Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Интервью
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура

Присоединяйтесь

«Московская перспектива»: М. Хуснуллин: «в новой Москве мы должны избежать старых градостроительных ошибок»

Темы в материале:

Градостроительная политика

6 авг. 2013 г. 12:09

За 25 лет, что прошли после образования столичного Стройкомплекса, его нынешний этап – один из самых активных. Вместо города, задыхающегося от многокилометровых автомобильных пробок и от переполненного метро, Москва быстрыми темпами превращается в мегаполис, удобный для жизни. В июле исполнился ровно год с того момента, как территория столицы выросла в 2,5 раза. И у строителей появился новый и просто огромный фронт работ. В преддверии профессионального праздника  Дня строителя и.о. заместителя мэра Москвы, руководитель столичного Стройкомлекса Марат Хуснуллин ответил на вопросы корреспондента «Московской перспективы» Александра Шибанова.

- Марат Шакирзянович, уже почти три года, как вы возглавляете столичный Стройкомплекс. Расскажите, что изменилось за это время?

– Главное, пожалуй, заключается в том, что в работе Стройкомплекса были обозначены новые векторы: создание гармоничного городского пространства, развитие транспортной дорожной сети, сохранение исторического центра, перспективное развитие присоединенных к столице территорий. И по всем этим направлениям мы сейчас активно работаем.

- В июле исполнился год «новой Москве». Что там уже удалось уже сделать?

– Перед нами стоит задача при развитии новых территорий избежать тех градостроительных ошибок, которые были допущены в так называемой старой Москве. Жилые микрорайоны строились на окраинах города, рабочие места создавались в центре, при этом транспортной и социальной инфраструктуре уделялось мало внимания. В результате мы сегодня имеем проблемы, о которых знают все:  пробки, когда люди утром едут в центр Москвы, а вечером возвращаются обратно, тратя на это по три часа в день.

Решение о расширении территории Москвы было принято с учетом необходимости полицентрического развития столицы. Это путь, который прошли другие крупные мегаполисы мира, – Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Куала-Лумпур, Сеул, Стамбул, Пекин, Шанхай и Париж. Главная цель включения в состав Москвы новой территории –  формирование новых центров деловой активности, которые обеспечат дополнительный экономический рост и увеличение доходов городского бюджета. А грамотное распределение транспортных потоков по ее территории сократит маятниковую миграцию, обеспечит необходимые условия для сбалансированного градостроительного развития и формирования действительно комфортной городской среды Москвы.

За этот год мы смогли многое. Провели конкурс на разработку концепции градостроительного развития присоединенных территорий. Уже приступили к работам по созданию транспортного каркаса. В новой Москве появятся три ветки метро, новые дороги, а также модернизированная железнодорожная сеть. Планируем создать 12 центров притяжения.

- На новых территориях жилье строится очень быстрыми темпами. Вас это не пугает?

– Тут ситуация такая: в переходный период, примерно в течение полугода перед самым присоединением новых территорий, для строительства было оформлено инвестконтрактов на 16 млн кв. метров. Из них 80% – это жилье. Целые микрорайоны панельных домов, которые не обеспечены ни социальной, ни транспортной инфраструктурой. Поэтому мы были вынуждены останавливать стройку, а там, где это возможно, пересматривали инвестконтракты.

С целью интеграции сложившейся здесь комплексной застройки в стандарты по обеспеченности социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой, применяемые в Москве, мы провели переговоры практически со всеми застройщиками. И сейчас идет процесс корректировки ранее выпущенной документации, чтобы учесть все социальные параметры, которые должны иметь новые жилые районы. В результате этих переговоров в ближайшие три года силами инвесторов здесь должны быть построены 30 детских садов, 14 школ и 5 поликлиник.

- То есть строить жилье на новых территориях вы не хотите?

– Почему не хотим? Хотим и будем строить. Наша главная задача – обеспечить комфортные условия проживания: работу, детские сады, школы, поликлиники, магазины рядом с домом, транспорт в шаговой доступности. Потенциал развития новой Москвы – это 100 млн кв. метров недвижимости различного функционального назначения. Это стройка с горизонтом планирования как минимум на 20 лет. Эпохальный проект, сопоставимый с «Большим Парижем», крупнейший проект развития городской территории в мире. Всего мы планируем создать на новых территориях около 1 млн новых рабочих мест. 

- А захотят ли крупные компании переезжать из центра города на новые территории?

– Желающие уже сегодня есть. Компания «Ростелеком», например, целиком переводит большой офис в Румянцево уже в этом году. Они посчитали, что им уже экономически выгодно туда переехать. Крупная фармацевтическая компания «Фармстандарт» недавно обратилась к нам с письмом, в котором выражает свое желание приобрести земли в новой Москве для строительства своих офисов. 

- Интересно, а как будут добираться работники того же Ростелекома в Румянцево? По забитым Киевскому или Калужскому шоссе?

– Мы завершаем проектирование так называемого транспортного каркаса новой территории. Основной упор будет сделан на общественный транспорт. Чтобы новая территория «поехала», у нас принят и реализовывается ряд серьезных решений. Например, от «Парка Победы» мы проведем метро до Рассказовки. Появится новая ветка с пропускной способностью 60 тыс. пассажиров в час. Участок до Раменок мы вводим в 2015 году, а в Рассказовку оно придет уже в 2017-м.

Далее – мы существующую линию от станции «Юго-Западная» продлили до Саларьева. Полным ходом уже строится станция в Румянцеве около большого делового центра. Эту линию мы запустим в следующем году, а когда Ростелеком полностью переедет на эту территорию, там уже будет метро.

Для административно-делового центра в Коммунарке мы приняли решение построить новую хордовую линию от второго кольца. Там появится большой транспортно-пересадочный узел, сейчас идет проектирование. Ну и уж если мы начали говорить об общественном транспорте на новых территориях, могу сказать, что большую работу вы ведем с коллегами из РЖД. Запланировано строительство дополнительных 3-го и 4-го главных путей на Киевском направлении МЖД на участке Солнечная – Киевский вокзал, на Курском направлении – участок Люблино – Курский вокзал.

- Вы много раз говорили, что Генплан нужно корректировать. На какой стадии сейчас эта работа, когда москвичи получат документ, соответствующий сегодняшнему дню?

– Генеральный план Москвы с учетом присоединенных территорий мы получим к концу 2014 года. Причем я хочу подчеркнуть, что сейчас мы делаем все-таки расширенный вариант, так называемый мастер-план. Мы проанализировали 27 крупнейших мегаполисов мира – кто как у себя планирует городское развитие, которое в первую очередь должно влиять на экономику. К сожалению, современный Градостроительный кодекс несколько разделил эти функции. Градплан – отдельно, а экономика – отдельно. Поэтому мы сегодня, составляя Генеральный план, считаем, что каждое наше решение дает городу, какие территории разовьются, сколько это даст налогов, рабочих мест, как это будет обеспечено транспортом.

На сегодняшний день у нас есть утвержденные в первом чтении правила землепользования и застройки, мы полностью пересматриваем старую территорию, уменьшаем плотность, потому что по нынешнему Генплану в Москве должно было быть построено более 200 млн кв. метров недвижимости. Вы вдумайтесь в эти цифры! У нас 410 млн кв. метров недвижимости было на начало утверждения Генплана, мы до 2020 года должны были построить еще 200 в тех же границах. Вы можете представить, что у нас везде каждое здание и каждая территория прирастет еще на 50 процентов?

В старом Генплане к 2020 году был заложен уровень автомобилизации 380 автомобилей на 1000 жителей. Этого показателя достигли уже к 2012 году. Дорог прирастает на 1–2% в лучшем случае даже сейчас, при наших темпах строительства, а автомобилей прирастает на 5–6 процентов.

- Сегодня много говорится о мигрантах. На Ваш взгляд, нужна ли Стройкомплексу Москвы иностранная рабочая сила в таких количествах? 

– Когда мы говорим об иностранной рабочей силе, надо очень четко понимать, что она бывает разной. Например, мы сейчас пригласили для проектирования метрополитена иностранных специалистов. Я считаю, что приход такой иностранной силы для города, это безусловный плюс. А есть иностранная рабочая сила, которая стоит около ворот строек и ждет, когда ей дадут хоть какую-нибудь работу. Мы от этого должны уходить.

- Стройкомплекс к этому готов?

– Для себя нужно решить, что, да, мы готовы платить больше. Почему эти люди трудятся на наших стройках? Дело в том, что разница в оплате квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы значительно отличается. Сегодня мигранты работают, грубо говоря, за копейки. Они несчастные, бесправные люди, которые не могут в своей стране заработать,  поэтому вынуждены приезжать сюда. 

- Вы говорили, что пригласили для проектирования объектов метрополитена иностранных проектировщиков. Как Вы оцениваете результат их работы?

– Мы стали использовать иностранные технологии. За счет перехода на европейские нормы проектирования нам удалось уже сэкономить порядка 20% от стоимости будущих станций и серьезно увеличить скорость работ.

- О каких нормах Вы говорите?

– Их много, например, по количеству подсобных помещений на станциях. У нас раньше сама станция была порядка 160 метров в длину, еще 50–70 метров – дополнительные помещения. Иностранцы стремятся минимизировать их количество. Другой пример: мы сначала копаем котлован, потом строим там станцию, то есть снизу вверх. Иностранцы строят, наоборот, сверху вниз. Соответственно, у них другая система укрепления стен котлована, механизм подачи материалов, вывоза грунта. Мы взяли наши и их нормы, сравнили и рассмотрели на научно-техническом совете. В итоге мы уменьшили размеры строительных площадок, а значит, меньше работ по выносу коммуникаций – а это экономия времени и средств.

Еще одна новинка, которую мы станем применять при строительстве Третьего пересадочного контура, – вместо двух тоннелей на перегоне будем строить один большего диаметра. Такая технология применяется, например, в Испании. Испанские специалисты доказали нам, что строительство двух путей в одном тоннеле будет экономически выгоднее, быстрее и безопаснее.

- В последнее время в Москву активно приглашаются иностранные специалисты в области урбанистики, развития общественных пространств. Это что, новая тенденция?

– Я бы не сказал, что она новая. В Москве исторически работали ведущие мировые архитекторы. Очень много объектов, которыми гордится наш город, строились по проектам иностранцев. В этом абсолютно нет ничего плохого, и это позволяет избежать многих ошибок.

С нами работают 19 экспертов с мировым именем. Люди, которые сегодня не на словах, а на деле доказали успешность своих решений по всему миру. Например, Морис Леруа, который создал проект «Большого Парижа»; Ян Гейл, известный датский архитектор в области городского благоустройства; Лиу Тай Кер, бывший главный архитектор Сингапура, который создал всем известное сингапурское чудо; Ханс Штимманн, бывший главный архитектор Берлина, и другие.

- Что будет с Большой спортивной ареной «Лужников», ее снесут или все-таки стадион ждет реконструкция?

– Это на сегодняшний день больная тема для нас. Но я могу сказать, что мы в переговорах с ФИФА далеко продвинулись. Не так давно мы встречались с представителями этой организации в Рио-де-Жанейро. Согласно подписанным нашей страной документам, для финального матча чемпионата мира по футболу у нас должно быть 89 тысяч зрительских мест. Настолько расширить арену в «Лужниках» мы не можем. Однако когда мы объяснили руководству футбольной ассоциации, какая у нас ситуация, они согласились рассмотреть вариант, согласно которому арена будет вмещать порядка 80 тысяч зрителей. В конце июля мы встречались с их рабочей группой и представили три варианта концепции реконструкции стадиона. Сейчас обсуждаем вопросы о том, сколько будет VIP-лож, парковочных мест, общая площадь сооружения.

- Расскажите подробнее, в чем будет заключаться реконструкция Лужников?

– Мы совершенно точно понимаем, что придется удлинять существующий козырек на несколько метров. Рассматривается также вариант с заглубленным полем на 3–4 метра или даже на 7–8 метров. Но мы не очень бы хотели идти на заглубление, потому что здесь близко грунтовые воды. Стадион расположен на уровне Москвы-реки. Придется делать очень дорогую и сложную гидроизоляцию, чтобы защититься от воды. Вне зависимости от того, какой вариант в итоге будет выбран, мы будем сносить все трибуны. Так называемая «гребенка» не соответствует градусу, который должен быть в соответствии с требованиями ФИФА, сегодня не со всех мест хороший обзор. Основание, стены и козырек будут сохранены в любом случае.

- Сколько будет стоить реконструкция и сколько она продлится?

– Инвестиции составят порядка 20 миллиардов. Точнее можно будет сказать, когда будет готовый проект. Если говорить о сроках, то они уже близки к критическим. Это только кажется, что времени много. В мае 2017-го «Лужники» уже должны принять Кубок Федераций. Строителям придется совершить подвиг, чтобы вовремя все сделать. 

- В одном из интервью Вы сказали, что территория «Лужников» – одно из ваших любимых мест в городе. А какие места Вам нравятся еще?

– Таких мест много. Одно из них действительно «Лужники». Вызывает большое уважение  работа великих архитекторов, спроектировавших этот спортивный комплекс, и строителей, которые его построили. Среди любимых также арт-кластер «Красный Октябрь» – он интересен, креативен и притягателен.  Там же есть пешеходная зона, которая является популярным туристическим маршрутом, начинающимся у храма Христа Спасителя –  самого грандиозного проекта, реализованного московскими строителями за четверть века.  Не  буду оригинален и непременно назову Красную площадь.  С Воробьевых гор открывается великолепный  вид на Москву. В столице много  красивых мест, их можно долго перечислять. Еще отмечу Крылатское. Когда мы проводили реконструкцию Гребного канала, я там бывал по несколько раз в день и полюбил это место. Там очень приятная и притягательная энергетика.

 

«Московская перспектива» поздравляет Марата Шакирзяновича Хуснуллина с днем рождения, который он отметит 9 августа, и желает ему крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и больших градостроительных побед!

"Московская перспектива"

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Другие материалы по теме

6 авг. 2013 г.
Заседание правительства Москвы. Отчет Стройкомплекса Москвы (в преддверии Дня строителя и празднования 25-летия Стройкомплекса Москвы): и.о. мэра Москвы С. Собянин, и.о. заместителя мэра по градостроительной политике и строительству М. Хуснуллин
Заседание правительства Москвы. Отчет Стройкомплекса Москвы (в преддверии Дня строителя и празднования 25-летия Стройкомплекса Москвы): и.о. мэра Москвы С. Собянин, и.о. заместителя мэра по градостроительной политике и строительству М. Хуснуллин
10 авг. 2013 г.
«Тверская, 13»: От поликлиник до мегапроектов
«Тверская, 13»: От поликлиник до мегапроектов
9 авг. 2013 г.
Празднование Дня строителя и 25-летия Стройкомплекса Москвы
58 фото
7 авг. 2013 г.
Строители подводят итоги
Строители подводят итоги
5 авг. 2013 г.
Марат Хуснуллин поздравил работников Стройкомплекса Москвы с профессиональным праздником
Марат Хуснуллин поздравил работников Стройкомплекса Москвы с профессиональным праздником
1 авг. 2013 г.
"РИА новости": Марат Хуснуллин: Четвертое транспортное кольцо превратится в треугольник из хорд
"РИА новости": Марат Хуснуллин: Четвертое транспортное кольцо превратится в треугольник из хорд
1 авг. 2013 г.
Встреча с ветеранами отрасли в преддверии Дня строителя. М. Хуснуллин, С. Дегтярев, В. Лаптев
19 фото
29 июл. 2013 г.
Бытовые городки строителей должны соответствовать самому высокому стандарту - М. Хуснуллин
Бытовые городки строителей должны соответствовать самому высокому стандарту - М. Хуснуллин

Новости дня

Все новости
4 дек. 2025 г. 16:25
Поликлиника, стадион, паркинг: мэр обсудил с москвичами важные городские проекты
4 дек. 2025 г. 15:35
В Москве реорганизован Департамент градостроительной политики
4 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: на трассе Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе на 70 процентов завершили строительство 150-метрового путепровода над путями МЦД-2
4 дек. 2025 г. 12:48
Сергей Собянин: выставка «Россия» обретет постоянное место в национальном центре
4 дек. 2025 г. 11:55
В Москве построят 160 спортивных объектов за три года – мэр
4 дек. 2025 г. 11:30
Сергей Собянин: темпы реализации программы реновации будут расти
4 дек. 2025 г. 11:00
Владимир Ефимов: бизнес-центр с террасами начали строить в Хорошевском районе
4 дек. 2025 г. 10:59
Мэр Москвы рассказал о строительстве дорог в столице

Просмотренные материалы

В ТиНАО в этом году откроют две поликлиники
В Головинском районе изменят расположение детского сада при реновации
В Рязанском районе появится крупный жилой микрорайон
Москва-2026
Порядка 100 км столичных набережных благоустроят в ближайшие три года
МКЖД сократит время пассажиров в пути: примеры маршрутов в инфографике на stroi.mos.ru
Приумножим зеленые территории
Ревизия ранее заключенных инвестконтрактов в столице практически завершена

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика