Журнал «Вестник РСС»: Город, удобный для жизни
Темы в материале:
В Москве активно продолжается реализация новой программы «Градостроительная политика», принятой правительством города в 2012 году. Она направлена на формирование концепции развития нашего мегаполиса как города, удобного и комфортного для жизни. Об основных направлениях новой программы читателям журнала "Вестник Российского Союза строителей" 7 июля рассказал руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.
ВЕСТНИК РСС: Сергей Иванович, каковы основные направления государственной программы «Градостроительная политика»?
СЕРГЕЙ ЛЕВКИН: В основу программы заложено несколько ключевых принципов. Это определение приоритетов градостроительной деятельности в Москве, сохранение ее историко-архитектурного облика, формирование благоприятных условий для инвесторов, развитие центра города и комплексное благоустройство столицы, создание современной улично-дорожной сети.
Прошедший год стал первым этапом реализации проекта. Несмотря на это, уже сегодня достигнуты значительные результаты, в первую очередь это относится к формированию Адресной инвестиционной программы на 2013-2015 годы. Впервые АИП создана на трехлетний период, что позволяет совместить сроки градостроительного цикла строительства объектов и сроки планирования городского бюджета.
Надо отметить, что теперь приоритет отдан решению самой актуальной проблемы Москвы – развитию транспортной системы.
Но большие объемы дорожных работ не помешали сохранить темпы строительства социально значимых объектов. Так, ввод жилой площади за счет бюджетных и внебюджетных средств составил 2,57 млн кв. метров. Помимо жилья, в минувшем году было введено 10 школ, 76 детских садов, 6 больниц, 8 амбулаторно-поликлинических учреждений.
Еще одно важное направление – проектирование типовых объектов, строящихся по городскому заказу. Уже разработаны три типовых проекта жилого дома с гибкой конструктивной планировочной системой и три типовых проекта дошкольных учреждений. Такой подход снижает расходы бюджета на обеспечение города объектами социального строительства: готовый проект необходимо просто «посадить» на конкретный участок и проработать варианты его отделки. Так, стоимость проектирования по конкретным адресам снижена до 40%. Немаловажно и то, что при типовом проектировании на первых этажах жилых домов предусматривается возможность встраивания квартир для людей с ограниченными возможностями.
ВЕСТНИК РСС: Главной задачей АИП является улучшение качества городской среды. А что входит в это понятие?
С.Л.: Качество городской среды – многокомпонентное понятие, оно складывается из множества составляющих. При массовом жилищном строительстве, еще на этапе проектирования, в обязательном порядке предусматривается размещение объектов социально-культурного и бытового назначения. При решении данного вопроса учитывается перспективное развитие территории и прогнозируемое увеличение численности населения. Строительство таких объектов, как правило, ведется опережающими темпами.
ВЕСТНИК РСС: Сергей Иванович, каковы перспективы Москвы как современной полицентричной агломерации с новыми точками развития?
С.Л.: В 2012 году проведен Международный конкурс по разработке Концепции развития Московской агломерации, утверждены его результаты, которые станут основой актуализируемого Генерального плана Москвы и его подосновы – мастер-плана, а также документов совместного территориального планирования Москвы и Московской области. В частности, по итогам конкурса сформировано видение транспортного каркаса новой территории, также проанализированы имеющиеся планы застройки присоединенных территорий с учетом перспектив развития и обеспеченности социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой. Основные точки роста на присоединенной территории обеспечат до 2 млн новых рабочих мест.
ВЕСТНИК РСС: Для реализации планов необходимо привлекать инвесторов, а охотно ли они вкладывают деньги?
С.Л.: Улучшение инвестиционного климата – крайне важная задача, поставленная Правительством Москвы. Инвесторы готовы вкладывать денежные средства в наиболее выгодные проекты – бизнес-сообщество Москвы постоянно этот процесс мониторит, а наш Департамент ведет работу по снижению административных барьеров. Правительством Москвы уже утверждены административные регламенты предоставления таких государственных услуг, как «Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков», «Проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», «Выдача разрешения на строительство», «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» и ряда других.
Для улучшения предпринимательского климата в строительстве количество процедур, необходимых для получения разрешения, будет уменьшено с 31 до 27, это позволит снизить общее время получения разрешения на строительство на 160 дней.
В целом вся наша деятельность направлена на то, чтобы сформировать в Москве благоприятные условия для инвесторов. В этой сфере удалось добиться вполне ощутимых сдвигов. Так, в 2012 году объем ввода объектов недвижимости увеличился более чем на 8%, в то время как доля внебюджетного жилищного строительства, осуществляемого за счет инвесторов, выросла на 30%. Приняты решения, которые позволили возобновить строительство на 75 объектах общей площадью почти 1,5 млн кв. метров, в том числе на 29 объектах долгостроя.
ВЕСТНИК РСС: Сергей Иванович, что делается для сохранения исторической застройки и московской идентичности?
С.Л.: В центре Москвы расположены 3257 объектов культурного наследия, из них примерно треть находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют проведения мер по их сохранению.
В 2013 году под контролем Департамента культурного наследия столицы запланировано проведение комплексных научно-исследовательских и ремонтно-реставрационных работ на 100 объектах культурного наследия силами пользователей и собственников объектов и по 23 объектам – за счет средств городского бюджета. По результатам проведенных аукционов на право заключения договоров долгосрочной «аренды за один рубль» начаты работы по 5 объектам.
Необходимо приведение в порядок ансамблей жилой застройки 1920-30-х годов. В центре Москвы находится около 190 отселенных ветхих и аварийных зданий, не подлежащих сносу. Они являются градоформирующими объектами, а часть из них – памятниками истории и культуры.
В целях сохранения своеобразия архитектурно-художественного облика и культурной идентичности города в 2012 году утверждены единые требования по формированию и упорядочиванию процедуры оформления колористических решений фасадов зданий и сооружений в Москве, которые определяются паспортом колористического решения. Колористическое решение фасадов может быть как индивидуальным (преимущественно для объектов культурного наследия), так и типовым с использованием альбома типовых колористических решений фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве.
ВЕСТНИК РСС: С чем связана актуализация программы «Градостроительная политика»? Какие изменения внесены в нее?
С.Л.: Прежде всего, скорректированы показатели программы с учетом результатов ее реализации в 2012 году. Изменено ресурсное обеспечение проекта. В частности, в АИП включены объемы средств федерального бюджета, направляемые на строительство и реконструкцию административных и административно-деловых зданий. Уже в 2015 году будет разработан документ, обеспечивающий взаимосвязанное развитие Москвы и Московской области – Совместная схема территориального планирования двух субъектов федерации.
Определены конкретные показатели эффективности реализации программы и достижения конечного результата. Ожидается рост общего объема ввода недвижимости в г. Москве за счет всех источников финансирования с 7,5 до 9 млн кв. метров.
Все эти меры направлены на достижение главной цели – создания города, удобного для жизни.
Журнал «Вестник РСС»