Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Фотоленты
Все темы
Метро
Объекты образования
Спортивные сооружения
Жилье
Градостроительная политика
Объекты культуры
ТиНАО
Железные дороги
Дорожно-транспортное строительство
Транспорт
Парки и скверы
Дорожное строительство
Социальные объекты
Реновация
Объекты медицины
Долгострои
Спортивные объекты
МЦД
МЦК
Новые технологии в строительстве
Архитектурные конкурсы
Недвижимость
Дороги
Благоустройство
Конкурсы
Производство
Московские городские вокзалы
Адресная инвестиционная программа
Памятники архитектуры и истории
Выставки
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Метро
Объекты образования
Спортивные сооружения
Жилье
Градостроительная политика
Объекты культуры
ТиНАО
Железные дороги
Дорожно-транспортное строительство
Транспорт
Парки и скверы
Дорожное строительство
Социальные объекты
Реновация
Объекты медицины
Долгострои
Спортивные объекты
МЦД
МЦК
Новые технологии в строительстве
Архитектурные конкурсы
Недвижимость
Дороги
Благоустройство
Конкурсы
Производство
Московские городские вокзалы
Адресная инвестиционная программа
Памятники архитектуры и истории
Выставки

Присоединяйтесь

Подземный путь «Елены»: построен тоннель БКЛ метро от «Рижской» до «Савёловской»

Темы в материале:

Метро

5 июн. 2020 г. 12:23

Готов один из самых сложных и глубоких тоннелей на Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Проходческий комплекс прошел на глубине до 75 метров сквозь строящиеся станции «Рижская» и «Марьина Роща», под путями Московской и Октябрьской железной дороги, а также под Третьим транспортным кольцом и действующими линиями метро – Калужско-Рижской и Люблинско-Дмитровской.

 

Машина по имени «Елена» проделала совсем неженский путь. Она построила правый перегонный тоннель от станции «Рижская» до «Савёловской», левый уже в сентябре завершит «Инна».

 

 

Сооружение тоннеля «Рижская – Савёловская» стало одной из самых сложных инженерных задач при строительстве БКЛ.

Трасса тоннеля длиной около 3,5 км проходит в сложных гидрогеологических условиях с обводненными грунтами.

 

 

«Уникальность проходки заключается в безостановочном движении машины сразу на двух перегонах и через несколько возводимых станционных комплексов. Такая технология для шестиметровых тоннелепроходческих комплексов в современном московском метростроении применена впервые», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Проходка в зоне будущих станций БКЛ «Рижская» и «Марьина Роща» была выполнена транзитом – построены так называемые «пилот-тоннели», которые позже планируется расширить с 6 м до 8,5 м под боковые станционные тоннели.

 

 

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Елена» – один из ветеранов столичного метростроения. В его послужном списке свыше 7,8 км тоннелей на пяти участках метро.

 

«Щит «Елена» задействован на строительстве тоннелей московского метро уже в шестой раз. До этого он связал тоннелями станции «Авиамоторная» и «Электрозаводская» на Большом кольце, а также сооружал участки Калининско-Солнцевской, Люблинско-Дмитровской и Сокольнической линий», –
Юрий Кравцов
Генеральный директор АО «Мосинжпроект»

 

Участок метро от «Нижегородской» до «Савёловской» будет готов в конце 2021 года – начале 2022 года. Его строительство началось в 2015 году.

 

Вопрос-ответ
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • вопрос 1 Что такое ТПМК?
  • вопрос 2 Кто изобрел ТПМК?
  • вопрос 3 Внедрение ТПМК в России
  • вопрос 4 Как работает ТПМК?
  • вопрос 5 ТПМК: «шестерки» и «десятки»
  • вопрос 6 Почему ТПМК называют женскими именами?

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель. 

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести. 

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.

А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.

Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.

Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.

Назад

Длина участка составляет 14 км, он включает 7 станций: «Нижегородская», «Авиамоторная», «Лефортово», «Электрозаводская», «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща» и соединительную ветку в депо «Нижегородское» (1,9 км).

Завершение проходки тоннеля между станциями «Рижская» и «Савёловская» БКЛ метро. С. Собянин, А. Бочкарев

04.06.20
1/28

Строительство ведется в три этапа. Участок «Нижегородская – Лефортово» длиной 5,8 км (три станции) открыт 27 марта 2020 года и пока работает в составе Некрасовской линии метро.

 

Открыты шесть станций Некрасовской линии

Участок «Лефортово – Электрозаводская» длиной 1 км (одна станция) планируется завершить до конца 2020 года.

 

Светящиеся круги и арт-объекты: как будет выглядеть новая станция БКЛ

Участок «Электрозаводская – Савёловская» длиной 7,2 км (три станции) построят в 2021-2022 годах.

 

На какой станции БКЛ метро появятся фарфоровые чайники и пузатые колонны

Большая кольцевая линия – самый масштабный проект в истории московского метростроения. Его длина составит 70 км.

 

Вопрос-ответ
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия метро
  • вопрос 1 Что такое БКЛ?
  • вопрос 2 Преимущества БКЛ
  • вопрос 3 Какими этапами запускали БКЛ?
  • вопрос 4 Когда завершилась тоннелепроходка на БКЛ?
  • вопрос 5 Рекорды и технологии

Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.

БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года. 

 

Назад

Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. ​В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

  • Рублёво-Архангельскую линию – от станции «Народное Ополчение»;
  • Троицкую линию – от станции «Новаторская»;
  • Бирюлёвскую линию  – от «Кленового бульвара».

Назад

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. 

29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».

Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.

7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская». 

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская». 

Назад

29 декабря 2021 года завершилась проходка всех тоннелей БКЛ метро. В однопутном исчислении было проложено более 148 км подземных линий.


Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/sobianin-zaviershiena-prokhodka-vsiekh-tonnieliei-bkl-mietro?from=cl

 

Назад

Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.

Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.

Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».

При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.

Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.

На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн. 

Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.

В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:

  • на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
  • 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
  • 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
  • 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.

БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:

  • бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
  • датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
  • подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
  • освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
  • пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
  • лифты и тактильную плитку.

 

Назад

Новое кольцо столичной подземки объединит периферийные районы города и сократит время в пути в два раза.

 

«Мечта о БКЛ начинает приобретать реальные черты. Проходка тоннелей завершена на 80%. Большая кольцевая линия готова на 54%», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

Напомним, 18 марта 2020 года в Москве судьей Guinness World Records был зафиксирован мировой рекорд по числу одновременно работающих на строительстве метро тоннелепроходческих щитов.

48 свидетелей одновременно вели съемку 23 тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК) на объектах строительства метро. Корреспонденты stroi.mos.ru были в их числе.

 

Рекорд Гиннесса: Москва стала лидером в метростроении

15 мая 2020 года Московскому метрополитену исполнилось 85 лет. За эти годы он приобрел статус подземного памятника архитектуры и по праву считается одной из лучших транспортных систем планеты.

Представляем рейтинг самых ярких, футуристических и просветительских станций, а также показываем станции с галереями и природным дизайном.

 

Подземный город: Московскому метрополитену исполнилось 85 лет

Большая кольцевая линия метро готова на 54%

 

На БКЛ метро построен один из самых длинных тоннелей

 

Рекорд Москвы по метро отмечен Guinness World Records

 

Карта столичного метро и 5 линий МЦД

 

Все о строительстве Большой кольцевой линии метро

Ольга Зеневич

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • метро
  • БКЛ (Большая кольцевая линия метро)

Другие материалы по теме

18 июн. 2020 г.
Бочкарев: готов тоннель между станциями БКЛ метро «Сокольники» и «Рижская»
Бочкарев: готов тоннель между станциями БКЛ метро «Сокольники» и «Рижская»
4 июн. 2020 г.
Завершение проходки одного из самых глубоких тоннелей БКЛ метро – между «Рижской» и «Савёловской». С. Собянин, А. Бочкарев, Ю. Кравцов
Завершение проходки одного из самых глубоких тоннелей БКЛ метро – между «Рижской» и «Савёловской». С. Собянин, А. Бочкарев, Ю. Кравцов
5 июн. 2020 г.
Щит «Елена» и его сложный подземный путь на БКЛ метро: фотолента
Щит «Елена» и его сложный подземный путь на БКЛ метро: фотолента
5 июн. 2020 г.
Мосгосстройнадзор проверил проходку тоннеля на БКЛ метро
Мосгосстройнадзор проверил проходку тоннеля на БКЛ метро
5 июн. 2020 г.
Проходка тоннелей Большой кольцевой линии метро
Проходка тоннелей Большой кольцевой линии метро
4 июн. 2020 г.
Завершение проходки тоннеля между станциями «Рижская» и «Савёловская» БКЛ метро. С. Собянин, А. Бочкарев
28 фото
4 июн. 2020 г.
Собянин: Большая кольцевая линия метро готова на 54%
Собянин: Большая кольцевая линия метро готова на 54%
4 июн. 2020 г.
Бочкарев: на БКЛ построен один из самых длинных тоннелей московского метро
Бочкарев: на БКЛ построен один из самых длинных тоннелей московского метро

Новости дня

Все новости
4 дек. 2025 г. 16:25
Поликлиника, стадион, паркинг: мэр обсудил с москвичами важные городские проекты
4 дек. 2025 г. 15:35
В Москве реорганизован Департамент градостроительной политики
4 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: на трассе Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе на 70 процентов завершили строительство 150-метрового путепровода над путями МЦД-2
4 дек. 2025 г. 12:48
Сергей Собянин: выставка «Россия» обретет постоянное место в национальном центре
4 дек. 2025 г. 11:55
В Москве построят 160 спортивных объектов за три года – мэр
4 дек. 2025 г. 11:30
Сергей Собянин: темпы реализации программы реновации будут расти
4 дек. 2025 г. 11:00
Владимир Ефимов: бизнес-центр с террасами начали строить в Хорошевском районе
4 дек. 2025 г. 10:59
Мэр Москвы рассказал о строительстве дорог в столице

Просмотренные материалы

Московские центральные диаметры перевезли 309 млн пассажиров за два года
Три школы построят на юге Москвы по программе реновации
Москва глазами москвичей
Собянин: Краснопресненская и Шелепихинская набережные соединятся
Строительство стадиона футбольного клуба ЦСКА . С. Собянин, М. Хуснуллин. Источник: пресс-служба Градостроительного комплекса Москвы
Новые станции метро могут появиться возле технопарка «Индиго» и агрокластера «Фуд сити»
8,7 тысячи тонн металла потребовалось для монтажа крыши стадиона «Спартак»
До конца года в льготную аренду может быть сдано около 50 объектов культурного наследия

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика