Из Некрасовки в Лефортово на метро: открыто шесть станций Некрасовской линии и БКЛ
Темы в материале:
Этого события ждали почти миллион человек – открыто шесть новых станций метро. Четыре из них заработали на Некрасовской линии: «Нижегородская», «Стахановская», «Окская» и «Юго-Восточная».
Еще две построили на Большой кольцевой линии (БКЛ) – «Авиамоторная» и «Лефортово», но пока они будут работать в составе розовой ветки.
Теперь жители семи московских районов и ближайших подмосковных городов смогут экономить на дороге до 30 минут в день. Расскажем и покажем «фишки» каждой станции.
Подземный вокзал в стиле Lego –станция «Нижегородская»
«Нижегородская»– самая необычная станция розовой линии,она кросс-платформенная. Здесь две островные платформы, между которыми проходят пути Некрасовской линии, а по бокам– Большой кольцевой (БКЛ). Чтобы пересесть с одной ветки на другую при движении в одном направлении – достаточно перейти платформу. Если нужно ехать в другом направлении, нужно перейти на соседнюю платформу по переходу.
Станция выполнена в стиле конструктора LEGO. У каждой из четырех платформ свой цвет, это помогает сориентироваться при переходе. Здесь использованыоранжевый, желтый, салатовый, голубой, белый, серый и черный цвет.
«Нижегородская» станет частью транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Рязанская» – одного из крупнейших в столице. Он объединит метро, Московское центральное кольцо (МЦК), железнодорожный и наземный транспорт.
На площади перед входом на станцию метро установили арт-объект «Московские кольца». Он символизирует интеграцию разных видов транспорта в столице.
Стела выполнена из нержавеющей стали в виде сферы, окруженной лентой Мебиуса. Лента это кольца – Московское центральное кольцо и Большая кольцевая линия метро, а цилиндрические отверстия на ней – станции. Сам шар диаметром 3,75 метра изображает систему линий и станций московского метро в пределах Кольцевой линии.
Все станции подсвечиваются светодиодными лампочками, часть из них – в цветах линий метро. Высота конструкции – порядка 15 метров.
Арт-объект стал не только украшением города, но и маскирует вентиляционную шахту станции метро «Нижегородская».
«Стахановская»: история в метро
«Стахановскую» оформили в стиле конструктивизм. Колонны из гранита вдоль путевых стен сделали похожими на станки советских рабочих, белые плафоны-трубки на потолках напоминают перекрытия заводских помещений. В оформлении станции использовали гранит и металл. В качестве основного цвета выбрали красный, серый и черный.
Речные мотивы на «Окской»
На станции создали иллюзию реки с кругами на поверхности воды. Архитекторов вдохновила расположенная неподалеку улица, названная в честь реки Оки. Главным элементом дизайна стал потолок: его украшают ярко-синие алюминиевые панели и светодиодные круглые лампы диаметром около пяти метров. Мерцающие окружности на синем фоне потолка создают иллюзию течения реки с кругами на воде.
Среднеазиатские дворцы на «Юго-Восточной»
Станцию метро «Юго-Восточная» оформили в стиле среднеазиатских дворцов. Потолок украсили плафоны в виде куполов минаретов, а разделительная стена между платформами напоминает перевернутые арки с зубцами.
Цветовое решение также отсылает к среднеазиатским строениям – станцию выполнили в бежевом, желтом, черном и сером цвете.
«Авиамоторная» и «Лефортово», которые строили в рамках Большой кольцевой линии (БКЛ), пока будут работать в составе Некрасовской. О них подробней.
Станция «Авиамоторная»: первым делом самолеты
В будущем с нее можно будет пересесть на Калининско-Солнцевской линии метро.
В оформлении «Авиамоторной» преобладают черные, серые и белые тона. Архитектурно-художественное решение посвящено авиационной тематике и соответствует названию станции. Колонны и светильники на платформе повторяют форму деталей самолета, а потолки из реечных панелей в вестибюле создают ощущение воздушных потоков.
На потолке изображен облачный шлейф, который оставляет пролетевший авиалайнер. След от самолета имитирует и множество светодиодных и неоновых светильников из алюминия.
На базе станции «Авиамоторная» появится транспортно-пересадочный узел, который обеспечит комфортную пересадку на ж/д платформу Новая третьего маршрута Московских центральных диаметров (МЦД-3).
Станция «Лефортово»: слон и рыцарский шлем
Интерьеры станции стилизованы под старинные гравюры ХVII–XVIII вв. Монохромные тематические рисунки в кассовом зале и вестибюле напоминают о богатом историческом наследии района Лефортово, в честь которого названа станция.
Источником вдохновения для архитекторов послужил Лефортовский дворец, расположенный на правом берегу Яузы. Стены вестибюля украшает черно-белое декоративное панно площадью около 40 «квадратов». На нем изображено здание дворца, отражающееся в водной глади реки.
Первому владельцу дворца – Францу Лефорту – посвящена художественная композиция в кассовом зале. При создании набросков картины авторы обращались к истории династии Лефортов. В композицию вошли геральдические символы фамильного герба: слон и рыцарский шлем. Диаметр изображения составил около 5 метров. Картину поместили в потолочную нишу со встроенными светильниками.
Коротко о первом участке Некрасовской линии
В 2019 году на карте московского метрополитена появилась Некрасовская линия – 15-я по счету. Ее строили поэтапно. Первый участок из четырех станций 3 июня 2019 года запустил мэр Сергей Собянин.
Для пассажиров открылись «Косино» (пересадка на «Лермонтовский проспект» фиолетовой ветки), «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка».
Интересные факты о строительстве Некрасовской линии метро
Впервые в истории строительства Московского метро открытие новой линии началось с участка, расположенного за МКАД.
Второй участок Некрасовской линии метро строили щитами-гигантами диаметром 10 метров. Основным преимуществом двухпутных тоннелей является безопасность. В случае аварии или поломки поезда время полной эвакуации пассажиров составляет около 16 минут, тогда как в однопутном тоннеле – почти 40 минут.
На втором участке Некрасовской линии используют вибропути, которые подавляют шум от движения поездов. Такие технологии уже успешно внедрили на станциях БКЛ – например, под деловым центром «Москва-Сити».
Для строительства «Нижегородской» использовали технологию top-down: когда станцию возводят уровнями от поверхности земли – «сверху вниз». Ограждение котлована выполняется в виде «стены в грунте», а нулевой отметкой служит бетонное перекрытие над верхним подземным уровнем. Также появляется возможность параллельного строительства сооружений вверх. Это позволяет сократить сроки, расходы и площадь работ.
Напомним, с 2011 года в Москве введено 287 км линий, 138 станций, три дополнительных вестибюля метро, МЦК и первые Московские центральные диаметры (МЦД), а также 10 электродепо.














