timelapse

Валерий Леонов: «Москомэкспертиза всегда работает на опережение»

Темы в материале

Председатель Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов ответил на вопросы журнала «Российский строительный комплекс».

- Валерий Владимирович, ежегодно ваше ведомство обеспечивает миллиарды экономии бюджетных средств. Расскажите, как вы добиваетесь таких показателей, и какие еще существенные достижения есть у Москомэкспертизы за последнее время?

- Отвечая на ваш вопрос, мне хотелось бы подчеркнуть, что экономия бюджетных средств никогда не является для нас самоцелью. В первую очередь, при проведении экспертизы проектной документации эксперты Мосгосэкспертизы, нашей подведомственной организации, обращают внимание на качество проектов и их соответствие требованиям технических регламентов по безопасности и надежности. Можно сокращать смету на строительство бесконечно – и столь же серьезно терять в качестве объекта. Поэтому в ходе экспертизы очень важно соблюсти баланс, чтобы проект реализовывался с учетом всех действующих нормативов, но без необоснованных трат. Это наша главная задача, и я считаю, что мы успешно справляемся с ней: за последние шесть лет нами рассмотрено 15 611 единиц проектной документации, и за это время ни одно заключение Мосгосэкспертизы не было выпущено с нарушением сроков рассмотрения или отменено в судебном порядке. 

Только в 2016 г. экспертами Мосгосэкспертизы рассмотрено 7,3 тыс. комплектов проектной документации и выдано 6 тыс. экспертных заключений, 4,6 тыс. из которых – положительные по объектам, финансируемым из бюджета столицы. По поручению мэра Москвы Сергея Собянина нами проведена серьезная работа по согласованию проектов капитального ремонта многоквартирных жилых домов: в 2016 году согласование получили более 3,9 тыс. объектов. При этом благодаря корректировкам проектной документации по замечаниям и рекомендациям наших экспертов удалось добиться общего снижения сметной стоимости объектов, финансируемых из бюджета, на 97,3 млрд рублей. Это 15,3% от заявленной сметной стоимости – то есть практически каждый шестой рубль возвращен в бюджет города.

- А в 2017 году как продвигается работа на этом направлении?

- В первом квартале текущего года Мосгосэкспертизой выдано 697 экспертных заключений, и 567 из них – положительные. При этом общая сметная стоимость по объектам, финансируемым из бюджета города Москвы, снижена уже на 13,5 млрд руб., что, несомненно, очень хороший показатель для первого квартала.

- При таких объемах работ очевидно, что вам необходима постоянная оптимизация внутренних административных процессов, как вы решаете эту задачу?

- Разумеется, с постоянным ростом объемов работ от нас требуется и большая оперативность в решении всех вопросов. Я напомню, что у нас даже сокращен срок проведения государственной экспертизы: типовой проектной документации и проектной документации в отношении жилых объектов – с 45 до 30 дней, и иной проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий, не относящихся к уникальным объектам, – с 60 до 45 дней. Это большая нагрузка, мы буквально работаем на опережение. И в этом смысле нам очень помогает то, что мы одними из первых перешли к предоставлению услуги по проведению государственной экспертизы в электронном виде. С 2013 года все бюджетные объекты рассматриваются Мосгосэкспертизой только в электронной форме, соответственно, и все взаимодействие с государственными заказчиками осуществляется максимально оперативно – онлайн. Это экономит время всех участников согласовательного процесса, не говоря уже о том, насколько это удобнее.

Что особенно важно, постепенно и инвесторы начинают активнее пользоваться возможностями электронного взаимодействия, и это привело к тому, что многие негосударственные услуги Мосгосэкспертизы теперь доступны для них в отдельном клиентском сервисе. Как отмечал мэр Москвы, очень важно сформировать полный цикл оказания услуг в электронном виде от предоставления земли до разрешения на строительство, что значительно влияет на снижение административных барьеров и повышение удобства для представителей бизнес-среды. Это та мера, благодаря которой для решения конкретных задач по согласованию проекта на различных этапах у застройщика есть полный инструментарий. Он может подать заявление и документы удаленно, удаленно же отслеживать динамику согласовательного процесса, связываться с ведомствами посредством электронных сервисов. При этом повышается прозрачность административных проверок и согласований, что позволяет максимально оптимизировать все аспекты столичного строительства.

- Как вы отметили, важным направлением работы как для правительства Москвы в целом, так и для столичного Стройкомплекса в частности, является снижение административных барьеров благодаря масштабному переводу услуг в электронный вид. Какие еще услуги вашего ведомства можно получить в электронном виде?

- В 2016 году для удобства заказчиков мы перевели в электронный вид две наши услуги – услугу по согласованию СТУ (специальных технических условий) и по проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства. В этом году мы планируем внести некоторые изменения в процедуру прохождения государственной экспертизы в электронном виде.

- Ваше ведомство является одним из главных популяризаторов технологии информационного моделирования, или BIM-технологии; расскажите, как сейчас строится ваша работа на этом направлении?

- Мы серьезно продвинулись в части внедрения BIM-технологии. Так, на данный момент у нас есть план мероприятий, который позволит поэтапно реализовать программу внедрения технологии информационного моделирования в деятельность столичного Стройкомплекса, и мы являемся координатором реализации включенных в него мероприятий. Он учитывает и распространяет положения утвержденной Минстроем России «дорожной карты» по внедрению новой технологии. Сейчас все наши силы сконцентрированы на разработке стандарта для Москвы и дальнейшего тестирования его на реальных объектах, чтобы впоследствии рекомендовать его для распространения в регионы в качестве эффективной практики. Что, в свою очередь, позволит создать единый госстандарт по BIM в России.

Если говорить о краткосрочной перспективе, то будет разработан ряд регламентов и требований, учитывающих специфику столицы, которые позволят сделать первые шаги по внедрению новой технологии. На 2017–2019 годы запланирован запуск «пилотных» проектов – объектов капитального строительства – в целях отработки применения технологии для объектов капитального строительства.

- Вы неоднократно говорили о том, что инвестирование в BIM для инвесторов может стать буквально инвестированием в собственное будущее. Насколько активно осваивают новую технологию частные компании сейчас?

- В данном случае хорошей иллюстрацией будет реальная статистика выдачи заключений по проектам, выполненным с применением BIM. На данный момент мы выдали уже 13 заключений по объектам, представленным с BIM-моделью, причем подавляющее большинство из них – от частных инвесторов, видящих потенциал технологий информационного моделирования. Это уже свидетельство того, что отечественные застройщики планируют свое будущее в BIM.

Однако есть и свои нюансы: практика совместной работы с проектировщиками и застройщиками показывает, что самые продвинутые из них уже инвестировали во внедрение данной технологии, с перспективой повысить свою конкурентоспособность на рынке. Но полноценно (со всеми преимуществами) использовать технологию они не могут, так как государственный заказчик работает слегка иначе. Поэтому сегодняшняя задача – осуществить переход на качественно новый уровень строительного комплекса Москвы, тем самым создав условия для полномасштабного применения BIM инвесторами.

- В этом году это одна из основных ваших задач?

- Да, это один из наших приоритетов, вектор развития для всего столичного строительного комплекса. Как ранее отмечал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики строительства Марат Хуснуллин, это сложная, но необходимая задача, ведь переход на новый формат проектирования позволит сэкономить значительные средства и время на выполнение работ.

При этом у нас есть постоянные задачи, качество выполнения которых не должно страдать от постоянно возрастающей нагрузки на ведомство. Это и качественное проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и формирование целостной нормативно-правовой базы ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Напомню, что вторая наша подведомственная организация – Государственное автономное учреждение города Москвы «Научно-исследовательский аналитический центр» (ГАУ «НИАЦ») – занимается сопровождением территориальной сметно-нормативной базы для города Москвы (ТСН-2001), ведением базы региональных рекомендаций (МРР), а в последнее время еще и гармонизацией федеральной и московской сметно-нормативных баз. Благодаря этой работе у Стройкомплекса всегда есть действенные инструменты оценки и оптимизации затрат, отвечающие современной экономической ситуации.

Как видите, круг задач безграничен – и мы продолжаем развиваться и совершенствоваться, чтобы выполнять их на неизменно высоком уровне.