Ключевой элемент
Темы в материале:
Мосинжпроект – 64 года работы на благо столицы.
Группа компаний «Мосинжпроект» – одна из ключевых организаций, вносящих существенный вклад в градостроительное развитие российской столицы. Холдинг включен в Перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере строительства и ЖКХ. Об истории предприятия, вехах развития и проектах, а также основных направлениях работы – в нашем материале.
История создания
История «Мосинжпроекта» берет начало более полувека назад. В конце 1950-х годов в столице стартовала массовая застройка новых территорий, поэтому появилась необходимость в организации, способной выполнять комплексное проектирование для строительства инженерных сооружений и создания сети подземных коммуникаций.
После объединения в единый центр подразделений Главмосстроя – институтов «Мосподземпроект» и «Дормостпроект» – решением исполкома Моссовета от 28 октября 1958 года был создан Институт по изысканиям и проектированию инженерных сооружений «Мосинжпроект».
С момента основания предприятие ориентировалось на проекты подземного строительства. Сначала это были инженерные коммуникации: тепло-, электро- и газопроводы, канализационные сети. Но за 64 года холдинг наработал бесценный опыт в самых разных направлениях строительства и теперь является участником ключевых градостроительных программ столицы.
Ключевые проекты последнего десятилетия
Портфолио сложных и уникальных проектов «Мосинжпроекта» разнообразно. Это и станции метро, и магистрали города, и гражданские объекты, и застройка крупных территорий столицы.
В 2011 году Группа компаний стала генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства новых линий и станций московского метро, отвечающим за проектирование, закупку и комплексную поставку оборудования, а также само строительство. Также специалисты холдинга заняты развитием сети транспортно-пересадочных узлов Москвы.
Одним из главных строящихся объектов последних лет, безусловно, стала Большая кольцевая линия метро. Ее длина превысит 70 км, здесь появится 31 станция, 22 из которых уже запущены для пассажиров. БКЛ станет самой протяженной кольцевой линией метро в мире.
Кроме того, холдинг принимает участие в создании новых радиальных линий подземки – Троицкой, Бирюлёвской, Рублёво-Архангельской, а также в продлении существующих – Солнцевской, Люблинско-Дмитровской, Арбатско-Покровской.
Еще одним важнейшим для города событием стало возобновление проекта строительства станции «Суворовская» на функционирующей с 1950-х годов Кольцевой линии метро. С нее пассажиры смогут перейти на станцию «Достоевская» Люблинско-Дмитровской ветки.
![]()
Галерея: Проект планировки станции «Суворовская» Кольцевой линии метро. Источник: Москомархитектура
«Строительство станции необходимо для снижения загрузки городского наземного транспорта и улучшения транспортного обслуживания населения. Сейчас салатовая линия – единственный диаметр, не имеющий двух пересадок на Кольцевую линию», – заявил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Помимо этого, Группа компаний строит главные дорожные объекты, которые станут основой нового транспортного каркаса Москвы. Среди них – ряд южных участков московского скоростного диаметра, а также отрезки Южной рокады.
«Мосинжпроект» развивает улично-дорожную сеть в административно-деловом центре «Коммунарка» и обеспечивает дорогами жилую застройку в бывшей промзоне «ЗИЛ» на юге столицы.
Масштабные и уже функционирующие объекты в сфере гражданского строительства – уникальный по внешней и внутренней архитектуре Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой в «Лужниках», реконструированная Большая спортивная арена «Лужники», точка притяжения горожан – ландшафтный парк с объектами инфраструктуры «Зарядье», инфекционный госпиталь «Вороновское», созданный в рекордные сроки после начала пандемии коронавируса, и др.
Особого внимания заслуживает проект Национального космического центра (НКЦ). Группа компаний «Мосинжпроект» реализует его в интересах Правительства Москвы и Госкорпорации «Роскосмос». Он станет одним из крупнейших в мире среди аналогичных объектов. Общая площадь комплекса зданий НКЦ превысит 250 тыс.кв. метров. Все сооружения – высотная и низкоэтажная части, а также конгрессно деловой центр – будут соединены пешеходной галереей.
Строительство центра ведется с применением современных технологий и материалов. 288-метровая башня возводится с помощью системы самоподъемной гидравлической опалубки, когда необходимое для выполнения бетонирования оборудование размещено на единой платформе.
В качестве материала применяется самоуплотняющаяся бетонная смесь, затвердевание которой происходит быстрее обычной за счет специально подобранного состава. При монолитных работах используются специальные пистолеты для вязания арматуры.
ГК «Мосинжпроект» также выполняет функции оператора развития территории трех крупных градостроительных проектов столицы. Это высвобождаемая территория Центра им. М.В. Хруничева, административно-деловой центр в Коммунарке и Мнёвниковская пойма.
На высвобождаемой территории Центра имени М.В. Хруничева на площади около 95 га появятся жилые, общественно-деловые объекты и научно-производственный кластер, ключевым объектом которого станет НКЦ.
Административно-деловой центр «Коммунарка» – одна из наиболее динамичных точек роста в Новой Москве. На площади 469 га планируется возвести 7,2 млн кв. метров жилых, социальных и культурных объектов.
Общая площадь территории развития Мнёвниковской поймы составляет порядка 350 га. Здесь формируется в том числе крупный спортивно-рекреационный кластер. Концепцией предусмотрено, что парки, благоустроенные площадки для отдыха и набережные займут свыше 120 га.
Группа компаний обладает компетенциями в формировании новых городских районов под ключ с полным циклом возведения инженерных, транспортных и гражданских объектов любой сложности. И эти возможности все чаще востребованы регионами.
Региональное направление
Опыт работы над столичными инфраструктурными проектами позволяет холдингу предложить другим регионам России свои услуги по развитию городских агломераций.
Так, в прошлом году «Мосинжпроект» и администрация Екатеринбурга заключили соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в сфере комплексного развития города с интеграцией мультимодальной транспортной инфраструктуры.
Региональное сотрудничество холдинга развивается. Сейчас обсуждается ряд проектов в Ленинградской, Мурманской и Волгоградской областях, в двух последних речь идет о комплексном развитии территорий с созданием новых городских общественных пространств.
Более того, головная проектная организация холдинга – Институт «Мосинжпроект» был выбран частным заказчиком в качестве генерального проектировщика общественного пространства «Притяжение» в Магнитогорске Челябинской области. В июле состоялось торжественное открытие первой очереди паркового комплекса – центральной входной группы с бульваром, информационного центра, фудмолла, детской площадки и роллер-парка. Ведется проектирование объектов второй очереди.
Приоритеты развития
В своей работе «Мосинжпроект» ориентируется на принципы устойчивого развития, а также на автоматизацию производственных процессов с акцентом на внедрение инновационных решений. В условиях быстро меняющейся экономической ситуации, чтобы быть конкурентоспособными, промышленным предприятиям важно эффективно функционировать и развиваться в соответствии с современными требованиями.
Так, в холдинге был создан Комитет по техническому развитию, который занимается внедрением инновационных технологий, в том числе способствующих сокращению сроков реализации градостроительных проектов.
Он формирует среду для эффективного осуществления таких важных для города объектов, как перспективные линии метро, крупные дорожные и гражданские сооружения.
Политика компании также направлена на внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ).
Продолжается процесс внедрения собственных разработок и переход на отечественное программное обеспечение.
Кроме того, в «Мосинжпроекте» внедрена и применяется интегрированная система менеджмента, соответствующая требованиям международных стандартов. Она призвана улучшить результаты деятельности Группы компаний и обеспечить устойчивое развитие.
Награды и признание
«Мосинжпроект» занимает самую высокую позицию среди компаний, занимающихся инжинирингом и промышленно-инфраструктурным строительством в рейтинге «Эксперт-400».
ГК лидирует среди российских инжиниринговых компаний по объему реализованной продукции в рейтинге RAEX-600 и держит лидерство в секторе «Строительство инфраструктуры» рейтинга крупнейших компаний России – РБК 500.
В 2022 году «Мосинжпроект» получил две награды конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства», проводимого ежегодно Правительством Москвы.
Так, участок БКЛ метро с десятью станциями от «Терехово» до «Каховской» признан «Лучшим реализованным проектом строительства объектов метрополитена и железнодорожного транспорта» и стал победителем общегородского народного голосования.
Многофункциональный комплекс электродепо «Сокол» отмечен специальным призом жюри «За вклад в развитие современной транспортной системы города».
Холдинг стал лауреатом XXVI Всероссийского конкурса на лучшую строительную организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии за 2021 год и удостоен диплома «Элита строительного комплекса России».
Сотрудники холдинга были признаны победителями двух профессиональных конкурсов, организованных Тоннельной ассоциацией России (ТАР), прошли в финал архитектурного конкурса для молодых специалистов «Экосистема города», стали лауреатами городского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера».
Кроме того, Группа компаний подтвердила статус ТИМ-лидера. Наградой были также отмечены экологические инициативы холдинга – «Мосинжпроект» стал лауреатом программы «Лучшие ESG проекты России».
«По всем направлениям нашей деятельности мы постоянно получаем подтверждения успешного развития компании как от экспертного и профессионального сообщества, так и от жителей города», – сказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Создавая будущее
За свою долгую историю «Мосинжпроект» участвовал в реализации многочисленных проектов, которые стали незаменимыми в жизни горожан. В период до 2010 года – это Третье транспортное кольцо, Волоколамское, Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское и другие шоссе, различные путепроводы, тоннели и эстакады, без которых невозможно представить современную Москву.
Уже в начальный период деятельности компании специалисты ГК «Мосинжпроект» участвовали в работе над объектами гражданского строительства. Создавались проекты реконструкции столичных вокзалов и площадей, объектов для Олимпийских игр 1980 года. Холдинг также принимал участие в проектировании торгового комплекса «Охотный Ряд» и реконструкции Манежной площади.
Более того, сотрудники «Мосинжпроекта» разработали комплексную схему электроснабжения в пределах Садового кольца, проекты электроснабжения ряда жилых районов, крупных городских гражданских объектов и автомобильных магистралей.
История «Мосинжпроекта» тесно связана с историей столицы. Вклад холдинга в градостроительное развитие Москвы неоценим, а уже построенные и перспективные объекты группы компаний будут служить горожанам на протяжении многих десятилетий.



