timelapse

Градостроительное развитие ЗАО: встреча мэра Москвы С. Собянина и его заместителя по вопросам градостроительной политики и строительства М. Хуснуллина с муниципальными депутатами округа

С. Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Рад встрече с вами. Со многими из вас мы не в первый раз встречаемся. Где-то около года тому назад мы говорили о том, что местному самоуправлению в Москве нужна серьёзная реформа, что местное самоуправление не имеет реальных полномочий. Если вы помните, мы договорились как раз после выборов собраться и начинать серьёзное реформирование местного самоуправления. Мы так и сделали. После достаточно больших консультаций и со специалистами, и с общественностью, и с вами мы приняли целый ряд законодательных решений, которые самым серьёзным образом изменили систему местного самоуправления в Москве, наделив его реальными полномочиями, которые влияют на развитие и жизнь каждого вашего района и города в целом. Поэтому на сегодняшний день чрезвычайно важно совместно видеть развитие города, совместно видеть идеологию его развития и совместно решать конкретные вопросы, координировать деятельность органов местного самоуправления и правительства Москвы и его подразделений на местах в целом.

Поэтому сегодня мы обсудим первые итоги и перспективы реализации общегородских программ, таких как развитие транспорта, образования, здравоохранения, благоустройства, послушаем и обсудим конкретные вопросы, которые волнуют вас и ваших избирателей на местах. Во встрече участвуют заместители Мэра и руководители департаментов, так что по многим вопросам можно будет принять уже конкретные решения.

Несколько слов по обозначенным темам. Начну с вопросов развития транспортной системы. В ближайшие годы на западе города должны произойти кардинальные изменения в транспортной системе.

Есть хороший шанс добиться действительно качественных улучшений в работе общественного транспорта и улучшения дорожной ситуации, и решить тем самым проблемы сотен тысяч людей. С другой стороны, это означает и активное строительство, которое повлечёт за собой определённые временные неудобства. На наш взгляд, лучший способ смягчить последствия таких неудобств состоит в том, чтобы, во-первых, максимально полно информировать граждан о тех планах, которые мы наметили, и, во-вторых, строить настолько быстро, насколько это возможно, насколько позволяют технологии без ущерба качеству. Должен сказать, что мы по всем основным стройкам, реконструкциям вылетных магистралей определили максимальные сроки - 18 месяцев - и стараемся их придерживаться. Вы знаете, что раньше такого рода стройки растягивались на годы и годы.

Самый эффективный транспортный проект для жителей округа - новая линия метро вдоль Мичуринского проспекта в Солнцево и Ново-Переделкино. Это будет самая протяжённая линия метро в городе длиной около 20 км. Мы приняли такое непростое решение, несмотря на то что сам проект очень сложный, тяжёлый и дорогостоящий, понимая значимость этого проекта для жителей Солнцево и Ново-Переделкино. В 2013 году мы открываем участок «Деловой центр» - «Парк Победы», в 2015 году планируем запустить следующий участок - «Парк Победы» - «Раменки», и последний участок - «Раменки» - «Ново-Переделкино» - можно будет открыть в 2017 году. Таким образом, в течение пяти лет метро в шаговой доступности получат порядка 500 тыс. жителей Западного округа.

Помимо Солнцевской ветки, на территории округа идёт реализация ещё двух проектов метростроения. В 2014 году откроется продление Сокольнической линии в Тропарёво и Румянцево. И завершение строительства юго-западного участка, транспортно-пересадочного участка контура намечено на 2017 - 2018 годы. Также есть ещё один проект, который мы активно взяли в реализацию, - реконструкция пригородного железнодорожного сообщения и Малое кольцо железной дороги (это, по сути, наземное метро) - он также важен и для жителей вашего округа.

Железнодорожные ветки, проходящие по территории Западного округа, вошли в стадию реконструкции. На Усовской ветке Смоленского направления уже в 2014 году планируется запуск поездов типа «аэроэкспресс». Они будут ходить в два раза чаще и в полтора раза быстрее, чем сегодняшние электрички. На Киевском направлении железной дороги ОАО «РЖД» уже ведёт реконструкцию платформ и выполняет другие работы, которые позволят запустить скоростные поезда по маршруту Киевский вокзал - Ново-Переделкино. Со своей стороны правительство Москвы запланировало реконструкцию железно¬дорожных переездов в Ново-Переделкино, чтобы исключить возникновение транспортного коллапса после пуска дополнительных поездов. Но, тем не менее, главную работу на этом направлении ещё предстоит сделать. Речь идёт о серьёзной реконструкции пригородного сообщения до Внуково. Это серьёзная работа, которая требует большого финансирования, серьёзных усилий, тем не менее, и этим направлением мы будем заниматься. Буквально не так давно мы договорились об этом и в Министерстве транспорта, и с Российскими железными дорогами.

И наконец, запуск пассажирского движения на Малом кольце железной дороги также внесёт свой вклад в улучшение работы транспортной ситуации. Полагаем, что поездами МКЖД будут активно пользоваться работники «Москва-Сити». Значит, этот новый маршрут переключит часть пассажиропотока с метро и Кутузовского проспекта. В любом случае это, по сути дела, второй дополнительный пересадочный контур, транспортные коммуникации, метро, пригородное железнодорожное сообщение. Буквально сегодня мы рассматривали вопросы строительства транспортно-пересадочных узлов в тех местах, где радиальное направление железной дороги и метро пересекается с Малым кольцом железной дороги. Речь идёт о такой серьёзной инфраструктурной стройке. Тем не менее вся необходимая документация готова, начинается проектирование и строительство тех объектов, которые должны быть синхронизированы с вводом МКЖД.

Теперь - о реконструкции вылетных магист¬ралей и новом дорожном строительстве. На территории Западного округа проходят сразу пять вылетных магистралей, то есть больше, чем в любом другом округе столицы. Кроме того, в Западном округе есть возможность реализовать ряд новых дорожных проектов - построить Северо-Западную хорду и дублёры Кутузовского проспекта.

У этих планов реконструкции, нового строительства есть сторонники и противники. Сторонников намного больше, так как необходимость увеличения пропус¬кной способности московских дорог достаточно очевидна. В своём нынешнем виде дороги не способны обеспечивать нормальное транспортное обслуживание города, нет возможности запустить полноценные выделенные полосы для общественного транспорта. Москвичи теряют в пробках миллионы часов своей жизни. Машины, стоящие в заторах с включёнными двигателями, наносят колоссальный ущерб экологии города. Наконец, многие инвесторы начинают обходить стороной наш город, где невозможно в разумное время проехать из одного конца в другой. Это, конечно, тревожная тенденция, так как через несколько лет мы можем получить очень неприятные последствия инвестиционного спада - снижение лич¬ных доходов людей и сокращение доходов бюджета, а это значит - возможности полноценно реализовать социальные обязательства, взятые городом.

Можно ли решать транспортные проблемы, не строя новых дорог, только за счёт развития метро и пригородного железнодорожного сообщения? Несмотря на то что, конечно, мы в первую очередь все ресурсы направляем на развитие общественного транспорта, дороги развивать всё равно необходимо. Как бы мы ни развивали общественный транспорт, значительная часть людей всё равно будет перемещаться на автомобилях. Граждане не перестают покупать личные авто. Тем не менее мы по всем проектам совершенно открыты для диалога и поиска решений, которые позволят провести реконструкцию, при этом минимально затронув интересы жителей.

Кроме того, сразу же по окончании реконструкции вылетных магистралей будет проведено комплексное благоустройство прилегающих территорий. Планируется отремонтировать фасады зданий, обустроить тротуары, высадить побольше зелёных насаждений. Сразу скажу, что количество зелёных насаждений, которые мы высаживаем как компенсацию взамен тех, которые будут убраны во время строительства, - в 1,5 раза выше, чем сегодня существует.

Я должен вас попросить, чтобы вы заранее с жителями обсудили возможные варианты благоустройства вылетных магистралей после их реконструкции, чтобы максимально полно учесть их интересы и предложения.

По срокам реализации основных дорожных проектов. Реконструкция трассы Рублёвское шоссе - Балаклавский проспект завершается в этом году. Есть ряд работ, которые вошли в следующие этапы. Но основные задачи, стоящие в ходе реконструкции, будут решены уже в этом году - причём, должен сказать, это на год раньше, чем планировалось первоначально. Реконструкцию Можайского шоссе и развязки МКАД планируется завершить в 2014 году. Ленинский проспект, скорее всего, войдёт в реконструкцию в текущем году. Публичные слушания по проекту планировки начинаются на этой неделе. До этого в течение двух месяцев все желающие могли познакомиться с проектом реконструкции и высказать свои предложения в специально открытых для этого общественных центрах. Проект предусматривает появление трёх новых тоннелей, двух эстакад на Ленинском проспекте. Должен сказать, что вначале планировалось четыре эстакады, но по предложению экспертов, жителей, пошли на то, чтобы серьёзно удорожить этот проект и максимально перейти на строительство тоннелей. Поэтому считаю, что на сегодняшний день выработан наиболее оптимальный проект, который позволит сохранить исторический облик Ленинского проспекта и существенно улучшить экологию за счёт уменьшения транспортных заторов.

Также необходимо обсуждать с жителями и будущую реконструкцию Мичуринского проспекта, строительство дублёров Кутузовского проспекта и другие дорожные проекты. Строительство дублёров Кутузовского проспекта, имеются в виду северный и южный, должны быть реализованы с привлечением частных инвесторов. Прежде чем начнутся работы, мы должны быть уверены, что и на этих магистралях выбран оптимальный вариант.

Позвольте несколько слов сказать по другим вопросам, может быть, менее острым, но не менее важным для горожан.

{…}

Теперь несколько слов о благоустройстве и развитии общественного пространства. Западные районы Москвы обладают, конечно, колоссальным рекреационным потенциалом. В 2011 году я впервые побывал в парке культуры и отдыха «Фили», увидел огромное пространство, много зелени, набережную Москвы-реки, такое пространство, которому позавидовал бы, наверное, любой город мира. Но территория была в плачевном состоянии, посетителей было очень мало. Посещаемость составляла примерно 1 тыс. человек в день, что для такой территории, конечно, очень мало.

Мы занимаемся благоустройством парка «Фили» только два года. Сделали меньше половины того, что мы запланировали, но, тем не менее, это место ожило, стало более популярным, и сегодня посещаемость этого парка выросла в три раза. Благоустройство его будет продолжено. В 2013 году в парке появится более качественное освещение, появятся пляж с бассейном, летний кинотеатр, будет больше спорта, аттракционов, возможностей для танцев, велосипедных и пеших прогулок. Вообще я считаю, что «Фили» должен постепенно становиться парком общегородского значения, таким же известным, как Парк Горького и «Сокольники».

Кроме того, правительство Москвы приняло решение о передаче Департаменту культуры 53 парков шаговой доступности, для того чтобы там проводились серьёзные, системные мероприятия, чтобы была там жизнь, а не просто благоустроенные площадки. В том числе речь идёт о пяти парках в Западном округе.

Что касается особо охраняемых природных территорий, то планы благоустройства полностью должны учитывать их специфику. Максимально щадяще всё это должно обустраиваться, никакого избыточного благоустройства там не должно быть. Заранее отвечая на возможные вопросы, скажу, что в Москворецком парке, в Тропарёво, на Воробьёвых горах или в долине реки Сетунь не планируется никакого капитального строительства.

{…}

А. Тамгин: Разрешите? Председатель совета депутатов района Проспект Вернадского Тамгин Александр Васильевич. Уважаемый Сергей Семёнович, вопрос по развитию района. На сегодня в районе осталось 22 пятиэтажки сносимых серий. В это же время ведётся строительство двух 27-этажных домов со сроком сдачи в конце этого года. Конечно, этого мало, для того чтобы уложиться в выполнение программы сноса и переселения 2015 года. Вопрос: будет ли продолжена программа строительства муниципального жилья в районе? Спасибо.

С. Собянин: Александр Васильевич, для нас это, конечно, непростой вопрос был, потому что большая часть сноса пятиэтажек основывалась на инвестиционных контрактах. Но в силу разных причин, в том числе из-за экономической ситуации, и то, что это на самом деле остались уже наиболее сложные объекты и районы, многие инвесторы просто ушли из этих строек. Тем не менее мы все обязательства, принятые городом, выполним, в том числе по тому району, о котором вы говорите. До конца 2015 года постараемся переселить всех граждан из этих домов, о которых вы говорите. Будем активно там продолжать строительство и закончим программу. Спасибо.

{…}

Л. Гущенко: Гущенко Людмила Владимировна, район Дорогомилово, депутат муниципального собрания. Дорогомиловский рынок посещают не только жители Дорогомилово, но и жители города Москвы. В нашем районе будет реконструкция Дорогомиловского рынка. Это беспокоит очень сильно жителей. В связи с тем что нет перспективного плана реконструкции рынка, нет проекта планировки рынка, это вызывает озабоченность жителей. Жители хотели бы знать, что будет построено на этой территории, как будет решаться транспортная проблема Платовской улицы. Уже сейчас полностью использована транспортная ёмкость данной улицы, равно как и всего района Дорогомилово. Поэтому жители хотели бы получить ответы на эти вопросы.

С. Собянин: Людмила Владимировна, вы знаете, этот рынок, с одной стороны, пользуется популярностью у жителей, но, с другой стороны, находится в очень неприглядном состоянии. Мы большинство вещевых рынков такого рода вообще закрыли в городе. Так как сегодня этот рынок считается в основном продовольственным рынком, он, во-первых, оставлен, а во-вторых, вместе с владельцами рынка разработан градостроительный план земельного участка, на котором предполагается обустройство в капитальном исполнении рынка с одной стороны. С другой стороны - сохранение небольшого сквера, который рядом, его обустройство. С подробным планом можно в префектуре ознакомиться. Я прошу Алексея Олеговича (А.О. Александров - префект ЗАО Москвы) довести до жителей все планы, которые есть.

Л. Гущенко: А транспортная проблема?

С. Собянин: Мы предполагаем, что при реконструкции будут сделаны дополнительные парковочные места для машин, чтобы они не стояли на проезжей части, что, конечно, улучшит ситуацию на дороге.

Пожалуйста, ещё добавьте, Марат Шакирзянович (М.Ш. Хуснуллин - заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства), по этому поводу.

М. Хуснуллин: Хочу сказать, что разработана территориальная схема вообще на эту зону, и в общей сложности благодаря разработке территориальной схемы там сокращено инвестпроектов на 250 тыс. кв. м. То есть мы, чтобы не ухудшать транспортную ситуацию в рамках территориальной схемы, сократили ранее принятые решения.

С. Собянин: Строительство нового рынка, на мой взгляд, не ухудшит, а улучшит ситуацию. Что сейчас там происходит - хуже не придумаешь. Спасибо. Пожалуйста, коллеги, ещё вопросы.

М. Кабанова: Можно?

С. Собянин: Да, пожалуйста.

М. Кабанова: Кабанова Марина Евгеньевна, муниципальный округ Крылатское. Уважаемый Сергей Семёнович, в последнее время средства массовой информации очень активно обсуждают вопрос создания народных парков и пешеходных зон. Наш район Крылатское - это район массовой застройки, современный, красивый, зелёный, чистый, но... домов и машин много. И наши депутаты, и активная общественность постоянно выдвигают инициативы по дальнейшему благоустройству и развитию нашего района. В связи с этим скажите, пожалуйста, планируется ли в Крылатском создание пешеходной зоны и будет ли у нас народный парк. Спасибо.

С. Собянин: Марина Евгеньевна, помимо тех парков, которые мы взяли в реконструкцию, их около 100 (половину из них мы реконструировали за прошедшие два сезона, значительную часть делаем в этом году), мы попросили жителей, общественность дать нам предложения по созданию новых, так называемых народных парков, которые и парками-то никогда не были. Это заброшенные территории, необустроенные, неблагоустроенные, за которыми никто не ухаживает. Таких предложений набралась не одна сотня. Несколько десятков таких народных парков мы уже обустроим в этом году - с помощью инвесторов, с помощью бюджета, с вашей помощью. Будем обязательно заниматься. Такие проекты есть и в Крылатском, они уже включены в программу этого года - и пешеходная зона, и народный парк. Спасибо.

Да, пожалуйста.

Д. Салов: Добрый вечер, Сергей Семёнович! Салов Дмитрий, район Ново-Переделкино, один из самых удалённых районов от центра Москвы, расположен за МКАД, 115 тыс. жителей населяет наш район. Вы в своём докладе упомянули о строительстве дорожного путепровода. Жителей уже в течение последних 15 лет очень волнует этот вопрос. Они практически готовы уже выйти на рельсы железной дороги Киевского направления. Стараемся успокоить, поддержать как-то. Скажите, пожалуйста, когда начнётся строительство данного путепровода?

С. Собянин: Дмитрий Олегович, на рельсы не надо выходить. Мы буквально две недели тому назад, даже меньше, подписали соглашение с Российскими железными дорогами о строительстве ряда путепроводов первоочередных, в том числе по тому путепроводу, о котором Вы говорите. Начало его строительства включено в Адресную программу этого года. Так что он будет сделан. Спасибо.

Да, пожалуйста.

М. Ивлева: Добрый день, Сергей Семёнович! Ивлева Марина Фёдоровна, депутат муниципального округа Раменки. В продолжение темы, может быть, парков. В прошлом году наши жители не без Вашей поддержки одержали очень важную победу. Мы спасли от застройки прекрасное и чудесное место, часть территории природного комплекса - парк (проектный) на новой территории МГУ, в народе он любовно называется «Раменский парк». Большое спасибо, огромное, за поддержку. Градостроительно-земельная комиссия приняла решение о предоставлении застройщику нового участка. Мы очень этому рады, но всё равно опасаемся, не найдётся ли новый, так скажем, инвестор с большим кошельком, который захочет застроить эту территорию. Тем более, к сожалению, в градостроительную документацию, Генплан, проект правил землепользования и застройки был внесён ряд изменений в части статуса этой территории, которые позволяют это сделать. Нас это очень беспокоит, поэтому такой вопрос: как рассматривает дальше правительство Москвы направления развития этой территории? Рассматривается ли именно развитие природно-рекреационной зоны? Есть ещё другое опасение. Был разработан проект благоустройства территории речки Раменки от проспекта Вернадского до впадения в Сетунь. Наш парк вошёл в этот проект, но, к сожалению, он по непонятным причинам положен на полку. Поэтому мы очень волнуемся и ждём от Вас ответа.

С. Собянин: Марина Фёдоровна, мы ничего там строить не собираемся, так что можете быть спокойными. А что касается инвестконтракта в целом, мы за последние два года расторгли контрактов на общую площадь около 11 млн кв. м. Это как раз те объекты, которые находились в непосредственной близости от других жилых домов, точечная застройка в центре города, проекты, которые явно перегружали транспортную систему, находились на границе или непосредственно на особо охраняемых территориях и так далее. Так что мы эту практику будем продолжать, застраивать таким образом, чтобы это было в первую очередь направлено на удовлетворение нужд самих горожан, москвичей, а во вторую уже - интересов инвесторов. Поэтому на территории так называемого Раменского парка точно ничего строиться не будет. Спасибо.

Другие материалы по теме