timelapse
Все темы

Фарфоровые чайники, пузатые колонны и бесконечный потолок: какой будет станция метро «Шереметьевская» на БКЛ

Темы в материале

«Шереметьевская» – одна из трех станций северо-восточного участка Большой кольцевой линии метро. Их запустят одновременно в 2022 году.

Внешний облик трех станций был определен по итогам архитектурных конкурсов. Дизайн «Шереметьевской» разработало архбюро AI-Architects.

В эксклюзивном интервью порталу Стройкомплекса руководитель AI-Architects Иван Колманок рассказал, как название повлияло на архитектуру станции и почему был выбран стиль минимализм.

- Иван, что вдохновляло вас при разработке дизайна «Шереметьевской»?

- При создании облика станции можно использовать один из трех контекстов: расположение, оформление пересадочной станции или отталкиваться от названия. Мы выбрали третий вариант. Станция названа в честь графа Шереметева, владевшего усадьбой Останкино. Основой нашего дизайна «Шереметьевской» стала эстетика фарфора – обязательного элемента дворянской усадьбы. Колонны на платформах напомнят пузатые фарфоровые чайники. Мраморные плиты будут словно покрыты мелкими трещинами, что придаст историзм и поможет задекорировать швы.

На полу используем гранит, поскольку это очень износостойкий материал. Потолок на станции не плоский, а сводчатый, он будет сделан из максимально бесшовных панелей. И благодаря спрятанной архитектурной подсветке будет казаться бесконечным.

В целом дизайн станции – это наше размышление о том, каким должно быть метро сегодня: современным или имперским, в дворцовой традиции 30-40-х годов прошлого века. После нас останутся станции, которые прослужат 300 лет. Как сделать так, чтобы они были актуальными даже спустя столетия? Мы решили, что нужен нейтральный дизайн, не привязанный ни к одной эпохе. И поставили задачу добиться эффекта своего рода универсального выставочного пространства. Это гарантия того, что дизайн не устареет.

- Почему для оформления «Шереметьевской» выбрана серая цветовая гамма?

- Она, опять же, связана со стремлением сделать станцию максимально нейтральной. Мы остановились на естественных цветах, ведь все оттенки серого – это природный цвет гранита.

- «Шереметьевская» будет пересадочной с «Марьиной рощей» Люблинско-Дмитровской линии метро. Это как-то отразится в дизайне?

- Нет, поскольку это будет конфликт контекстов. Мы решили, что наш контекст идет от названия.

- У станции один входной павильон. Как он будет выглядеть?

- Согласно техническому заданию, по периметру павильона должны быть установлены колонны с шагом в шесть метров. Мы решили «спрятать» их. Так были придуманы сферические объемы - шары, которые задекорируют колонны.

На потолках входного павильона разместятся перфорированные панели. Они облегчат установку систем вентилирования, кондиционирования и подачи тепла. Вместо стен будут панорамные стекла.

- Какие требования предъявлялись в техзадании для участия в конкурсе?

- Мы должны были понять, что такое метро сегодня. В истории развития столичной подземки можно выделить несколько эпох: сначала была дворцовая эпоха, затем станции начали возводить по типовым проектам.

Метро строится на века, поэтому нужно было подобрать отделочные материалы, которые прослужат 200-300 лет. Кроме того, они должны быть местного происхождения. Мы придерживались этого требования, и при отделке станции будет применен российский мрамор. Причем нам удалось найти камень, который со временем не пожелтеет и останется белоснежным. Он будет использоваться на колоннах при оформлении платформы. Отдельно оговаривается степень освещенности станции.

Со станцией мелкого заложения, с технической точки зрения, работать гораздо легче, проще подавать материалы для строительства и отделки. А «Шереметьевская» – глубокая: все материалы нужно опускать под землю на 70 метров. Это тоже пришлось учитывать и использовать то, что легче спустить.

Еще один технический нюанс – движущиеся поезда создают много пыли. Поэтому надо применять материалы, которые легко помыть и почистить.

- Какова цель проведения таких архитектурных конкурсов, и почему вы решили принять в нем участие?

- Архконкурсы начали проводиться с приходом главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Их главная цель – открыть новые имена в архитектуре. Это уже наш третий конкурс на разработку дизайна станций метро. Он оказался счастливым, наша команда заняла первое место.

Первым было тестовое задание – надо было придумать что-то необычное на тему метро и показать это одной картинкой. На базе этого отбирались команды, которые прошли во второй этап.

- Почему именно ваш проект стал фаворитом?

- Когда участвуешь в конкурсе, главное – понять вопрос. Члены жюри соберутся ненадолго, им покажут тестовое задание. Необходимо, чтобы наш ответ на вопрос, какой должна быть станция, совпадал с мнением жюри. Это залог победы.

При разработке дизайна «Шереметьевской» мы вывесили фотографии всех станций столичной подземки, изучили и проанализировали все предыдущие конкурсы, проекты участников и победителей. Также изучили станции метро других стран. Всего отсмотрели порядка 500 станций.

- Какое основное отличие московской подземки от метро других стран?

- Для нас метрополитен – это подземный дворец. Такого нет ни в одной другой стране. В Москве каждая станция уникальна, здесь своя школа метростроения. Удивительных станций в других странах мира не так много.

- У вас есть любимая станция метро в Москве?

- «Кропоткинская». Здесь очень чистое архитектурное решение, она нарядная, здесь минимальными средствами достигнут максимальный эффект. Дизайн не привязан к определенному времени, непонятно, когда она была построена. В этом и есть настоящее мастерство. Она послужила нам вдохновением.

- А среди проектируемых и строящихся станций метро, какие нравятся больше всего?

- На последнем архконкурсе определялся внешний облик станции «Нагатинский затон» на БКЛ. Авторы проекта-победителя предлагают украсить станцию гигантскими изображениями рыб. Они представляют собой мозаику из гранита. Подобное мозаичное панно можно увидеть, например, на «Маяковской».

Архитекторы сделали максимально современную станцию и в то же время отдали дань уважения старым мастерам.

 

 

Арки на «Ржевской» станут символом въезда в город

 

Станцию метро «Нагатинский затон» украсят гигантские рыбы

 

Архконкурс на дизайн трех станций БКЛ

 

Все о строительстве Большого кольца метро

Екатерина Борисова