Собянин провел технический пуск второго участка Некрасовской линии метро
Мэр Москвы Сергей Собянин провел технический запуск второго участка Некрасовской линии метро и примыкающего к нему отрезка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро.
Технический поезд проехал от «Косино» розовой ветки до станции «Лефортово», которая вместе с «Авиамоторной» войдет в состав БКЛ по окончании ее строительства. Пока «Авиамоторная» будет работать как часть Некрасовской ветки метро.
Длина участка от «Косино» до «Авиамоторной» составляет 11,7 км. На нем пять станций: «Юго-Восточная»; «Окская»; «Стахановская»; «Нижегородская»; «Авиамоторная».
Также завершено строительство примыкающего участка БКЛ от «Авиамоторной» до «Лефортово» длиной 2,7 км.
«Новый год мы начинаем со знакового для города события. Завершено строительство Некрасовской линии и примыкающего к ней участка БКЛ до «Лефортово». Это очень важное направление, которое позволит улучшить транспортную обеспеченность миллионам жителям Москвы и Подмосковья. Сегодня проводим технический пуск, три месяца потребуется на обкатку, а в марте запустим рабочее движение», – сказал Сергей Собянин.
По его словам, уже в январе-феврале откроются пешеходные переходы на «Окской» и «Юго-Восточной» и завершится благоустройство территорий возле новых станций метро.
Новый участок Некрасовской линии метро позволит:
- создать скоростную связь с юго-восточными и восточными районами города;
- разгрузить Калининскую и Таганско-Краснопресненскую линии метро;
- улучшить транспортное обслуживание трех округов, девяти районов и города Люберцы;
- снизить нагрузку на улично-дорожную сеть (включая Лермонтовский и Рязанский проспекты, Носовихинское шоссе и другие магистрали) и улучшить экологическую ситуацию в городе;
- сократить время в пути на поездку по городу с использованием метро на 20 минут;
- создать пять новых пересадок на линии метро, Московского центрального кольца (МЦК) и Московской железной дороги;
- организовать почти 1,3 тыс. новых рабочих мест.
Со станции метро «Нижегородская» можно будет пересесть на одноименную станцию МЦК. У нее два подземных вестибюля: юго-восточный с выходом в переход под Рязанским проспектом и северо-западный с выходами к платформе Нижегородская МЦК и ж/д платформе Карачарово.
Это массивный транспортный узел, который важно обеспечить хорошей пешеходной инфраструктурой.
В дальнейшем к Некрасовской линии будет подключен участок БКЛ от «Лефортово» до «Электрозаводской».
«Очень важно, что «Лефортово» недолго будет конечной станцией. Затем поезда пойдут дальше – до «Электрозаводской», и у пассажиров появится еще один вариант для пересадки», – отметил Собянин.
После завершения строительства БКЛ участки «Нижегородская – Авиамоторная» и «Авиамоторная – Электрозаводская» будут включены в Большое кольцо. Конечной станцией Некрасовской линии станет «Нижегородская».
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:
- Рублёво-Архангельскую линию – от станции «Народное Ополчение»;
- Троицкую линию – от станции «Новаторская»;
- Бирюлёвскую линию – от «Кленового бульвара».
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».
1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад29 декабря 2021 года завершилась проходка всех тоннелей БКЛ метро. В однопутном исчислении было проложено более 148 км подземных линий.

Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/sobianin-zaviershiena-prokhodka-vsiekh-tonnieliei-bkl-mietro?from=cl
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.
Назад
Напомним, в прошлом году на карте Московского метрополитена появилась Некрасовская линия – 15-я по счету. Ее строят поэтапно. Первый участок из четырех станций 3 июня 2019 года запустил мэр Сергей Собянин.
Для пассажиров открылись «Косино» (пересадка на «Лермонтовский проспект» фиолетовой ветки), «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка».
Сейчас готовятся к запуску пассажирского движения станции «Нижегородская» (с пересадкой на Большую кольцевую линию метро), «Стахановская» «Окская», «Юго-Восточная».
Ввод Некрасовской линии метро улучшит транспортное обслуживание жителей районов Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Некрасовка, Текстильщики, Кузьминки и городского поселения Люберцы Московской области.
Какие станции метро построят в Москве до конца 2022 года – в спецпроекте портала Стройкомплекса.
Елизавета Бондаренко


