timelapse

«Говорит Москва»: Андрей Бочкарев, глава Департамента строительства города Москвы

А. ГЕРЕЙХАНОВА: 17:06 в Москве. У микрофона Айсель Герейханова. Сегодня мы будем в рамках программы «Пиджаки» говорить о большой стройке с главой Департамента строительства города Москвы Андреем Бочкарёвым. Андрей Юрьевич, добрый вечер.

А. БОЧКАРЁВ: Добрый вечер, Айсель.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Ну что, конечно, мы будем говорить о большой стройке, но буквально небольшое отступление. Сегодня все обсуждают перечень попавших под запрет импортных товаров, рассуждают, чего им больше всего будет не хватать: хамона, омаров или устриц. Вы переживаете как-то по этому поводу?

А. БОЧКАРЁВ: Я не особо переживаю. Я думаю, что правительство оценило все за и против, сделало абсолютно верный шаг. И я думаю, что из любой ситуации мы найдём плюсы, займёмся своими омарами, хамонами, картошкой, говядиной и так далее, что в принципе, я думаю, пора сделать.Поэтому шаги правильные, нужно двигаться и в этом направлении в том числе.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Хорошо. Ну а теперь к нашим темам. Скоро день строителя. И хотелось бы от вас услышать рассказ о каком-то самом глобальном проекте в Москве, который сейчас ведётся, на ваш взгляд, в сфере строительства.

А. БОЧКАРЁВ: У нас вообще все программы строительства являются глобальным проектом. Это колоссальные программы в жилищном строительстве, в социальном строительстве, в развитии метро, дорог. Начиная с 2011 года, правительство Москвы утвердило эту программу, и мы в Строительном комплексе непосредственно в Департаменте строительства реализуем эту программу и гордимся теми частными свершениями, которые в городе творятся руками строителей, руками рабочих, инженеров, мужчин и женщин, которые задействованы в этом деле, в этой большой стройке.

Я хотел бы от себя лично, от руководства Департамента строительства, руководства Стройкомплекса, Марата Хуснуллина, ну и просто правительства Москвы поздравить всех строителей, всех людей, кто задействован в строительном комплексе, в производстве товаров, изделий для строительства, кто вообще задествован в строительстве объектов с нашим большим профессиональным праздником, поблагодарить за героический зачастую труд и пожелать успехов в жизни, в работе, ну и во всех начинаниях.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Ну хорошо. А теперь переходим к частным уже моментам. Интересует вопрос о том, что завершается у нас работа по реконструкции можайского путепровода. Полностью завершить реконструкцию Можайского шоссе планируется до конца года. Что в результате изменится при движении в этом направлении?

А. БОЧКАРЁВ: Айсель, у нас в рамках реконструкции всех вылетных магистралей в городе, главной целью которых является обеспечение инфраструктуры для общественного транспорта, это выделенные полосы, это карманы для заезда автобусов, которые будут двигаться по этим выделенным полосам, строительство дополнительных пешеходных переходов. Параллельно безусловно ведётся работа по обеспечению движению транспорта наземного - личного, коммерческого, строительства эстакад, развязок, в частности, большая работа на Можайском шоссе, на Кутузовском проспекте - это реконструкция существовавшего путепровода над путями московской железной дороги и метрополитена, которая нам позволит обеспечить строительство третьего главного пути под Кутузовским проспектом. Плюс мы заменили все устаревшие конструкции, которые уже более 50 лет находились в эксплуатации. И буквально завтра (8 августа - ред.) мы должны его запустить в движение, открыть там полностью по всем полосам движение транспорта.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: То есть уже завтра можно будет...

А. БОЧКАРЁВ: Я надеюсь. Мы приглашаем Сергея Семёновича. Он должен проинспектировать работу, мы ему доложим. И мы поэтапно вводим элементы развязки на пересечении Можайского шоссе и МКАДа и готовим к завершению строительство одной из крупнейших в городе, может даже в Европе эстакады, которая по Можайскому шоссе у нас идёт внутри города и перекрывает фактически три светофорных объекта. Эта эстакада длиной более 2 км, построена буквально в рекордные сроки - за 12 месяцев. Есть, чем гордиться. Мы попытаемся в этом году её сдать.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Уже в этом году?

А. БОЧКАРЁВ: Уже в этом году её сдать. Буквально 3-5 месяцев раньше срока. То есть очень чёткая организация работы нам позволила, очень грамотный вышел подрядчик, правильно поставил технику, машины, механизмы. И мы ударными темпами как можно быстрее хотим этот объект сдать, как, собственно, любые другие, которые мы в Москве строим, с желанием достигаем это, сокращаем сроки строительства, приближаем сроки ввода. Поэтому Можайка буквально в этом году будет завершена полностью.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Вы сейчас рассказываете о стройках, которые уже ведутся, которые будут закончены, да? И слушатели у нас спрашивают, пишет нам на сайт, можете тоже присоединяться к разговору и писать нам на сайт govorit_msk, также присылать свои сообщения по телефону +79258888948 и звонить нам по телефону 7373948.

И вот putput пишет: "Когда Москва наконец закончит постоянное строительство и начнёт жить свободно и спокойно?".

А. БОЧКАРЁВ: Я думаю, что основные большие стройки дорожного строительства, метрополитена. Дорожное строительство в большом объёме завершается на рубеже 2015-2016 года, строительство метро у нас запланировано до 2020 года. Но ни один город в мире никогда не прекращает строиться. Если вы бываете в крупных европейских городах, азиатских и так далее. Стройка идёт перманентно.

Нам необходимо строительством догнать развитие транспортной инфраструктуры, догнать развитие подземного скоростного транспорта. На это направлены колоссальные усилия инженеров, строителей и руководства города, руководства Строительного комплекса и так далее. Поэтому мы, конечно, понимаем, что стройка приносит некое неудобство, но те плюсы, которые получают люди, когда к ним приходит новая линия метро, они перекрывают с лихвой, какие были неудобства.

Вот, мы Жулебино сдавали объект в прошлом году. Буквально завершали почти на полгода раньше срока. Ни один человек нам ночью не позвонил, не спросил, почему работает строительная техника. Наоборот подходили - ребята, не надо так быстро работать, потому что видно, что напряжённые темпы. Может быть, на 2-3 месяца позже сдадите? Но когда мы её сдали, счастье у людей было такое, которое не передать словами. Ради этого стоит жить и работать.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: И строить.

А. БОЧКАРЁВ: И, соответственно, строить.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Вы говорите о том, что нужно догнать строительство. Вы всё-таки для себя лично определяете какие финишные показатели? То есть догнать до какого параметра?

А. БОЧКАРЁВ: Айсель, мы, не лично я, а руководство города, Сергей Семёнович Собянин, его зам по строительству, Марат Хуснуллин, в нашем Строительном комплексе планы развития метрополитена определены до 2020 года включительно, что включает в себя строительство к существовавшим до 2010 года 305 км метро ещё 150 км. Таким образом колоссально решить проблему шаговой доступности с 22% людей, которые у нас не обеспечены шаговой близостью метрополитена, снизить до 7% максимум.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: То есть это задача максимум?

А. БОЧКАРЁВ: Это задача до 2020 года, Айсель. Она по сути является сверхмаксимальной задачей. Таких задач не решал Советский Союз в лучшие года своего экономического потенциала. И по темпам строительства метро мы выходим на первые рубежи в мире, по объемам. И в принципе мы ту задачу, которая стоит в части решения транспортной задачи в городе Москве, эти вопросы мы очень серьёзно закрываем.

Строительство дорожных объектов - это эстакады на МКАДе, вылетные магистрали тоже у нас запланированы фактически до 2017 года включительно.

Мы колоссальное количество объектов уже ввели. Большинство москвичей, кто пользуется автомобильным транспортном, наземным транспортном видят результат, локальные результаты тех или иных объектов, крупных развязок, крупных эстакад, которые разгружают кардинально. И мы большое количество объектов в том числе сдаём в этом году.

В частности, на Можайском шоссе люди увидят, как кардинально поменялась жизнь и локально при перемещении между порталами, так и при перемещении из центра города и в центр города. Стройка будет продолжаться, может быть, не в таких масштабных объёмах после 2017 года, но шаг за шагом будут решаться вопросы разного масштаба, в том числе крупные проекты, в том числе проекты более местного, локального значения.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Если мы уже заговорили о метро, то нас спрашивают и вас в частности: «Будет ли всё-таки в этом году открыта станция метро «Котельники?»

А. БОЧКАРЁВ: Мы прилагаем все усилия, для того чтобы завершить эту работу. К сожалению, очень много времени ушло не на строительство, а на решение так называемых земельно-имущественных соглашений. К сожалению, земля находилась на территории Московской области. Часть земельных участков, которые необходимы под строительство, находились в собственности разных организаций. Решение этих вопросов, освобождение территории, к сожалению, у нас затянуло выполнение работы.

Сами работы идут ударными темпами, полностью обеспечены документацией, подрядчик работает очень хорошими темпами. Мы планируем в декабре месяце запустить данную станцию.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: То есть в декабре месяце.

А. БОЧКАРЁВ: В декабре месяце этого года. Может быть, сдвинемся на 1-2 дня, но я думаю, что в декабре мы постараемся всё ­завершить, несмотря на то что почти на год начало строительства было задержано от плановых сроков. Но мы хорошо спланировали ресурсы, у нас подрядчик, который тоже выполнял работу на Выхино-Жулебино, вся база технологическая - люди, персонал, инженерно-технический персонал. Очень серьёзная компания. Это горно-проходческое подразделение компании, которая возводила мост на остров Русский - самое крупное и эффективное сооружение, которое было построено за последнее десятилетие в этой отрасли.

Отличная компания. Я уверен, что мы справимся

А. ГЕРЕЙХАНОВА: А транспортная развязка в этом же районе с Новорязанкой когда?

А. БОЧКАРЁВ: У нас там получается два объекта очень интересных: это пересечение Волгоградского проспекта с МКАДом, и мы его сдаём осенью этого года. А эстакада на Новорязанском проспекте, на Полубоярова по планам была в феврале 2015 года.

Но мы приложим максимум усилий, я думаю, что жители, которые проживают в районе Жулебино, видели, какими ударными темпами мы строим, причём с очень высоким качеством и культурой производства, надо отметить. Мы постараемся в этом году её сдать до середины декабря этого года

А. ГЕРЕЙХАНОВА: То есть вы всё пытаетесь сдавать раньше, чем планировалось изначально?

А. БОЧКАРЁВ: Мы нацеливаемся. Такая задача ставится руководством города - как можно быстрее уйти с улиц города, вернуть ему нормальный комфортный режим жизни, для того чтобы как можно раньше включить какой-то объект в работу, чтобы тем самым разгрузить ситуацию с транспортном подземным, наземным и так далее. Это не просто какая-то гонка за какими-то рекордами. Это насущная необходимость. Достигается немалым трудом, героическим трудом зачастую. Но мы считаем, что это делаем не зря, потому что я думаю, что москвичи это оценивают, и мы им за это благодарны

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Denis21 очень эмоционально спрашивает, видимо, слушая ваш рассказ о метро, об ударных темпах строительства: «А ваш гость спускался в метро? Стоял там в людской пробке, давке? А что будет, когда они все эти станции построят? Кто-то просчитывал, сколько метров вообще может вместить?»

А. БОЧКАРЁВ: Денис, именно для того чтобы не имели больших давок и переполненных переходов между станциями, особенно в центральной части и на кольцевой, мы строим так называемый третий пересадочный контур, или вторую кольцевую линию метро, которая пройдёт на более дальних рубежах до центра города и позволит процентов на 25 перебросить транспортные потоки между секторами города.

Зачастую вы знаете, что вам нужно, чтобы попасть в соседний район, большинство людей двигаются в центр города, пересаживаются на кольцевой станции и потом 40 минут обратно едут в то место, которое от них находится в 2-3 км.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: То есть таким образом создавая более дополнительную напряжённость.

А. БОЧКАРЁВ: Дополнительную ненужную перегруженность, которая по большому счёту никакой целесообразности не имеет. Именно повлияло на решение города Москвы о строительстве почти 50 км второго кольца. Мы уже фактически начали эту работу и на рубежах 2017-2018 годов мы эту работу сдадим. Колоссальная работа. Масштабный проект.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: И вы обещаете, что в метро станет свободнее?

А. БОЧКАРЁВ: Если 25% людей не будут ехать в центр... понятно, бывают пиковые нагрузки по разным причинам - праздники и так далее, но в целом на 25%. Мы ожидаем не просто эмоции и впечатления, а это модель расчёта пассажирских потоков, так называемая матрица корреспонденции. Конечно, доли процента могут туда-сюда колебаться, но в целом минимум четверть людей воспользуются этой линией на более ранних рубежах и разгрузят таким образом центральный пересадочный контур.
Это большая работа, естественно, для этого она и ведётся.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Спасибо. Напоминаю, что у нас в гостях глава Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарёв. И вы тоже можете присоединяться к нашему разговору по телефону 7373948, написать свои сообщения на СМС-портал +79258888948. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня Сергей зовут. Очень часто пишу на mos.ru, на сайт предложений, и действительно некоторые из них в редких случаях реализуются. Но чаще всего остаются под сукном. В частности, к примеру, по ситуации на Неглинской улице никаким образом работы не ведутся по сносу торгового центра мод, который убивает всю инфраструктуру нашего района Текстильщики.

Ещё есть самый главный момент, который почему-то ваш гость никаким образом не пытается вспомнить. Вся Москва разрезана, как пирог на маленькие кусочки, которые разделяют железные дороги. Так вот, железная дорога у нас - это РАО РЖД, это коммерческая структура. Почему-то из-за этой коммерческой структуры я как гражданин Российской Федерации должен постоянно мучиться. Так вот хотелось бы понять, когда начнут строить нормальные тоннели, которые будут соединять нормальным образом наши районы. Первопечатники и Текстильщики, или Печатники и Люблино разделены двухчасовой пробкой. Я считаю, что это полный беспредел власти, которая не замечает такую элементарную вещь, как сделать 3-4-10 тоннелей, которые соединят наши районы воедино.

И ещё очень важный момент, о котором никто не говорит. Когда ты едешь от Третьего транспортного кольца, вот этого контура, ты стоишь и умираешь. Сделано всё, чтобы люди в Выхино не заходили в метро физически. Об этом почему-то никто не говорит.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Спасибо.

А. БОЧКАРЁВ: Да, Сергей, добрый вечер. К сожалению, мы с вами первый раз общаемся. То есть не было возможности просто вам всё рассказать о всех планах города Москвы. А вы, может быть, не имеете времени поинтересоваться тем, что мы планируем, что мы выполняем. Хотя все средства массовой информации, в том числе mos.ru обладают необходимыми графиками, инфографикой, но тем не менее.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Сейчас у вас есть возможность рассказать.

А. БОЧКАРЁВ: Тем не менее я вас прошу обратиться на сайтe mos.ru, безусловно на сайт stroi.mos.ru. Там есть подробнейшие карты каждого объекта. В частности, по Любинской улице.

Что касается данного торгового центра, просто мы сегодня ещё не успели поговорить, к сожалению, данный торговый центр был построен по решению правительства Москвы ещё в 2007 году.

Для решения транспортной проблемы Любинской улицы на пересечении с Волгоградкой мы в этом году начинаем проект строительства направленной эстакады, которая позволит нам вот это напряжение, которое там 20 лет не решалось никем, в этом году начать решать.

И я думаю, что мы на рубеже 2015 года эту проблему снимем раз и навсегда. Я думаю, что проблем больше не будет, в том числе у Сергея.

Что касается связок между разными районами, это как раз тот самый вопрос, которым мы начали заниматься первыми за последние 25 лет, когда экономическая ситуация в городе, в стране не давала возможность решать такие задачи.

Первым шагом будет соединение Каширского и Варшавского шоссе в створе Балаклавского проспекта с выходом на улицу Пролетарская при проходе железной дороги. Как раз для того чтобы начать соединять эти районы, строить так называемые связки, о которых мы с вами говорим.

Завершив большие масштабные работы на основных магистралях, что является первым приоритетом, мы приступаем на рубеже 2015-2016-2017 годов к строительству более локальных объектов, в том числе к строительству либо эстакад, либо тоннелей под железнодорожными переездами.

Также у нас более 70 существующих так называемых плоскостных переездов через железную дорогу, взятых в работу. Порядка 5-9 мы начнём строить, я думаю, уже в 2015 году. Поэтому это следующий этап второго приоритета объектов, правильно Сергей говорит, но не нужно так эмоционально говорить, что власти ничего не делали, нет возможности ни у одного государства в мире одномоментно решить те проблемы, которые не решались на протяжении десятилетий.

Мы шаг за шагом их делаем, мы безусловно их решим. И я думаю, что в том числе Сергей просто впечатлится тем масштабом, той скоростью, с которой власти и правительство города Москвы решает данные проблемы.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: А впечатлиться Сергей сможет после 2015 года...

А. БОЧКАРЁВ: Он начнёт впечатляться, я думаю, каждый месяц, когда будет просто видеть, какие объекты сдаются, в том числе начнётся строительство того объекта на Неглинской улице. Давайте поговорим через какое-то время.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Очень много вопросов. Практически по одной и той же теме. "Расскажите о реконструкции Щёлковского шоссе. Когда же всё-таки оно законится?".

А. БОЧКАРЁВ: Вот, смотрите. Щёлковское шоссе. К сожалению, не все подрядчики у нас способны были выполнить те задачи, которые перед ними ставили, в частности, сокращение сроков, сокращение ввода ряда объектов. Мы сейчас пересматриваем параметры исполнения контракта с данным подрядчиком вплоть до разрыва отношений.

К сожалению, были объективные, были субъективные причины, почему компания не могла выполнять в полном объёме работы. Это в том числе освобождение территории, в том числе для эстакады. Мы постараемся в 2015 году теми или иными методами выполнить данные работы, чтоб как можно быстрее завершить реконструкцию Щёлковского шоссе, подготовить все работы, с тем чтобы начать реконструкцию развязки на пересечении Щёлковского шоссе и МКАДа, что мы уже начали делать, но в связи с тем, что наши федеральные коллеги предложили более эффективное решение по выдвижению из города за МКАДом в сторону области, фактически строительство нового шоссе.

Великолепное решение. Я думаю, что все, кто пользуются Щёлковским шоссе, в ноги поклонятся нашим ребятам из федеральных компаний. И мы построим очень хорошую развязку. Мы начнём её строить, я думаю, что на рубеже 2015-2016 годов, когда будет проектное решение по Щёлковскому шоссе за МКАДом.

Я думаю, что в 2015 году до конца первого полугодия мы Щёлковское шоссе завершим. Просим ещё потерпеть.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Встретимся через 1,5 года.

А. БОЧКАРЁВ: Зачем? Не через 1,5 года. Не более чем через год, потому что это середина 2015 года.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Ещё спрашивают: "Как продвигается работа по реконструкции малого кольца железной дороги? Можно ли говорить о том, что в планах запустить там регулярное движение электричек? Всё-таки меньше, чем через 1,5 года остаются по-прежнему реалистичными".

А. БОЧКАРЁВ: Абсолютно. Полным ходом ведутся работы. Мы еженедельно с коллегами из РЖД в Комплексе градостроительной политики и строительства обсуждаем, ведём штаб в ежедневном режиме, ведём рабочие совещания. Буквально на прошлой неделе проходила совместная коллегия РЖД и правительства Москвы, в том числе и посвящённая пуску движения на МКЖД. В 2015 году ставится задача запустить движение на первых платформах, там, где реально уже есть люди, есть пассажиры, потому что часть платформ будет размещаться в местах перспективной застройки, строительство деловых центров и так далее.

Но стоит задача в 2015 году запустить движение. Непростая задача, могу сказать. Но тем не менее мы ударными темпами работаем, не всё там так просто идёт. Сложный объект, в черте города находится и так далее. Но мы полны оптимизма и полны настроя, для того чтобы это сделать.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Хорошо, будем и мы тоже полны оптимизма. И вы можете задавать свои вопросы нашему гостю по телефону 7373948 и писать свои сообщения на портал +79258888948. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый день.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Да, говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: Я хотел бы задать вопрос гостю. Каким образом решается вопрос с подрядами, которыми занималась МПО Космос, брошены практически наполовину Алабяно-Балтийский тоннель и площадь Белорусского вокзала, и злополучная яма, которая на улице Бутырский вал держит каждый день прилегающие улицы.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Да, спасибо. Кстати, очень много вопросов действительно по поводу ямы на площади Белорусского вокзала. Тоже спрашивают - когда же всё-таки закроют эти ямы?

А. БОЧКАРЁВ: На площади Белорусского вокзала ямы отсутствуют. Мы их закрыли ещё в мае 2013 года. Работы по Алабяно-Балтийскому тоннелю мы одну часть запустили в прошлом году. И, кстати, все, кто пользуются этим элементом дороги, отметили, что время перемещения между южной частью и северной от Ленинградского шоссе сократилось в 30 раз. Раньше это занимало 30-35 минут переехать от улицы космонавта Волкова на улицу Алабяна. Сейчас это движение от Алабяна, прошу прощения, на Большую Академическую занимает 1,5-2 минуты. Такой эффект.

Мы планировали завершить все работы по Алабяно-Балтийскому тоннелю и имели полную возможность в декабре прошлого года.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Что помешало?

А. БОЧКАРЁВ: Помешали, к сожалению, внутренние хозяйственные и экономические проблемы у подрядчика. Крупная компания вела много проектов. Строительный бизнес - это серьёзный тяжёлый бизнес. Не так легко удержать экономическую ситуацию. Не справился подрядчик с выполнением своих обязательств. К сожалению, процесс расторжения контрактов, произведение сверок, взаимных расчётов - это достаточно длительный вопрос. Мы постараемся применить все необходимые мероприятия, чтобы до конца года запустить движение по обеим частям Алабяно-Балтийского тоннеля.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: То есть сейчас новые сроки - это до конца года?

А. БОЧКАРЁВ: До конца года, да. Мы принимаем весь комплекс мер, в том числе сейчас ведём предварительные восстановительные работы в рамках перехватывающего периода, постараемся до конца года, может быть, в январе 2015 года запустить уже движение по обеим частям тоннеля, для того чтобы полноценно соединить эти две части - северную и южную часть от Ленинградского шоссе.

Все остальные проекты, на Большой Академической улице, яма на Бутырском вале, это у нас не Большая Академическая, что-то другое, коллега сказал. Но тем не менее все объекты будут завершены до лета уже 2015 года.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: До лета 2015 года?

А. БОЧКАРЁВ: Остальные небольшие элементы дорог, прилегающих улиц. Потому что это связано с сезонностью работ, потому что необходимо делать благоустройство территорий, а у нас трава, к сожалению, зимой не растёт, поэтому приходится её высаживать в весенний период, чтобы сделать красивые газоны. Поэтому мы говорим о том, что весь комплекс работ мы завершим уже в теплый период времени для приведения уже в идеальный порядок и прилегающих территорий в том числе.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: А в случае, если не получается завершить те или иные строительные объекты к определённым срокам, у вас как в департаменте решаются эти вопросы в плане санкций, наказаний, то есть как вы работаете с теми, кто виноват?

А. БОЧКАРЁВ: Мы работаем в соответствии с законодательством. Оно очень чётко прописано. Мы не то что хотим или не хотим, госслужащие, люди, которые работают в структурах государственного заказа, это очень серьёзный регламентирующий документ, который контролируется различными органами надзора. Мы обязаны, и мы это делаем, предъявлять штрафные санкции. Буквально за этот год мы предъявили санкций по разным объектам более чем на 5,5 млрд рублей.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: 5,5 млрд рублей - это цена за задержки работы по срокам.

А. БОЧКАРЁВ: За задержки, за невыполнение каких-то... У нас более 2000 объектов. Это так называемые предъявленные претензии. Потому что каждую претензию подрядчики оспаривают, мы в судах работаем. То есть это не автоматическое списание со счётов сумм, да? Это претензии, которые мы предъявляем. Это наш инструмент, который мы применяем, для того чтобы мотивировать подрядчика для исполнения государственного контракта. Очень серьёзная ситуация. Это не творческая работа и не самодеятельность. Это очень жёсткая работа государственной машины по защите интересов государства и людей, которые в нём проживают.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Спасибо, сейчас у нас 17:30 в Москве. Вынуждена я прерваться на новости, а потом продолжим обсуждение уже других тем.

...

А. ГЕРЕЙХАНОВА: 17:36 в Москве. Мы продолжаем программу "Пиджаки". Говорим о большой стройке с главой Департамента строительства города Москвы Андреем Бочкарёвым. Андрей Юрьевич, очень много сообщений пришло, пока были новости с вопросом о том, а получится реализовывать все эти проекты в связи с тем, что в адрес России Европа и США вводят санкции. А вы сотрудничали с какими-то иностранными компаниями, которые отказались сотрудничать с вами за всё это время? Есть проблемы? Ваш департамент как-то коснулось?

А. БОЧКАРЁВ: Не нашего департамента, а в принципе города Москвы в части может либо касаться, либо нет. Мы на данный момент, безусловно, приобретаем некоторые изделия, элементы для оснащения поликлиник, которые мы строим в городе в Москве.
Я не думаю, что здравый смысл у делового сообщества или политических кругов за рубежом уступит своим каким-то политическим интригам и так далее. Конечно, бизнес - он во все времена. Экономический фактор. Но то, что наши деловые зарубежные партнёры понимают, что кризисы приходят и уходят, а мы живём на одной маленькой планете, и нам жить ещё долгие и долгие сотни лет. Поэтому пока мы не испытываем никаких проблем, никаких трудностей, никаких отмен договорённостей.

Есть небольшие изменения в части курса валют. Но это такая стандартная ситуация. И мы надеемся, что мы в полном объёме необходимые задачи, которые перед нами стоят, решим.

Но я хочу отметить, что порядка 95-97% мы используем отечественные материалы, механизмы, основные изделия, конструкции и так далее. То есть по большому счёту такого влияния, такой зависимости строительство и строительный комплекс, конечно, не имеет.

Безусловно, есть вопросы поставки материалов, отделочных материалов в первую очередь. Но за прошедшие 15-20 лет... всё-таки Россия образца 1991 года и Россия образца 2014 года - две разных страны. И большое количество производства развёрнуто в том числе и у нас с применением зарубежных технологий, совместные предприятия.

Поэтому я думаю, что в этой части всё-таки мы гораздо более лучше защищены, чем в предыдущие десятилетия. Другая страна и другой опыт у людей. И, безусловно, те решения, которые принимаются, они всё это учитывают. Поэтому я думаю, что мы со всеми нашими задачами справимся.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: То есть в этой сфере можно не волноваться?

А. БОЧКАРЁВ: Волноваться всегда приходится, но больше придётся именно о том, как мы будем строить, как мы будем реализовывать наши задачи. Такая напряжённая работа. А этот аспект, я думаю, мы его преодолеем, и достаточно успешно.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Вы сказали, что в сфере деталей, конструкций всё-таки используется больше нашей местной продукции. А если говорить про рабочих, как-то изменилось соотношение сил привлечённых иностранных рабочих и граждан России, которые участвуют в этих строительных проектах?

А. БОЧКАРЁВ: Я сейчас объясню. По так называемому городскому заказу, то есть там, где заказчиком выступает города Москва, мы привлекаем... Всё-таки мы строим очень серьёзные объекты, очень сложные зачастую. И, конечно, фирмы-однодневки, которые любят привлекать или вынуждены привлекать иностранных рабочих, всё-таки на такие крупные проекты не выходят и не заключают с нами государственный контракт.

Далее, поскольку работа так или иначе является достаточно профессиональной, специфической, тяжелая техника, серьёзные машины, механизмы, безусловно, это наши соотечественники, россияне работают, причём люди зачастую с высшим образованием, в том числе на рабочих специальностях. А привлечение каких-либо сезонных рабочих или, как правильно говорить, иностранные рабочие силы на малоквалифицированный труд - уборка территорий, покраска ограждений, вынос мусора, ну вряд ли москвичи согласятся на такую работу, компании привлекают, я думаю, что не более 10%. Настолько малые квоты мы используем в части строительства именно по городскому заказу. Поэтому это незначительный процент.

Просто, к сожалению, есть часть работ, которые наши граждане, даже люди других городов уже не хотят выполнять. Не 1991 год. 2014. Все хотят жить красиво, что позволяет уже и уровень жизни, и так далее. Но, к сожалению, есть такие задачи, которые нужно выполнять. Грязная работа, но кто-то её должен делать. Поэтому вынуждены мы, как и другие страны, в том числе Германия, США, та же Швеция, как бы им ни хотелось, всё равно привлекают иностранную рабочую силу, которая должна контролироваться. Безусловно, могут быть сложности с этим, но тем не менее это очень такой серьёзный контролируемый процесс. Нас проверяют наши инспекции постоянно по качеству жизни людей.

Более того, многие наши подрядчики нашим иностранным рабочим, гостям из Таджикистана и других республик оформляют на работу, выдают пластиковые карты, оплачивают все необходимые налоговые отчисления. Процесс идёт, и у нас это не носит массовый характер на объектах городского заказа, особенно самые крупные, самые важные - метро, дороги, строительство объектов социального значения, спортивного и так далее.

Тем не менее, как я уже сказал, без иностранной рабочей силы зачастую для таких малопривлекательных видов работ мы не обойдёмся. Во всяком случае на этом этапе, когда необходимо их делать в большом объёме и так далее.

Чуть позже, наверное, потребность такая будет снижаться. Она снижается по тому, что мы видим во Франции, в Германии и так далее. То есть количество объектов так или иначе будет уменьшаться таких масштабных, больших, немножко выровняется, тоже будет большим, глобальным, но я думаю, что этот фактор будет более контролируемый, более спокойно люди будут к нему относиться.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Хорошо, понятно. Переходим всё-таки к вопросам слушателей. И в частности, наверное, попросим их задавать вопрос касательно конкретных строительных объектов, потому что очень много на СМС-портал присылают вопросы касательно того, когда будет закончено строительство на том или ином объекте, вы также можете задавать свои вопросы нашему гостю в прямом эфире. Алло, здравствуйте. Алло. Не получилось. Ещё раз попробуем. Алло, здравствуйте

СЛУШАТЕЛЬ: Алло.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Да, говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. У меня такой вопрос к Андрею Юрьевичу. Мы с ним лично встречались 2 месяца назад по поводу реконструкции нового кольца железной дороги, сноса гаражей в частности.

Сейчас выделены, я слышал, большие деньги на субсидии, но они не выплачиваются по какой-то причине. Хотелось бы уточнить, по этому вопросу ведётся какая-то работа

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Спасибо. А это касается вашей сферы деятельности?

А. БОЧКАРЁВ: Да. Я думаю, что касается. Я точно не знаю, что за молодой человек. Мы для того чтобы возводить ряд объектов, в том числе дорожного значения, вынуждены зачастую освобождать территорию, принадлежащую городу Москве, от временных сооружений, в том числе от гаражных боксов, которые были построены по временному типу до момента строительства каких-то объектов. Это была согласованная политика. Скажем, в зонах застройки, скажем, в красных линиях строительства будущих трасс временно были построены на 5-6-10 лет, может быть, гаражи.

Существует специальная процедура, очень жёстко закреплённая законодательством, очень жёстко контролируемая, где органы территориальной власти нашей префектуры составляют списки всех гаражных объектов, которые мы вынуждены демонтировать. Проводится их оценка, составляются договоры по возмещению компенсации этих железных боксов, которые люди построили. И, конечно, это не происходит в один день, в одну секунду, но это контролируется, если подписан договор, а он должен быть подписан, деньги выплачиваются, после этого составляется акт по передаче данного имущества, мы это имущество демонтируем, то есть люди остаются с денежными средствами даже за те объекты, которые были построены, может быть, иногда даже вопреки каким-то решениям. Город принял такую позицию, что мы, демонтируя объекты, с людьми не ссоримся, помогаем вывезти их имущество, помогаем демонтировать эти боксы.

Поэтому если человек находится в этой процедуре, она занимается какое-то время, безусловно, все деньги будут выплачены, мы ведём, мы десятками, сотнями гаражей в год сносим. То есть не просто какая-то работа ведётся, у нас создано специальное подразделение в городе Москве в департаменте, там работает более 200 человек, которые занимаются только вопросами освобождения территории.

Это не какая-то там случайная работа, а это целенаправленная задача, работа Депарамента строительства города Москвы по освобождению территории, в частности, по освобождению их от гаражных боксов, от гаражных строений и так далее. Закреплена постановлением правительства города Москвы, имеет юридический характер, выполняется в строгом соответствии с законодательством. Мы десятки тысяч гаражей уже снесли, начиная с 2011 года, десятки тысяч. Поэтому я спокойно к этому отношусь. Я думаю, что человек дождётся своей очереди, своего нормального процесса, получит деньги, мы всё спокойно...

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Всё будет хорошо.

А. БОЧКАРЁВ: В этой области вообще у нас... Если раньше, хочу отметить, до 2010 года в Москве были постоянные конфликты между властью, между органами власти и собственниками, которые пытались доказать, не имели возможности доказать законное строительство, город принимал решение любыми обосновывающими документами, начиная от решений Мосисполкома 1937 года о том, что данному гражданину выдано место под гараж, принимается на рассмотрение, включается в работу, человеку выплачиваются в соответствии с законом об оценке деньги. Мы с 2011 года, снося тысячи гаражей, имеем 1-2, может быть, спорных момента. Я хочу это подчеркнуть.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: То есть работа по сносу гаражей стала системной.

А. БОЧКАРЁВ: Она просто кардинально стала системной. Если раньше это были сотни, тысячи конфликтов в Москве, и многие жители об этом знают, сейчас я вам ответственно заявляю: тысячи гаражей демонтировав, мы имеем 1-2 спорных момента. Поэтому пусть люди не волнуются. Это делается в рамках государственных процедур, очень жёстких, нас очень серьёзно контролируют наши коллеги из надзорных органов. Все средства будут выплачены, я даже не сомневаюсь.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: А как выполняется программа по сносу пятиэтажек? Потому что сейчас, судя по данным на вашем же сайте, из запланированных на весь год 150 домов снесены в лучшем случае домов 20.

А. БОЧКАРЁВ: Айсель, тут такой вопрос. Просто цикл работы бюджетного строительства... мы начинаем работу в начале года, готовим проектную документацию, переселяем людей из существующих пятиэтажек во вновь построенные дома. Это процесс тоже не одного дня. Мы берём все затраты на себя. Людей переселяем. Мы буквально с Сергеем Семёновичем весной посещали один из районов, где люди просто благодарны, когда они переехали. Буквально 50 метров от своего сносимого дома.

Порядка 290 домов осталось в городе Москве из 1795. То есть практически на 87% программа в городе Москве завершена. И мы к 2016 году 99,9% практически завершим.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: То есть к 2016 году в Москве не будет...

А. БОЧКАРЁВ: В конце 2016 года пятиэтажек первого этапа индустриального градостроения, как называется как раз программа сноса пятиэтажек, тех пятиэтажек, которые де факто и де юре, в первую очередь де факто, выслужили свой срок службы. Они все будут демонтированы, и, соответственно, люди будут переселены в новое комфортабельное жильё. Это заявление делал Сергей Семёнович Собянин, Марат Хуснуллин очень много комментирует по этому вопросу, лично этим вопросом занимается. Мы в Департаменте строительства, Департаменте градполитики буквально еженедельно штаб проходит общегородской, который контролирует эту программу. Да, непросто идёт ситуация. Но мы в Центральном административном округе, в Южном и в Зеленограде эту программу уже завершили. Завершаем и шаг за шагом в остальных. Это колоссальная работа наших коллег из префектур, из Департамента имущества, из Департамента жилищной политики. Мы порядка 5000 семей должны будем переселить только в этом году.

Из тех 114 домов, которые мы должны будем снести, мы как раз сейчас ведём работу по переселению, по подготовке всех процедур по отключению газа, систем, коммуникаций, мы к концу года все эти пятиэтажки планируем демонтировать и выполнить в полном объёме план 2014 года. Сомнения ни у кого вообще не будет даже. Вот и всё.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Понятно. У нас очень немного совсем времени остаётся до конца программы. Поэтому дадим возможность высказаться и нашим слушателям тоже. Алло, здравствуйте. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: Валентин меня зовут.

А. БОЧКАРЁВ: Очень приятно, Валентин.

СЛУШАТЕЛЬ: Разрешите с одной позицией не согласиться. Вы сейчас убеждали, что компенсацию выплачиваете, которым гаражи сносят и тому подобное. Два года назад в Раменках снесли 300 с лишним гаражей, заочно были вынесены решения судов о сносе и тому подобное. Мы писали и Хуснуллину, и президенту писали, и председателю правительства, всем писали. Участники войны, участники локальных войн и тому подобное. Инвалиды. Нас всех выкинули 300 с лишним гаражей, ни копейки не заплатили.

А. БОЧКАРЁВ: А в каком году, прошу прощения, происходил демонтаж гаражей?

СЛУШАТЕЛЬ: В позапрошлом году.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: И вам ничего не заплатили до сих пор?

СЛУШАТЕЛЬ: Между проспектом Вернадского и Мичуринским проспектом, где строят сейчас Аркс, строят очистительные сооружения. 300 с лишним гаражей. Там заслуженные люди, инвалиды войны. Решение суда выходит о сносе. Но тогда пусть суд выносит, чтобы компенсацию дали. Выносит суд в отсутствие всех владельцев, заочно выносится решение. Мы писали...

А. БОЧКАРЁВ: Хорошо, я официально заявляю. Ситуация с гаражами у нас решается, на поток поставлена. Мы сейчас разберёмся, что это за гаражи, что это за информация. Мы перепроверим. С удовольствием с этими людьми встретимся. Мы разберёмся. Я думаю, там какие-то другие нюансы наверняка, потому что ещё раз я хотел бы до жителей города Москвы довести. Ситуация по освобождению территории под строительство объектов городского назначения в части демонтажа гаражей ведётся очень скрупулезно, очень тщательно, докладывается лично мэру Москвы. Мы проблем никаких не видим, мы с людьми своими не боремся, не обижаем. Наоборот всё делаем, для того чтобы максимально комфортно провести данную, в общем-то, может, не очень приятную операцию. Мы разберёмся, что это за объект. Я думаю, можно будет в студии ещё раз этого человека найти. И на следующих встречах с вами я расскажу, как обстоят дела.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Хорошо. Тогда, возможно, в эфире в следующий раз расскажете.

А. БОЧКАРЁВ: Конечно, расскажу всю эту ситуацию. Конечно.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: 42 спрашивает, видимо, имея в виду те новостройки, которые строятся для того, чтобы переселить людей из пятиэтажек: "А вы посещали эти новостройки? Всё криво, косо, плитка сколота, всё как-то не так сделано".

А. БОЧКАРЁВ: Знаете, у нас тоже тут коллеги из Общественной палаты говорят, что там переселяют в какие-то страшные дома, нашли где-то один подъезд, нашли какую-то трещину волосяную и так далее. Да, я посещаю все эти объекты. Если есть какие-то сколы, какие-то возможные дефекты или недоделки, они все устраняются в плановом режиме. Поэтому не нужно накалять какую-то истерию. Поэтому объекты строятся, строятся в большом количестве профессиональными компаниями.

Если есть какие-то ещё отдельные недочёты и замечания, они устраняются. Поэтому не нужно говорить о том, что всё так страшно и так далее. Можно также обратиться к людям... тысячи семей мы в год переселяем, тысячи семей. Я что-то не слышу комментариев о том, что они прямо все недовольны тем, что их переселили в новые современные дома. Поэтому я прошу спокойно...

А. ГЕРЕЙХАНОВА: То есть от самих жителей вам жалобы не поступают?

А. БОЧКАРЁВ: Во всяком случае если они и поступают, а мы, прошу обратить внимание, еженедельно подконтрольно зама мэра Марата Хуснуллина контролируем порядок приёма заявления граждан и характер обращения граждан. И с каждым годом, если у нас в месяц было более 300 обращений граждан, то сейчас выходит на уровень 30-40 в месяц. Поэтому это очень серьёзный процесс приёма обращений граждан. Я прошу всех слушателей, кто имеет какие-либо претензии по части городского строительства, по официальным каналам информации через сайт stroi.mos.ru посмотреть все координаты Департамента строительства, других органов исполнительной власти и в официальном режиме делать обращения, чтобы это была не процедура жалоб и эмоций, впечатлений, а официальное обращение, вы получите официальный ответ.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: И, возможно, что-то произойдёт: либо какое-то решение по вашему проблеме...

А. БОЧКАРЁВ: Однозначно. Только такой путь. То есть не просто поделиться впечатлениями и эмоциями через эфир, а обратиться...

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Вот 42 пишет, что только что переселили. Поэтому пишите своё заявление, указывайте на недостатки и ждите официального ответа.

А. БОЧКАРЁВ: Либо реакции, если она потребуется.

А. ГЕРЕЙХАНОВА: Спасибо за программу. Напоминаю, что это была программа "Пиджаки". Говорили мы о большой стройке. И в гостях у нас был глава Департамента строительства города Москвы Андрей Юрьевич Бочкарёв. Спасибо.