Тренд на качественное образование: как школы и детсады меняют ЖК
Темы в материале:
Сегодня застройщику важно возводить качественные социальные объекты для того, чтобы обеспечить комфортное проживание своих клиентов в новых кварталах и создавать уникальную инфраструктуру, повышая спрос на продукт.
Строительство школ и детских садов – одно из важнейших направлений работы девелоперов, которое с особым вниманием контролирует город. Соучредитель и генеральный директор архитектурного бюро ИМАГО Сергей Остроух рассказал о новых тенденциях в строительстве современных объектов образования в Москве и других регионах России.
– Как устроен рынок строительства объектов образования в Москве?
– В столице довольно уникальная практика, которая отличается от регионов: в Москве строить объекты образования должны девелоперы, без этого нельзя сдать ЖК в эксплуатацию. Это формирует определенную тенденцию, потому что девелоперы включают их в перечень обязательных строений, распространяют на них практику управления проектами и вырабатывают пиар-концепции и креативную работу. Это –часть производственного цикла. И в последние годы мы наблюдаем тренд, что квартиры в ЖК компании окупают именно из-за сооружений сопутствующей инфраструктуры.
Если же говорить про регионы, то там объекты образования возводятся за счет государства. Здесь девелоперу необходимо просто построить жилье, а уже на участке рядом формируется школа или детский сад. При этом есть разные форматы софинансирования, когда региональные власти привлекают девелоперов для создания общей образовательной инфраструктуры, но она не будет ассоциироваться с конкретным застройщиком.
Важно, что в Москве активно работают курирующие органы. Например, консолидируются лучшие практики по образовательным объектам, в том числе выпускаются альбомы решений, рекомендованные для реализации. То есть высокая качественная планка для образовательных учреждений в столице задана.
– Какие тренды характерны для объектов образования сейчас?
– Основной тренд последних лет – серьезное отношение к таким проектам. Серьезно относятся к ним и девелоперы, и проектировщики, и государство.
Смыслы и функции сейчас выходят на первый план. Если раньше проектирование этих объектов строго подчинялось нормативам, то теперь они подстраиваются под тенденции. Наше отношение к правилам остается позитивным, но мы за то, чтобы они эластично менялись.
Многие тенденции стали в Москве распространенной практикой: это многосветные пространства, перегородки, размещение детей выше первого этажа. Они могут войти в нормативы, что мы активно поддерживаем.
Более того, происходит концентрация объекта вокруг функции. Сейчас часто хорошие школы затачиваются под их будущих работников: еще на стадии проектирования набирается персонал во главе с директором школы и под них создается учреждение. То есть люди формируют будущую среду.
– Чем московские проекты объектов образования отличаются от тех, что реализуются в других регионах России?
– Уровень в Москве и Подмосковье сильно отличается от регионов. Наличие атриума, объединение его со столовой, большое количество света и свободного пространства стали в столице общепринятой нормой. Все новые проекты существуют именно в этой парадигме.
Здесь есть устойчивое понимание, что объект образования должен соответствовать определенному уровню. Есть и конкуренция между девелоперами, и запросы жителей, которые выбирают квартиры, исходя из качества школ.
Я бы не сказал, что в регионах нет хороших практик, но там их заметно меньше, и это, чаще всего, инициатива заказчика. И все равно, у нас есть несколько интересных проектов в других городах России. И там можно сделать что-то новое, необычное, «послушав» местные особенности территории.
Наша концепция здания должна быть эстетична, коммерчески оправданна и комфортна для конечного потребителя. Для этого мы постоянно проводим встречи и круглые столы со всеми сторонами, от застройщиков до пользователей объекта.
– То есть экономическая эффективность, эстетика и комфорт будущих пользователей – главные факторы, на которые опираются архитекторы при проектировании объектов образования. Как это происходит?
– Эти три направления мы визуализируем для себя как шкалы – x, y, z. По каждому из них у нас есть минимальный, желательный, оптимальный уровни качества – внутренний набор критериев по составу материала, пластике, эстетике.
Также у нас есть критерии экономической составляющей объекта. Когда мы соединяем эти осечки на шкалах, получается определенная площадь фигуры. Качественный проект – это когда площадь фигуры выше нашего стандарта.
– Как удается придерживаться этих принципов в нынешних экономических условиях и нестабильной ситуации?
– Ситуация сглаживается тем, что запрос на хорошие образовательные проекты набрал обороты. В Москве проектов ниже определенной планки качества вы не увидите.
Мы, конечно же, ищем баланс, когда с помощью разных «фишек», отделки фасада, простых окон можно сделать интересную архитектуру. Главное, на самом старте понять, какие возможности есть у заказчика, чтобы потом не «сушить» проект, стараясь вписаться в бюджет.
– Какие есть сложности при проектировании объектов образования?
– Если смотреть на практику, то здесь нужно погружаться не просто в проект, а гораздо глубже – в психологию ребенка, задачи преподавательского состава, методику обучения.
Если раньше мы работали с кабинетной концепцией обучения, когда все занятия проходили в одном классе, то сейчас можно выделить порядка 9-10 разных образовательных форматов. Пока проектный рынок к этому не сильно готов, но я не вижу в этом чего-то фатального.
– Назовите топ-5 своих уникальных проектов в направлении строительства образовательных учреждений?
– Это объект «Мир» в Доброграде, реконструкция школы Терешковой в Ярославле, в Москве – это один из первых объединенных образовательных комплексов для ГК «А101», а также проекты для ГК ПИК.
Образовательный комплекс – не просто школа и детский сад, а пространство с функцией районного центра, доступного для всех. Хотелось бы также выделить садик для ГК «ЛИГО» в Южно-Сахалинске, в работе над которым мы взяли много «фишек» из школы.
Многие наши идеи, примененные там, еще нигде не используются. В частности, объединение спортивного и музыкального залов, сдвижные перегородки для разных активностей, двухсветные пространства. В целом, подход довольно взрослый при ограниченном бюджете.
– Расскажите о планах на ближайшие будущее?
– Мы хотим зафиксировать ряд тенденций в проектировании детских садов. Считаем, что не хватает активностей, связанных со строительством таких учреждений.
Наша задача – сформировать сообщество неравнодушных к этой теме, чтобы они могли общаться на определенной площадке. Это могут быть застройщики, сотрудники сферы образования, родители и даже продавцы мебели.
Мы хотим работать с проектами, которые повышают планку качества, и расширять географию лучших практик.