timelapse

Итоговое заседание Коллегии Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы

С. Собянин: Уважаемый Михаил Александрович (М.А. Мень - министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России)! Уважаемые коллеги! Мы с вами присутствуем на подведении итогов работы самого крупного в стране строительного комплекса (с учетом тех масштабных строек, которые ведутся не только в Москве, но и в Московском регионе). Это, наверное, одна из крупнейших строительных площадок в мире, и от того, как она работает, как развивается, как реализует свои планы, зависит развитие не только Москвы, Московского региона, но и, в значительной степени, всей страны, и не только потому, что масштабные объемы строительства (сотни тысяч работающих на этих стройках), но они, конечно, генерируют спрос на огромное количество строительных материалов, оборудования, техники и, конечно, привлечение конкретных, реальных, а не бумажных инвестиций в наш регион и в страну в целом. Именно по развитию столицы во многом судят и о развитии страны. И несмотря на все пессимистические прогнозы, которые мы порой слышим от экспертов, мы пока не чувствуем снижения деловой и инвестиционной активности.

Более того, можно сказать уже с уверенностью, что мы перешагнули докризисный уровень и по финансовым вложениям капитальным, и по вводу коммерческой недвижимости, и объемам строительства инфраструктуры, причем те объекты, которые мы строим, проходят достаточно серьезную селекцию. Если в других регионах рады любому рублю и любым инвестициям, то в Москве мы себе такое позволить не можем, поэтому порой с инвесторами идут достаточно сложные консультации, сложные переговоры, чтобы все эти инвестиции приходили туда, куда нужно, в тех объемах, которые необходимы городу, и сама застройка была абсолютно комплексной. Любые отклонения от этих принципов приводили и могут привести в дальнейшем к серьезным диспропорциям и стагнациям в развитии города.

Перед комплексом стояло три главные задачи в прошедшем году. Первая задача - это формирование оптимальных градостроительных планов. Вторая задача - это опережающее развитие инфраструктуры. И третья задача - это собственно привлечение инвестиций в экономику города.

Если говорить о градостроительном планировании и идеологии градостроительного развития города, то, конечно, те решения, которые мы приняли в предыдущие годы, в настоящее время уже не только декларируются, но и фактически реализуются. Речь идет об оптимальном размещении жилья, мест приложения труда, объектов соцкультбыта, развитии общественного пространства и приоритете развития общественного транспорта.

Завершена в этом году территориальная схема новой территории. Я вам должен напомнить, что это полторы территории существующей «старой» Москвы, и это важнейший документ, который нам в ближайшее время предстоит принять и который в ближайшее десятилетие будет неким таким стратегическим направлением в привлечении инвестиций и развитии Москвы. Это завершение корректировки ранее принятых решений, эта работа процентов на 80 завершена. Все основные решения по корректировке инвестиционных контрактов практически завершены, остались единицы, я думаю, что работа по ним будет завершена уже в этом году.

Ну и немаловажно, что мы начали задействовать потенциал промышленных территорий Москвы, которые достаточно долгое время были заброшены и с точки зрения внимания инвесторов, и внимания города. За прошедший год по промышленным территориям принято общих градостроительных решений на общую сумму в 13 млн кв. м, и от того ввода коммерческой недвижимости, который мы обеспечили в прошедшем году, около 10% всего ввода - это уже был ввод недвижимости на промышленных территориях. Помимо уже конкретных строек запускаются масштабные, одни из самых крупных в мире проектов, таких как «ЗиЛ», территория «Серпа и Молота» и целый ряд других.

Что касается опережающего развития инфраструктуры, те планы, которые мы формировали в предыдущие годы, конечно, также начали уже свою конкретную реализацию. По сравнению с 2010 годом объем строительства и ввода линий метрополитена увеличился в 4 раза. Объемы дорожного строительства, ввода дорог после реконструкции и нового строительства увеличились также в 4 раза, причем я должен заметить: в сопоставимых ценах расходы бюджета на то же дорожное строительство... Притом что объем ввода увеличился в 4 раза, общие затраты в сопоставимых ценах выросли всего лишь в 2 раза. Это говорит о значительной эффективности принимаемых решений в этой области. Отрадно, что в прошедшем году на 70 км магистральных путей железной дороги наши коллеги из РЖД приступили к строительству. Это важнейший инфраструктурный проект, один из крупнейших в мире и самый крупный, конечно, в России с точки зрения пригородного сообщения. Я надеюсь, что в следующем году этот проект будет реализовываться в хорошей динамике, в больших объемах.

Мы в прошедшем году практически по всем транспортно-пересадочным узлам приняли те или иные решения, связанные либо с разработкой проектов планировок, либо с выделением границ транспортно-пересадочных узлов, разработкой концепции их строительства или первичного благоустройства и освобождения от всякого хлама, мешающего пассажирам. Наши коллеги из Российских железных дорог завершают реконструкцию всех главных вокзалов города. Главные вокзалы города - это главные вокзалы страны. Если сложить все эти направления, инфраструктурные направления строительства, то мы видим, что в Москве, конечно, разворачивается одна из крупнейших мировых строек.

Что касается привлечения инвестиций, как я уже сказал, мы вышли на докризисный уровень в 8,6 млн кв. м недвижимости, причем очень важно, что мы не то чтобы рванули в этом году, а в следующем году мы получим резкое снижение, - ничего подобного. Мы видим, что у нас неплохие заделы, которые характеризуются хотя бы тем, что в этом году мы выдали разрешений на строительство в 2 раза больше, чем в 2010 году, на общую мощность около 10 млн кв. м. Это позволяет говорить о том, что у нас и в будущем есть серьезные заделы для привлечения инвестиций.

По вводу жилья. Несмотря на тоже разного рода пессимистичные высказывания, объем жилья увеличился и стал более 3 млн кв. м. Было введено 65 объектов соцкультбыта, в том числе с участием частных инвесторов, и только на новой территории создано 35 тыс. новых рабочих мест.

Неплохо, на мой взгляд, мы приступили к привлечению частных инвестиций в инфраструктуру - в социальную инфраструктуру, в транспортную инфраструктуру. Как я уже сказал, целый ряд объектов соцкультбыта был построен за счет инвесторов, и я считаю, что такую практику надо и в дальнейшем продолжать. Мы заключили первый контракт жизненного цикла по поставкам вагонов метро, и в дальнейшем такой способ привлечения частных инвестиций в транспортную инфраструктуру позволит высвободить часть средств для еще большей динамики строительства самих линий метрополитена.

И, конечно, необходимо уже в этом году реализовать проекты по привлечению инвестиций в тот же северный дублер Кутузовского проспекта, в железнодорожные переезды, стыковки торговых центров с МКАД и целый ряд других.

Какие задачи на 2014 год стоят перед Строительным комплексом? Первая - это дальнейшее активное строительство, опережающее строительство инфраструктуры, которое, к сожалению, у нас отстало как минимум на десятилетия. Это ввод 13 км линий метрополитена, это 80 км реконструкции и строительства новых дорог, это порядка 18 инженерных сооружений, эстакад, переездов, развязок и так далее. Это десятки объектов соцкультбыта и не меньший, чем в этом году, ввод жилья, то есть более 3 млн кв. м. Я считаю, что необходимо уже в следующем году приступить к строительству транспортно-пересадочных узлов, в том числе и на Малом кольце железной дороги, иначе мы просто не успеем подготовить данную инфраструктуру для запуска Второго пересадочного контура.

Мы не должны забывать, что время идет быстро и чемпионат мира, который запланирован в Москве в 2018 году, уже не за горами, поэтому уже в следующем году должен быть запущен стадион «Спартак», который строится за счет частных инвестиций, и должна быть начата уже серьезная реконструкция стадиона «Лужники».

Как вы знаете, инвестиции сами по себе не приходят, и я сказал уже, что мы не всегда и не всем инвестициям рады, потому что город выставляет свои требования для того, чтобы обеспечить комфортную застройку и комфортное развитие города. Тем не менее мы должны сделать все, чтобы в дальнейшем снижать административные барьеры, в этом году практически на 100% перейти на электронное взаимодействие по разрешительной строительной документации - так, чтобы мы четко видели, когда подана заявка, когда она обеспечена, какие там проблемы возникли в ходе реализации тех или иных проектов. Более того, чтобы в ходе исполнения этих проектов не было передергиваний тех или иных положений сданной документации. И, конечно, необходимо очень серьезно продолжать работу на новой территории, утвердить, как я уже сказал, территориальную схему развития. Но, кроме этого, я считаю, необходимо провести конкурс на создание единой архитектурно-градостроительной концепции, потому что эта территория не проходная, она уникальна. Если уж Москва ее получила, она должна сделать так, чтобы это было образцом градостроительных решений и градостроительной политики.

Вы знаете, что мы в этом году уже приступили к разработке концепции развития территорий, расположенных вдоль Москвы-реки. Это также один из самых серьезных градостроительных проектов. Я считаю, что эту концепцию нужно уже в следующем году закончить и утвердить. Кроме того, мы уже говорили сегодня об этом на градостроительном совещании, пуск в 2015 году Московской кольцевой железной дороги вдохнет жизнь в огромное количество промышленных зон, которые располагаются вдоль этой железнодорожной инфраструктуры, поэтому, не дожидаясь, когда этот проект будет реализован, необходимо вместе с инвесторами, владельцами этих территорий, владельцами недвижимости, которая расположена вокруг МКЖД, начинать прорабатывать комплексный проект развития этой колоссальной территории, которая в настоящее время выглядит, мягко говоря, запущенной. Это потенциал градостроительного развития города как минимум на ближайшие 5 - 10 лет.

Ну и, конечно, не забывать об уникальных проектах, которые мы запустили уже в этом году, в частности, начинать уже конкретную стройку парка «Зарядье», проектирование которого должно быть завершено уже в следующем году (в конце года должны приступить к строительству). Задач перед Строительным комплексом Москвы достаточно много, но я уверен, что и с точки зрения управления этим процессом, и с точки зрения потенциала строителей в Москве есть все, чтобы эти задачи выполнить. Я хочу сказать огромное спасибо строителям Москвы, инженерам, мастерам и просто рабочим, которые каждый день на московских стройках, на морозе реализуют те задачи развития, которые мы перед собой ставим, и, конечно, тем инвесторам, которые вкладывают свои деньги в развитие нашего города. Спасибо.

М. Хуснуллин: Слово для выступления предоставляется Меню Михаилу Александровичу, министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

М. Мень: Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемый президиум! Уважаемые коллеги! Разрешите поприветствовать вас от недавно созданного Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Хочу сразу сказать, что взаимоотношения, взаимодействие с Москвой, со Стройкомплексом Москвы, для нас являются приоритетными, важными, потому что, безусловно, Москва является одним из крупнейших мегаполисов мира, и это создает серьезный строительный рынок, привлекательный для девелоперов, архитекторов, строителей буквально со всего мира.

Здесь, в городе, реализуются грандиозные проекты по строительству метрополитена, дорог, комплексному освоению территорий, редевелопменту бывших промзон, проекты «новой Москвы» и так далее.

Одна из главных задач нового федерального министерства - это сокращение административных барьеров в строительстве и создание комфортных условий для бизнеса. Отсутствие профильного ведомства, большое количество процедур на федеральном уровне имело огромную проблему и неэффективное администрирование. Сегодня, после создания профильного ведомства, мы надеемся, что решение этих вопросов будет более эффективным. По результатам нашей встречи с Сергеем Семеновичем мы создали рабочую группу, специальную рабочую группу по взаимодействию Минстроя России с правительством города Москвы по актуальным направлениям в градостроительной сфере, и мы намерены двигаться в решении вопросов оперативно. На сегодняшний день уже приняты первые решения.

Итак, Минстроем России принято решение о передаче полномочий исполнительным органам власти города Москвы по согласованию специальных технических условий на проектирование и строительство объектов, включая объекты метрополитена. Я знаю, что это ожидалось давно, и это была проблема. Я думаю, что это решение позволит всем участникам строительного процесса взаимодействовать с одним уровнем исполнительной власти и существенно сократить сроки как проектирования, так и самого строительства.

Кроме того, подписан приказ Минстроя о внесении территориальных сметных нормативов города Москвы в федеральный реестр сметных нормативов. По анализу, этот вопрос мы не могли решить в течение практически 8 лет. Я думаю, что такими темпами, если рабочая группа наша будет работать, мы продвинемся серьезно вперед.

Конечно, не буду скрывать, что в министерстве мы будем использовать передовой опыт правительства Москвы по упрощению широкого перечня процедур при проектировании и строительстве и переводу государственных услуг в электронный вид, созданию службы «одного окна». Не скрою, что, конечно, не весь опыт города Москвы можно будет реализовать на всю страну: поверьте человеку, который работал и в Москве, и работал долгие годы в регионе. Безусловно, Москва - экономически мощный субъект Российской Федерации, мощный город, но очень многое из того, что делается в городе по устранению административных барьеров, я думаю, мы используем в практике всей страны.

Сегодня по поручению президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина мы подготовили план мероприятий по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства, или так называемую дорожную карту. Я думаю, что мы изменим ситуацию в ближайшее время, для того чтобы динамика в строительной отрасли по всей стране была прогрессивная, чтобы мы видели результаты по всей стране.

Спасибо. Успехов! Успешной работы Коллегии!

М. Хуснуллин: Уважаемый Сергей Семенович, уважаемый Михаил Александрович, уважаемые коллеги! Подводя итоги 2013 года, необходимо выделить главное: мы сохранили и обеспечили рост положительной динамики по основным направлениям и показателям строительства. Данный слайд является прямым тому подтверждением. И самая главная задача, которую поставил Сергей Семенович, эту положительную динамику продолжать и дальше, в последующие годы, поэтому мы при планировании нашей работы на 2014 год ставим задачу ввести не менее 8,7 млн кв. м недвижимости и не менее 3,2 млн кв. м жилья. Следующий слайд включите, пожалуйста. При этом мы совершенно в этих цифрах уверены, потому что на сегодняшний день у нас выдано разрешений на строительство на 43 млн кв. м, что позволяет нам надеяться, что данные показатели будут выполнены.

Надо отметить, что по итогам прошедшего года отрасль строительства в Москве среди всех отраслей экономики показала самую большую динамику - прирост почти на уровне 7% - при той экономической ситуации, что в принципе в основном экономика находится в достаточно спокойном состоянии, без особого развития. Поэтому те показатели, которых мы достигли, как раз говорят о большой системной работе, которую мы провели вместе со всеми строителями, инвесторами и, безусловно, всеми участниками этого процесса.

Хочу отметить, что только за прошедший год для того, чтобы достигнуть этих показателей... нам пришлось в ручном режиме фактически заниматься вводом недвижимости. Кстати, это поручение Сергей Семенович год назад дал нашему комплексу, чтобы мы отвечали за ввод не только объектов госзаказа, но и отвечали за ввод всей недвижимости, которая строится на территории города. В результате по итогам года было проведено 1211 совещаний, штабов, заседаний рабочих групп, экспертных групп и различных мероприятий. Надо сказать, что эта работа по большей степени была штабная, а также с выездом на место. Для того чтобы эти результаты получились, нам пришлось скоординировать работу всех органов власти правительства. Это и комплекс городского хозяйства, и блок имущественно-земельных отношений, Департамент природопользования, префектуры со всеми заместителями (очень активно префекты этим занимались). Надо сказать, что инвесторы, строители - все с большим пониманием отнеслись. Все наши правоохранительные органы как и по основной нашей работе оказывали нам поддержку, так и в части строительства.

Особо хочу отметить, что у нас огромная работа была проведена со многими федеральными структурами по обеспечению жильем сотрудников. Могу отметить, что большая работа с Федеральной службой безопасности была проведена, Шейкин Михаил Васильевич... С нашими коллегами из Федеральной службы охраны, с нашими военными, с Министерством обороны, с Федеральной налоговой службой - по пресечению случаев невыплаты заработной платы. Мы год закончили так, что у нас ни у одной организации нет невыплаченной заработной платы, и здесь большая заслуга и непосредственно Мишустина Михаила Владимировича (руководитель Федеральной налоговой службы России), и Третьяковой Марины Викторовны (руководитель Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве), то есть большая работа была проведена.

Всего за прошедший год нам удалось скоординировать работу Градостроительно-земельной комиссии, и надо сказать, что мы в ручном режиме более 8 тыс. вопросов рассмотрели. В результате приняли решение о дальнейшей реализации проектов на объемы почти 33 млн кв. м, и на 10, почти 11 млн кв. м мы приняли решение о прекращении различных проектов. Что это такое? Это, как правило, бумажные проекты там, где не использовалась эффективно земля, где не работали ГПЗУ, где не работали инвестиционные контракты. То есть мы их во многом расторгли, и многие участки сейчас активно вместе с блоком городского имущества выставляем на аукционы.

Надо отметить, что в прошедшем году для организации эффективного взаимодействия с инвестиционно-строительным сообществом был создан Клуб инвесторов. Буквально за короткий срок было проведено несколько встреч, в том числе с мэром, и целый ряд предложений был подготовлен, проработан и уже практически применен в работе. Я хочу, пользуясь случаем, поблагодарить наш Клуб инвесторов за их предложения и за конструктивный диалог в нашей работе.

Реализуя наши планы городского развития, активизации строительства, его обновления, нельзя забывать об историческом наследии, о том, что дорого всем москвичам и гостям города. Мы в течение года приняли решение о постановке на охрану 31 здания в качестве памятника культурно-исторического наследия. И надо сказать, что ту работу, которую мы ведем с Департаментом культурного наследия на нашей совместной комиссии с привлечением независимых экспертов, общественных организаций... Надо сказать, что каждый объект в Москве, даже самый мало-мальски развалившийся, проходит в режиме самого бурного обсуждения.

Конечно, надо отметить, что в 2013 году был сделан прорыв по подготовке градостроительной документации. Основная наша работа - это, конечно, корректировка Генерального плана, и задача в 2014 - 2015 годах эту работу завершить. Мы утвердили новый транспортный каркас столицы с учетом присоединенной территории, завершена работа над территориальными схемами Троицкого и Новомосковского округов, определены основные транспортные коридоры, основные целевые показатели развития территории. На новой территории планируется порядка 1,5 млн проживающих, 1 млн рабочих мест, 100 млн кв. м недвижимости, сотни километров новых транспортных магистралей и, конечно, огромный объем инженерных коммуникаций. Документ фактически готов, находится на согласовании. Мы ставим задачу в первом полугодии этого года его утвердить.

Завершена актуализация стратегического документа, который определит дальнейшее перспективное развитие Москвы и Московского региона, - программы развития Московского транспортного узла. Основные целевые показатели до 2020 года просто впечатляют - это более 150 км метро, строительство и реконструкция порядка 400 км дорог, 250 км железнодорожных путей, 164 капитальных ТПУ.

По метро у нас программа сформулирована, актуализирована, разделена на этапы, мы в ручном режиме этой работой занимаемся. По железной дороге мы очень активно начали работать с нашими коллегами-железнодорожниками, провели несколько координационных советов, регулярно и еженедельно проходят рабочие совещания, и надо сказать, что наши коллеги очень активно развернулись по строительству линий железнодорожных.

В 9 раз к уровню 2011 года выросло количество разработанных Москомархитектурой проектов планировок, а к уровню 2012 года - в 2,5 раза. Вот вы видите на графике, 107 проектов планировок мы утвердили, это с потенциалом строительства свыше 21 млн кв. м. Хочу здесь отметить огромную работу Москомархитектуры, и особо я хотел бы обратить внимание, что мы буквально за прошедший год сделали прорыв с точки зрения градостроительной документации по транспортной инфраструктуре. Мы утвердили плюсом 40 проектов планировок по транспортным объектам, 3 - по метро. Утвердили ГПЗУ на общую протяженность строительства почти 12% от всей улично-дорожной сети города, это 400 ГПЗУ на линейные объекты. То есть это огромная работа, и надо отметить здесь большую работу Костина Сергея Васильевича, заместителя руководителя Москомархитектуры.

К сожалению, должен сказать, что такая активная работа с проектами планировок привела к тому, что мы столкнулись с некоторой негативной тенденцией при проведении публичных слушаний по проектам планировки, в том числе по линейным объектам.

К сожалению, должен сказать, что предусмотренный законодательством институт публичных слушаний становится серьезным средством манипуляции общественным сознанием со стороны недобросовестных граждан, которые пытаются на этом зарабатывать политические очки в ущерб развитию города, развитию транспортной инфраструктуры. Это происходит как по транспортным объектам, так и по отдельным объектам строительства.

Я как ярчайший пример хочу привести строительство гостиницы в Новокосино. Здесь сидят все инвесторы, сидят все строители. Все понимают, что сегодня купить в городе участок земельный, построить гостиницу и сдать ее каким-то мнимым мигрантам невозможно по экономике. Кто придумал, что в Новокосино будут жить мигранты? Никогда даже никаких мыслей об этом не было, однако тема активно муссируется, пытаются привлечь к ней средства массовой информации. В данном случае я считаю, что это просто манипуляция.

Я, пользуясь случаем, учитывая, что у нас активно идет работа по развитию города, обращаюсь к инвесторам, обращаюсь к нашим строителям, застройщикам: во-первых, быть максимально внимательными ко всем реальным обращениям граждан, оперативно реагировать на все обращения. Если происходят вот такие случаи, все-таки тоже оперативно вместе с префектурами, вместе с органами госвласти принимать действенные меры по устранению этих негативных тенденций. Хотя надо сказать, что большие объемы строительства, конечно, приводят к неудобствам для жителей, но все-таки наши строители за последний год очень оперативно на все это реагировали, и нам удалось многие вопросы все-таки снять. Тем более это особенно актуально на 2014 год, потому что сегодня в Москомархитектуре находится в проработке 316 проектов планировок. Если мы почти 150 утвердили, то на этот год у нас более 300 в работе. Конечно, мы должны составить приоритеты, и вот сложнейшая задача, как из всех этих проектов выбрать наиболее важные и организовать проведение этих публичных слушаний, организовать эту работу.

Надо отметить, что в прошедшем году проработаны и утверждены документы по ряду стратегически важных территорий - «ЗиЛа», «Лужников», в работе у нас находятся территория Нагатинской поймы, Арт-квартал, Молжаниново, Рублево-Архангельское, Мневники, Тушинский аэродром. Мы задачу ставим в 2014 году в основном эти территории утвердить.

Как уже сказал Сергей Семенович, мы активно весь прошлый год занимались промзонами, и надо сказать, что у нас принято градостроительных решений почти на 13 млн кв. м, более того, на 4 млн кв. м по промзонам выдано ГПЗУ и почти на 1 млн кв. м мы приступили к строительству. Ту задачу, которую Сергей Семенович нам поставил в прошлом году, уже даже в позапрошлом году, нам, в принципе, удалось реализовать. Если посмотреть на карту, вот на этот слайд, очень хорошо видно, что у нас развитие промзон как вокруг центра, так и в серединной зоне привлекает к жилым кварталам, что говорит о той политике полицентричного развития, которую мы для себя приняли.

Надо отметить, что в прошедшем году мы выдали в 1,5 раза больше ГПЗУ по сравнению с 2012 годом почти на 15 млн кв. м. Но по физическому объему это несколько ниже, чем в 2012 году. По видам недвижимости четко здесь разложено, и мы видим, куда движется инвестиционный рынок.

В прошлом году мы приняли очень серьезное решение для повышения качества архитектуры города - это обязательное требование о выдаче архитектурно-градостроительных решений, и надо отметить, что Москомархитектурой и главным архитектором Кузнецовым Сергеем Олеговичем вместе с районными префектурами эта работа налажена. Мы видим по данным, что выдано 510 свидетельств об утверждении архитектурно-градостроительных решений, это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году.

Но здесь мы считаем (мы несколько раз советовались с префектурами), что все-таки надо усилить роль районных архитекторов, и мы, Сергей Семенович, будем выходить с предложением, как нам укрепить и усилить роль районных архитекторов, для того чтобы эту работу поднять на новый качественный уровень.

За прошедший год обеспечена активная интеграция Москвы в международную градостроительную и архитектурную деятельность, проведен целый ряд международных архитектурных конкурсов (Зарядье, ЗиЛ, Политехнический музей, центр современного искусства, территория завода «Серп и Молот», МФЦ «Рублево-Архангельское»), объявлены конкурсы на проведение также международных конкурсов (бассейн в «Лужниках», проект «Москва-река», благоустройство Триумфальной площади).

Надо сказать, что сам факт проведения конкурса по Зарядью вызвал самый широкий общественный резонанс во всех мировых кругах по архитектуре. Это самый крупный конкурс такого рода, который был проведен в мире за последние годы.

Огромная работа была за прошедший год проведена по освоению Адресной инвестиционной программы. Надо сказать, что два года назад принято решение о трехлетней программе с переходом на четвертый год (то есть мы три года планируем плюс остатки на четвертый год). И надо сказать, что системность этой работы и этого решения - что бюджету, несмотря на все сложности, удается эти программы четко выдерживать, - позволяет нам планово работать и достигать тех результатов, о которых я уже говорил.

За прошедший год только по линии комплекса профинансировано 305 млрд. На 2014 год поставлена задача - практически 333 млрд. Я думаю, что мы все эти планы выполним. Здесь большая работа Департамента строительства и непосредственно руководителя Бочкарева Андрея Юрьевича.

Если сказать несколько слов о метро. Сергей Семенович уже сказал, что мы значительно увеличили темпы строительства метро. Мы действительно с учетом депо, с учетом дополнительных веток в депо фактически вышли уже на объемы, максимально достигнутые в годы Советского Союза.

Но, если вы обратите внимание на этот график, самая большая и тяжелая работа 2014 года - это подготовка условий для того, чтобы в 2015 и 2016 годах ввести по 22 и 26 км соответственно. Весь 2014 год мы должны работать над этой задачей. Это серьезный вызов для всего Строительного комплекса Москвы и нашей страны, потому что, введя эти запланированные объемы метро и запланированные объемы железных дорог, которыми мы с коллегами активно занимаемся, мы выйдем в мировые лидеры по объему строительства транспортной инфраструктуры среди мировых мегаполисов. Непростая задача, но будем ей заниматься.

Хочу поблагодарить работников московского метрополитена за слаженную работу. Конечно же, у нас было непростое решение: в тех сложных условиях определить центр ответственности по реализации этого проекта. Это наша городская компания «Мосинжпроект», которая взвалила на себя функцию технического заказчика и генерального проектировщика и, надо сказать, достаточно успешно справляется с этой задачей (руководитель - Матвеев Константин Николаевич).

По дорогам. Следующий слайд включите, пожалуйста.

Мы достаточно серьезно обеспечили рост, по сравнению с 2010 годом в 4 раза выросли по дорогам, при этом сделали большие заделы по дорожному строительству в 2013 году. Сделанная работа в 2013 году позволяет нам уверенно говорить, что мы в ближайшие, 2014 - 2015 годы, объемы дорожного строительства сохраним на уровне ввода не менее 80 км в год.

В то же время у нас завершена работа по реконструкции пяти вылетных магистралей. На пяти вылетных магистралях у нас сегодня 127 км выделенных полос для движения общественного транспорта - это 64% от общей протяженности всех выделенных полос в городе Москве.

Также у нас в работе находится четыре вылетные магистрали - это шоссе Энтузиастов, Щелковское шоссе, Рязанский проспект, Можайское шоссе, которые мы планируем в этом году закончить.

В основном завершена работа по синхронизации мероприятий по реконструкции вылетных магистралей и реконструкции и строительству автодорог в Московской области. У нас налажена хорошая, конструктивная работа с Министерством транспорта в рамках Координационного совета, который возглавляется министром (М.Ю. Соколов - министр транспорта России), Сергеем Семеновичем и руководителем Московской области (А.Ю. Воробьев - губернатор Московской области). Проведен целый ряд совещаний. В результате в основном наши работы синхронизированы, и мы целый ряд объектов введем одновременно и в Москве, и на территории области.

За прошедший год принято стратегическое решение по ЦКАД, первоочередному участку на территории ТиНАО. Надо сказать, что мы сейчас активно работаем по проектированию Калужского шоссе, и наша задача - интегрировать одновременно строительство ЦКАД и Калужского шоссе по срокам и по единой транспортной увязке.

Соответственно, с Комплексом имущественно-земельных отношений, кроме работы по ЦКАД, задача на этот год нам - запустить в работу Северный и Южный дублеры. Но и еще одну большую тему в работу мы взяли: собрали все возможные объекты, где частично или полностью могут принимать участие инвесторы (здесь вы их на карте видите, у нас порядка 29 таких объектов, и задача этого года - максимально с инвесторами отладить механизм взаимодействия именно по этим проектам).

Мы приступаем (надо отметить, что с некоторым, конечно, опозданием) к строительству транспортно-пересадочных узлов. Всего у нас 42 ТПУ в работе по проектированию, по 4 мы по проектированию строительства уже приступили. И наша задача - по проектированию строительства ТПУ догнать сегодня строящуюся инфраструктуру и МКЖД, и метрополитена, что тоже является очень важным.

По реконструкции и развитию железной дороги. У нас на сегодняшний день порядка 80 км находится уже в работе. Я уже говорил, что это хорошая, конструктивно выстроенная работа. Стратегическая задача этого года - все-таки приступить к работе по Киевскому направлению железной дороги. По пяти приоритетам работа ведется. Киевское направление для развития новой территории является стратегической задачей.

Еще один немаловажный аспект реализации программы развития транспортной инфраструктуры в этом году: при подготовке площадок под строительство дорог и метро снято 3238 обременений земельных участков. Вы видите таблицу, она очень четко показывает по годам, сколько нам пришлось снять обременений. Под словом «обременение» - это и рекламные конструкции, и здания по тысяче квадратных метров. Вот эту огромную работу мы, конечно, с префектурами проводили. Надо сказать, что это, кстати, сдерживающий фактор, но благодаря принятым законам на законодательном уровне, за что я хотел отдельно поблагодарить наших депутатов Мосгордумы, депутатов Федерального Собрания, нам все-таки удалось очень серьезно эту работу наладить. 3238 обременений снять за год - это большая, реальная работа.

Еще один немаловажный фактор, что, реконструируя сегодня дорожную инфраструктуру, мы занимаемся серьезной перекладкой инженерной инфраструктуры. За прошедший год было переложено 1100 км инженерных сетей, что, безусловно, влияет на надежность эксплуатации города, влияет на обновление фондов и дает еще целый ряд преимуществ. Но у нас поменялась процедура строительства инженерных сетей. Если раньше мы строили часть за бюджет, то теперь мы должны строить только за счет платы за присоединение, и мы видим, что в этом вопросе у нас могут быть серьезные вопросы. Мы подготовили целый ряд предложений на штаб к Сергею Семеновичу, надеемся, что мы в ближайшее время их примем, тем самым облегчив нашу работу.

Стартовал и активно продолжает работать проект «новая Москва» - это развитие присоединенных территорий. Могу сказать, что на новой территории введено за прошедший год 2 млн кв. м недвижимости, 18 социальных объектов, создано 35 тыс. рабочих мест, активно идет строительство. Задача этого года, как сказал Сергей Семенович, действительно выстроить единую архитектурную концепцию, подготовить предложения, чтобы реализовать этот проект как единый проект, интегрированный с существующей сегодня старой территорией Москвы. Мы активно занимаемся дорожным строительством, среди приоритетных задач пуск в этом году Сокольнической линии метро от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево», формирование ТПУ «Саларьево», строительство поперечных дорожных связей.

Кроме строительства за счет средств городского бюджета здесь, на новой территории, нам предстоит очень активно применять механизмы привлечения инвесторов в реализацию инфраструктурных проектов - в дороги, развязки, возможно, метро и ТПУ.

Будет продолжена реализация проектов новых точек роста, это в первую очередь территория административно-делового центра «Коммунарка». Мы приступили к проектированию, в этом году приступаем к строительству части зданий на этой территории. Активно движется проект «Рублево-Архангельское», аэрополиса «Внуково», проект «Мосрентген» так называемый и еще целый ряд проектов, то есть это то, что было задумано как полицентрическое развитие Москвы. Мы убеждены, что в ближайшие годы основной рост налогов, основные точки роста и полицентрическое развитие будут именно на новых территориях.

В рамках строительства объектов социальной инфраструктуры введено 680 тыс. кв. м жилья за счет городского бюджета. Мы полностью выполнили план, надо отметить здесь хорошую работу и всех префектур, и Департамента строительства. Эту задачу мы выполнили. Задача на 2014 год не менее 600 тыс. кв. м за бюджет, порядка 40 ДОУ, школы, садики, здравоохранение, и хочу сказать, что у нас наметился очень хороший тренд по увеличению вводимых объектов, особенно детских садиков, за счет инвесторов. Слайд четко это показывает. Много сделано в прошлом году в рамках типового проектирования, актуализации многих проектных решений по детским садам и школам - Сергей Семенович нам дал такое поручение. Мы оптимизировали сейчас вместе с Департаментом образования целый ряд решений по школам и по садикам. В рамках поручения президента России

Владимира Владимировича Путина нами уже разработан проект совмещенного ДОУ и школы, Сергей Семенович, и в этом году мы уже в Адресную инвестиционную программу его включили, будем строить.

При таких мощных темпах работы, колоссальных объемах и уровне сложности реализуемых программ и строящихся объектов определяющую роль для строительства за счет городского бюджета играет вопрос ценообразования, сокращения сроков строительства. Надо отметить, что мы при проектировании строительства метро сократили стоимость практически на 25%, сроки сократили в 1,5 - 2 раза.

По итогам экспертизы у нас была достигнута экономия почти 92 млрд, это 20% от заявленной стоимости, по итогам проведения торгов экономия составила 13,5 млрд, это порядка 12% от заявленных сумм. Но самое главное, что сегодня у нас на рынке практически свелось к минимуму количество недобросовестных подрядчиков. Все подрядчики, которые работают, порядочные, понятные, в основном выполняют все свои обязательства. И, конечно, хотелось бы дальше эту работу вместе с ними продолжать.

Очень важную роль в реализации всех намеченных нами планов и программ строительства играет работа Научно-технического совета. В 2013 году проведено 15 его заседаний, рассмотрено более 50 вопросов, ряд из которых для нас стратегически важен. Снижение стоимости строительства объектов метрополитена; проработка новых технологий метростроения, оптимизация, проектирование его помещений; пересмотреть техническое решение по оптимизации стоимости, сроков строительства железнодорожных переездов, путепроводов, пешеходных переходов через железнодорожные пути; техническое решение по строительству автомобильных дорог, эстакад из металлосборных конструкций. Но еще целый ряд вопросов я хотел бы... Вот в зале присутствуют ректоры наших высших учебных заведений, как профильных, так и научных, и образовательных. Мы составили отдельную программу работы, как по кадрам, так и по науке, с точки зрения оптимизации тех решений, которые мы предлагаем. Считаю, что эту работу в виде отдельной программы надо утвердить и взять за основу при нашем взаимодействии.

Надо отметить, что в рамках осуществления строительного надзора при незначительном изменении количества обследований строительных объектов главный результат, на который хотел бы обратить внимание, что при существенном увеличении объемов работы количество травматизма и смертей на объектах на 30% сократилось. Это человеческие жизни, которые не имеют цены, это та большая работа, которую мы вместе со строителями проводим. Надо отдать должное, что все подрядчики с пониманием к этому относятся. Мы более ужесточили требования по контролю за качеством, по технике безопасности. Здесь, конечно, наша огромная работа с профсоюзами ведется, и надо, конечно, здесь отметить большую работу строительного надзора.

В то же время я хочу сказать, что, несмотря на вот эти достигнутые положительные результаты, все-таки есть еще в работе нашего Строительного комплекса некоторые строительные организации, которые не выполнили обязательства перед бюджетом, не выполнили по качеству, по срокам. Мы им всем практически предъявили штрафные санкции, находимся в судебных разбирательствах, и вот здесь в зале находятся у нас руководители СРО. Я обращаюсь к коллегам - руководителям СРО: надо все-таки более оперативно рассматривать вопросы о добросовестности подрядчиков, если они не выполняют свои обязательства. К сожалению, бывают случаи, когда мы обращаемся и месяцами не можем прийти ни к какому решению, а подрядчики с нами уходят в долгие суды, расторжение объектов, а объекты годами потом стоят нереализованные. Фактически мы только за прошлый год все ранее начатые такие объекты закончили, хотя иногда... Такая практика все-таки еще осталась.

Хочу отметить среди таких недобросовестных подрядчиков Межрегиональный союз строителей (завалил нам строительство ДОУ по улице Каховка), ППФ «Проект-реализация» (завалил строительство ДОУ в Куркино), СУ-212 (строительство садика на улице Муравской), «Стройтехсервис» (школа, улица Стромынка), «Стройспектр-2000» (кольцевая дорога вокруг МДЦ «Сити»), комплекс «Строй-231» (строительство ДОУ)... Ну и еще целый ряд таких строителей. У нас этот перечень на трех листах, и мы эту работу будем продолжать с ними. В то же время я хочу отметить, что, несмотря на существенное сокращение сроков строительства - почти в 2 раза по всем объектам, - на серьезное снижение стоимости работ, ряд подрядчиков проявили себя как крайне эффективные управленцы и выполнили все взятые перед городом на себя обязательства.

Особо хотел бы отметить компанию «АРКС» (руководитель - Симарев Дмитрий Валерьевич) - это транспортная развязка на Рублевском шоссе, Дмитровское шоссе, развязка МКАД с Волгоградским проспектом; ОАО «Мостотрест» (директор - Власов Владимир Николаевич) - это Бусиновская развязка до Фестивальной, транспортная развязка с Фестивальной. Особо хотел бы отметить работу ДСК-1 (гендиректор - Константинов Анатолий Васильевич). В марте прошлого года приняли решение о строительстве нового микрорайона в Солнцево (120 тыс. кв. м), в декабре под ключ сдали данный объект. Никаких нет нареканий, кроме слов благодарности ничего сказать не можем.

Хорошо себя проявили проектировщики - «Моспроект-3» (директор Меркулова Анна Дмитриевна), «ФПК Сатори» (гендиректор Чочуа Мераби Порфирьевич), ГВСУ «Центр» (директор Двулучанский Сергей Николаевич) и, как я говорил уже, компания - акционерное общество «Мосинжпроект» (директор Матвеев Константин Николаевич). Надо отметить, что мы эту работу с положительно зарекомендовавшими себя подрядчиками будем продолжать и надеемся, что они также все свои обязательства будут выполнять.

В рамках снижения административных барьеров и антикоррупционной деятельности могу доложить, что все услуги в строительстве в 2013 году переведены в электронную форму предоставления. Мы дали определенное время на переходный период, но Сергей Семенович на штабе по градполитике нам поручил: до середины года всем заказчикам перейти на работу в электронном формате взаимодействия. Давайте на это будем настраиваться, коллеги.

На самом деле, как ни странно, оказалось, что не все к этому готовы, и ряд крупных инвесторов оказался даже не готов. Если мы как-то административно смогли на своем уровне отработать с госзаказчиками, по инвесторам несколько сложнее.

Хотелось бы сказать несколько слов об организационной работе. Вообще, огромное количество переписки нас мучает, Сергей Семенович, мы пытаемся как-то ее снижать. Несмотря на то что мы ставили себе задачу хотя бы ее не увеличивать за прошедший год, в целом надо отметить: при том, что мы увеличили строительство по ряду отраслей в 2 раза (на 30 - 40%), переписка все-таки на 12% возросла, что говорит о том, что мы недостаточно пока взаимодействуем как с органами госвласти, так и с другими участниками рынка.

И еще на один очень немаловажный вопрос хотел бы обратить внимание. В 84 тыс. входящей и исходящей корреспонденции комплекса 18 тыс. - обращения граждан. Это тоже очень большая доля, и мы очень активно здесь с префектурами работаем. Большой объем информации сейчас приходит на сайт.

Я бы отдельно хотел сказать по информационной политике, что по итогам прошедшего года наш комплекс стал лидером по количеству информационных сообщений в СМИ. Наша информационная активность возросла по сравнению с 2012 годом в 2 раза. Считаю, что это очень важный фактор, и со средствами массовой информации необходимо продолжать работу как нашему комплексу, так и всему инвестиционно-строительному сообществу, потому что нам просто необходимо информировать жителей о том, что мы делаем и как мы делаем. Считаю, это одна из важнейших задач. У нас есть наш портал stroi.mos.ru, он, кстати, вышел у нас в лидеры по количеству посещаемости. Мы также и дальше будем продолжать эту работу по освещению нашей деятельности.

Заканчивая свое выступление, я хочу еще на один очень важный фактор обратить внимание. За прошедший год Сергеем Семеновичем проведено 19 штабов по градполитике, 128 посещений объектов лично, и не было ни одного дня, чтобы мы не обсуждали вопросы градостроительного развития и строительства, поэтому, пользуясь случаем, я хотел бы от лица Строительного комплекса, от всех нас, Сергей Семенович, поблагодарить Вас за то внимание, которое Вы уделяете вопросам градостроительного развития нашей столицы. Могу заверить, что со всеми поставленными задачами, которые мы здесь проговорили и прописали, мы справимся. Все поставленные задачи у нас уложены в программные действия с конкретными показателями, конкретными ответственными и конкретными сроками исполнения. Спасибо за доверие, мы Вас не подведем! Доклад окончен.

<...>