timelapse

Генплан отправят на переработку

Темы в материале

Карима Нигматулина представила градостроительную модель развития Москвы.

На форуме недвижимости RREF, который завершился в минувшее воскресенье в Центральном доме художника, исполняющая обязанности руководителя ГУП НИиПИ Генплана столицы Карима Нигматулина представила новую модель развития города. По ее словам, Москва, несмотря на плотную застройку и транспортные проблемы, обладает огромным потенциалом. Превратить ее из устаревшего неудобного города в современный мегаполис, где будет комфортно жить, - задача властей на ближайшие годы.

Карима Нигматулина выделила несколько основных направлений развития Москвы на ближайшие годы – реорганизация промзон, обновление исторического центра, решение транспортных проблем. В ближайшем будущем их детально пропишут в обновленном Генеральном плане. Действующий Генплан был разработан в мае 2010 года и предполагал к имеющимся 400 млн кв. метров недвижимости построить еще 200 млн кв. метров. При этом показатели прироста населения и автомобилей, на основе которых он разрабатывался, были спрогнозированы неверно. Кроме того, в прошлом году к Москве была присоединена огромная территория, и для нее нужно также разрабатывать генплан.

«Необходимо рассматривать не географическую территорию города, а исходить из более укрупненных масштабов агломерации. Реально город Москва уже шире, чем его границы. Поэтому при дальнейшем планировании мы будем рассматривать развитие именно реального города», – заявила Карима Нигматулина.

Урбанисты, принимавшие участие в международном конкурсе на проект развития Московской агломерации, почти единогласно советовали идти по пути создания полицентрической модели города. Госпожа Нигматулина обратила внимание на то, что для Москвы сегодня характерны маятниковая миграция и центробежные транспортные потоки. Люди проживают в спальных районах, а работают в центре города. Поэтому транспортная инфраструктура всегда перегружена в одном направлении, а в обратном пустует.

«Мы должны начать разворачивать векторы в другую сторону, создавая условия для вывода рабочих мест из центра города», – считает председатель Комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов. По его информации, в центре Москвы живет 730 тыс. человек, а работает более 2,5 миллиона. Эта диспропорция приводит к ежедневной транспортной проблеме.

Одной из основных задач Карима Нигматулина считает стабилизацию застройки и реновацию исторического центра: «ЦАО – это наше культурное богатство, которое необходимо сохранить. Потенциал обновления ветхого фонда составляет более миллиона квадратных метров. Приоритет будет отдан гостиницам и жилому фонду». «Москва – город не менее интересный, чем Париж, но количество туристов у нас в 10 раз ниже, – заявила госпожа Нигматулина. – Поэтому развитие гостиничных комплексов будет поддерживаться московским правительством». По ее мнению, чемпионат мира по футболу, который пройдет в Москве в 2018 году, поможет в создании гостиничного комплекса, а также крупных объектов для спорта. Уже утверждена программа строительства в центральной части города 6 млн кв. метров гостиниц.

Еще одно направление, которое станет флагманом развития города, – это создание мультимодальной транспортной системы. По словам руководителя департамента строительства Москвы Андрея Бочкарёва, около 70% Адресной инвестиционной программы (АИП) сегодня приходится на транспортные задачи. Во главе угла – строительство метро. До конца 2020 года планируется построить 150 км новых линий. В Москве также запланировано строительство 255 транспортно-пересадочных узлов. По словам главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, это больше 3,5 млн кв. метров недвижимости. Большая работа ведется по развитию железнодорожного транспорта. В 2015 году планируется запустить движение пассажирских поездов на Малом кольце Московской железной дороги. «Общественный транспорт необходимо развивать вместе с улично-дорожной сетью. Довольно большие объемы строительства локальных дорог, запланированные на ближайшие три года, нашли отражение в АИП», – рассказала Карима Нигматулина.

За два последних года в столице уже построено около 80 км дорог, 50 пешеходных переходов и больше 40 эстакад, мостов и тоннелей. Всего в ближайшие несколько лет планируется реконструировать более 350 км дорог, организовать движение общественного транспорта по выделенным полосам протяженностью более 400 км, а также обустроить 745 заездных карманов.

Отдельная программа – развитие промзон, которые занимают в Москве около 7 тыс. гектаров. При правильном планировании эти территории могут стать настоящим спасением для города. Для каждой из них разработают свой вариант реорганизации. «Нашим институтом уже подготовлен проект планировки территории ЗИЛа, где построят 4,6 млн кв. метров недвижимости. Этот проект рассматривается как часть полицентрического развития города, количество рабочих мест и жилья здесь будет сбалансированно», – рассказала Карима Нигматулина.

В новой Москве на данный момент запланированы 12 точек развития, которые станут административно-деловыми, медицинскими, образовательными, транспортными кластерами. «Сейчас разрабатывается территориальная схема Троицкого и Новомосковского округов, которая ляжет в основу Генплана и станет базой для развития этого района города, – заявила госпожа Нигматулина, – потом появится новый Генплан старой Москвы, который будет разработан по новым методикам с использованием мастер-планирования».