Щит «Светлана» построил левый перегонный тоннель между станциями «Нижегородская» и «Текстильщики» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Машина прошла под железной дорогой, путепроводом «Текстильщики-2» на Волгоградском проспекте и действующей Таганско-Краснопресненской линией метро.

Как идет сооружение станции метро «Текстильщики» в условиях пандемии коронавируса? С какими сложностями сталкивались строители при возведении тоннеля под веткой метро и железнодорожными путями? Рассказываем.

Длина тоннеля на восточном участке БКЛ между станциями «Нижегородская» и «Текстильщики» составляет 2780 метров. Проходка заключительного участка длиной 375 метров была очень ответственной.

«Светлана» работала в непростых гидрогеологических условиях со смешанными грунтами на глубине от 11 до 22 метров.
«Во время проходки раз в три часа проводился геотехнический мониторинг для тотального контроля всех конструкций в зоне влияния строительства», –
Юрий Кравцов
Генеральный директор АО «Мосинжпроект»

Тоннелепроходческий щит демонтируют и перевезут обратно на стартовую площадку для строительства участка правого перегонного тоннеля между станциями «Нижегородская» и «Текстильщики».
Станцию «Текстильщики» строят в районе Печатники, между Шоссейной улицей и Курским направлением Московской железной дороги. Сейчас продолжается сооружение монолита станции.

У станции будет два вестибюля с выходами к Шоссейной улице, к остановочному пункту Текстильщики второго маршрута Московских центральных диаметров (МЦД-2) «Курско-Рижский» и остановкам наземного транспорта.

Северный вестибюль свяжут надземным переходом с одноименной станцией Таганско-Краснопресненской линии и переходом по принципу «сухие ноги» (без выхода на улицу) с остановочным пунктом Текстильщики МЦД-2.

Работы на строительной площадке ведутся со строгим соблюдением санитарных норм. При входе на стройплощадку и в течение дня работникам измеряют температуру. В закрытых помещениях дезинфицируют воздух с помощью ультрафиолетовых облучателей.
Станцию «Текстильщики» украсят пространственная композиция и контурная цветная подсветка. Дизайн лаконичен и минималистичен.
Потолок станет главной узнаваемой особенностью станции. Его проемы будут с закарнизным светом, который отражается от второго уровня потолка, расположенного выше. Такой прием вызывает ассоциацию с геометрией вязального или ткацкого станка – образная связь с названием станции «Текстильщики».

Подробнее о дизайне станции БКЛ можно узнать в нашем эксклюзивном интервью.
Строительство восточного участка БКЛ от «Каширской» до «Нижегородской» началось в 2017 году. На нем будет расположено четыре станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский затон», «Печатники» и «Текстильщики».
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Проходку тоннелей на всем протяжении Большой кольцевой линии метро планируется завершить через год. Параллельно ведутся работы по строительству станций на всем протяжении кольца.
«На БКЛ будет 31 станция. Новое кольцо позволит сделать 19 пересадок на другие линии метро, четыре пересадки на Московское центральное кольцо, шесть на Московские центральные диаметры и 11 на радиальные линии железных дорог», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Напомним, 15 мая 2020 года Московскому метрополитену исполнилось 85 лет. Представляем рейтинг самых ярких, футуристических и просветительских станций, а также показываем станции с галереями и природным дизайном.
Портал Стройкомплекса представляет также спецпроект, который расскажет обо всех новых станциях и технологиях строительства.
Вы увидите уникальную интерактивную карту московского метро, где указаны все построенные станции с 2011 года. Также здесь можно узнать глубину заложения любой станции столичной подземки. Каждый пользователь имеет возможность оценить свои знания столичной подземки, пройдя тест.
Выход щита на станции метро «Текстильщики» БКЛ
Строим метро в новых реалиях: станция «Кленовый бульвар»
Все тоннели БКЛ будут готовы в 2021
Карта развития метро с линиями МЦД