благодаря нашей локации все материалы повезут именно на Боровское шоссе, минуя основную часть города, и на объекты мы привезем уже готовую конструкцию. Для сравнения: если для какого-то этапа строительства нужно 20 машин, то мы привезем одну, где нужно тысяча машин - от нас поедут 50 уже с готовыми модулями. Мы на пробных выездах без проблем проезжали под мостами и эстакадами, специально подавали свет, чтобы было видно, что едет квартира.

А.Ч.: Сколько человек будет задействовано на заводе, где будете набирать команду и если ли специальности, которые станут невостребованными именно при модульном строительстве?

С.А.: С основным заводом порядка 2,5 тыс. человек. Мы подбираем квалифицированную команду, при этом надеемся, что половина всех специалистов на заводе будут местными. Большинство работников добираются до объектов по три часа в день, здесь же до работы будет 10 минут, чтобы лишние часы можно было отдать своим семьям. Что касается специальностей, они все понадобятся, в основном, на заводе. Мы надеемся, что на сборке и разборке будет требоваться минимальное присутствие человека, - все будет выводиться на компьютерный кран. Сами захваты будут программироваться, крановому показывать зеленый свет, что модуль можно поднять, и такой же сигнал, что модуль опущен и установлен правильно. Однако, несмотря на то, что много этапов будет роботизировано и компьютеризировано, нет в мире роботов, например, по отделке.

А.Ч.: Какая мощность у завода, планируете ли вы выходить за пределы Московского региона?

С.А.: Завод рассчитан на 450 тыс. кв. м в год, это достаточно большая мощность. Радиус его эффективного действия, учитывая транспортные затраты, - 500 км, поэтому как минимум с заказчиками из Московской и областей, находящихся в этом радиусе, сложностей точно не будет. Мы продолжаем патентовать все, что делаем, пять-шесть патентов уже есть. С удовольствием будем тиражировать технологию по всей России, сейчас уже есть запросы из других регионов. Но прежде мы выпустим свод правил, пройдем сертификацию, патент и на себе докажем, что технология модульного строительства имеет право на жизнь и ничем не уступает другом виду строительства.