Как темпы строительства метро в Москве отразятся на архитектуре подземки
Темы в материале:
Московский метрополитен - это 346 км линий, 206 станций и 17 электродепо для обслуживания поездов. До 2021 года в столице появится еще 63 станции и более 140 км линий. Темпы строительства небывало высокие, но это не повод забыть об архитектурном облике станций. Их по-прежнему стараются сделать непохожими друг на друга. Как менялся дизайн столичной подземки?
Этапы развития московского метро
С 1935 года по 1960 год - «сталинская» архитектура. Метро в Москве это всесоюзный проект, его строят всей страной и денег не жалеют. Метро - витрина советской столицы с идеологически правильными изображениями и акцентами, отраженными в мозаиках, барельефах и панно.
СТАНЦИЯ МЕТРО «КИЕВСКАЯ» КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ. 14 МАРТА 1954 ГОД
СТАНЦИЯ МЕТРО «ПЛОЩАДЬ РЕВОЛЮЦИИ» АРБАТСКО_ПОКРОВСКАЯ ЛИНИЯ. 13 МАРТА 1938 ГОД
СТАНЦИЯ МЕТРО «КОМСОМОЛЬСКАЯ» КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИИ. 30 ЯНВАРЯ 1952 ГОД
Следующий период - «хрущевское» время. Появляются «сороконожки» - простые типовые станции для спальных районов. Ни о какой архитектуре здесь речи не идет. Максимум, что может позволить архитектор, - поиграть с облицовочными материалами.
СТАНЦИЯ МЕТРО «ПЕРВОМАЙСКАЯ» АРБАТСКО-ПОКРОВСКАЯ ЛИНИЯ. 21 ОКТЯБРЯ 1961 ГОД
СТАНЦИЯ МЕТРО «КАЛУЖСКАЯ» КАЛУЖСКО-РИЖСКОЙ ЛИНИИ. 12 АВГУСТА 1974 ГОД
СТАНЦИЯ МЕТРО «АВТОЗАВОДСКАЯ» ЗАМОСКВОРЕЦКОЙ ЛИНИИ. 1 ЯНВАРЯ 1943 ГОД
Третий период - «брежневское» метро. Однообразие приедается, станции начинают украшать. В отделке появляются декоративные элементы и панно. Типичные станции того периода - «Пушкинская» и «Кузнецкий мост».
Период 1990-х и даже начало 2000-х это все та же советская школа брежневского метростроения в архитектуре.
СТАНЦИЯ МЕТРО «ПУШКИНСКАЯ» ТАГАНСКО-КРАСНОПРЕСНЕНСКОЙ ЛИНИИ. 1 ЯНВАРЯ 1943 ГОД
СТАНЦИЯ МЕТРО «КУЗНЕЦКИЙ МОСТ» ТАГАНСКО_КРАСНОПРЕСНЕНСКАЯ. 17 ДЕКАБРЯ 1975 ГОД
Новая школа архитектуры
Новая архитектурная школа пришла в метро только сейчас. С развитием современных технологий появилось множество новых выразительных средств в метростроении.
СТАНЦИЯ МЕТРО «ТРОПАРЕВО» СОКОЛЬНИЧЕСКОЙ ЛИНИИ. 8 ДЕКАБРЯ 2014 ГОД
СТАНЦИЯ МЕТРО «ЖУЛЕБИНО» ТАГАНСКО_КРАСНОПРЕСНЕНСКОЙ ЛИНИИ. 9 НОЯБРЯ 2013 ГОД
Главная цель сейчас - при высоких темпах строительства столичной подземки делать нетиповые дизайн-проекты. Для этого стали проводиться открытые архитектурные конкурсы на оформление новых станций. Участвуют в них не только российские, но и иностранные компании.
В дизайне часто стали использовать игру света и цвета, чего раньше почти не встречалось в московском метро. В результате простые районные станции кардинально отличаются друг от друга.
СТАНЦИЯ МЕТРО «СОЛНЦЕВО» КАЛИНИНСКО-СОЛНЦЕВСКОЙ ЛИНИИ
Дизайн станции метро «Солнцево» разработали в 2014 году на архитектурном конкурсе. Было выбрано простое и логичное решение, где солнечный свет стал частью дизайна. Для этого в стенах и крыше входного павильона сделали отверстия, через которые свет в виде солнечных лучей и зайчиков попадает внутрь.
Подробнее: https://stroi.mos.ru/interviews/na-stantsii-mietro-solntsievo-budiet-mnogho-solntsa?from=cl
Одновременно на архконкурсе был придуман дизайн станции метро "Новопеределкино". Посмотреть все варианты предложенных интерьеров можно здесь.
Станция «Нижние Мневники» Третьего пересадочного контура метро будет будет идеальной с точки зрения архитектора. Минимальными, простыми средствами будет достигнут максимальный визуальный и образный эффект. Архитекторы вместо мрамора и гранита решили использовать бетон для новизны. Главный акцент сделан на сочетании необработанного строительного бетона и бетона декоративного с обработанной лицевой поверхностью.
Фотоленты по теме:
Подробнее: https://stroi.mos.ru/photo_lines/stantsii-bliznietsy-kalininsko-solntsievskoi-linii?from=cl
Станции-близнецы Калининско-Солнцевской линии метро. Часть первая
Новый транспортный дизайн Калининско-Солнцевской линии. Часть вторая
Станции на Кожуховской линии метро напомнят о трудовых подвигах и истории Средней Азии
Цвета в интерьерах станций Второго кольца метро расскажут о пересадках
Подробнее: https://stroi.mos.ru/interviews/na-stantsii-mietro-solntsievo-budiet-mnogho-solntsa?from=cl










