Российская столица опередила Токио, Мадрид, Рим, Дубай, Сингапур, Барселону и другие мегаполисы. Эксперты особо оценили инфраструктуру, культурные площадки и достопримечательности Москвы. Какие еще показатели учитывались при составлении рейтинга – узнайте в нашем материале.
Российская столица вышла в топ благодаря первому месту в категории «Продукт». По словам авторов рейтинга, успеха в этой метрике достичь сложнее всего. К примеру, Парижу досталось только третье место. Оценивалась «начинка» Москвы – ключевые учреждения, достопримечательности и инфраструктура. Именно они формируют идентичность, качество условий для жизни и репутацию города.
В «Продукт» также входит подкатегория «Музеи». Если вас интересует вклад России в мировую культуру, то обязательными к посещению будут Третьяковская галерея и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Среди других важных культурных локаций – Музей советских игровых автоматов и Музей космонавтики на Аллее Космонавтов ВДНХ, где хранится около 85 тысяч экспонатов на тему космоса, в том числе чучела советских собак-космонавтов Белки и Стрелки и их катапультируемый контейнер. Познакомившись с историей, можно переходить к современному искусству – Музею «Гараж» в Парке Горького.
В подкатегории «Транспортная доступность аэропортов» Москва поднялась на одну строку по сравнению с предыдущим годом благодаря активному развитию инфраструктуры. Пассажиры могут добраться из аэропорта с помощью уже привычного и удобного «Аэроэкспресса», рейсовых автобусов от станций метро, маршрутного такси и электропоездов.
Также ведется строительство станции метро «Внуково» Калининско-Солнцевской линии – она станет первой станцией подземки при аэропорте в России.
Не отстает Москва и в строительстве спортивных объектов: мир все еще под впечатлением от грандиозной Большой спортивной арены в Лужниках площадью 221 тыс. кв. метров, где проходили самые ответственные матчи во время Чемпионата по футболу 2018 года.
На территории комплекса также планируется возвести Дворец единоборств – трехэтажное здание с зеркальным потолком с оптическим эффектом, который позволит наблюдать за занятиями даже с улицы.
Среди других примечательных спортивных объектов – Дворец гимнастики Ирины Винер‑Усмановой, признанный лучшим проектом культуры и спорта на MIPIM Awards в Париже, квартал «Парк Легенд» на территории бывшего завода им. Лихачёва (ЗИЛ) и спорткомплекс на Воробьёвых горах.
Что касается строительства метро, то в этом российской столице нет равных среди мегаполисов мира. В ближайшие три года в Москве планируется ввести 25 станций метро, активно строится Большая кольцевая линия (БКЛ), которая свяжет другие линии метро, Московское центральное кольцо, Московские центральные диаметры и железные дороги. Длина БКЛ составит 70 км – таким образом, она может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – вторую кольцевую Пекинского метро длиной 57 км. К слову, в рейтинге The World‘s 100 Best Cities столица Китайской Народной Республики заняла 26-е место.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Помимо этого, Москва вошла в топ-3 мегаполисов в категории «Место» (качество городской среды и безопасность). Успех в ней во многом объясняется амбициозной программой комплексного благоустройства «Моя улица», стартовавшей еще в 2015 году. Ее главными целями стали реконструкция уличной сети и создание благоприятной среды для горожан. В основе проекта лежит концепция «пешеходного центра»: сокращение пространства для автомобилей, реорганизация набережных, озеленение городских пространств. В столице создали новый стандарт качества городской среды, который предполагает организацию современных общественных пространств и инфраструктуры в любом районе города.
Среди других важных параметров в категории «Место»: климат, безопасность, достопримечательности и памятники, природа и парки, а также новая подкатегория, обусловленная всемирной пандемией – количество инфицированных COVID-19.
Москва также улучшила свои позиции в категории «Люди», заняв второе место в мире по числу жителей с высшим образованием и процентному соотношению резидентов иностранного происхождения. В этой категории столица снискала особый успех, за год продвинувшись с 143-й на 12-ю строчку.
При составлении рейтинга учитываются не только статистические данные, но и образ городов в глазах пользователей социальных сетей. Москва второй год подряд входит в топ-5 мегаполисов, которые наиболее часто упоминаются при помощи хештегов в сети «Инстаграм».
Рейтинг The World‘s 100 Best Cities составляется с 2016 года компанией Resonance Consultancy — одной из ведущих мировых консалтинговых компаний в области недвижимости и экономического развития. Эксперты анализируют города-миллионники с точки зрения их привлекательности для туризма, проживания и ведения бизнеса.
Как развивается московское метро
Все о редевелопменте промзон