timelapse

Метро большого города

Темы в материале

Комфортное передвижение по мегаполису, что уже для всех вполне очевидно, способен обеспечить только общественный транспорт. Доступность главного его вида – метрополитена – через три года составит 93%, то есть у 9 из 10 горожан станция подземки будет в шаговой доступности.

Комфортное передвижение по мегаполису, что уже для всех вполне очевидно, способен обеспечить только общественный транспорт. Доступность главного его вида – метрополитена – через три года составит 93%, то есть у 9 из 10 горожан станция подземки будет в шаговой доступности.

Программа «Метро 2020» кардинально изменит транспортное поведение москвичей и существенно повлияет на городскую среду. Метро в российской столице возводят беспрецедентными темпами и объемами, но строители готовы ставить рекорды каждый год.

Новая городская политика, принятая почти 7 лет назад, помимо всего прочего, направлена на снижение загруженности автомобильных дорог и повышение привлекательности общественного транспорта.

Реконструированные вылетные магистрали получили по возможности выделенные полосы для движения автобусов и троллейбусов, для пассажирского движения модернизировано Малое кольцо Московской железной дороги, но основные ресурсы все же направлены на расширение сети метрополитена.

«С одной стороны, метро является предметом гордости москвичей, с другой – оно совершенно не соответствует современному развитию города, является одним из самых перегруженных в мире и приходит не во все районы», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин сразу после вступления в должность.

Инициированная мэром масштабная программа «Метро 2020» предусматривает строительство не менее 160 км путей и 70 станций. Подземка протянется в те районы города, где ее давно ждут, и даже туда, где еще несколько лет назад ее даже не предполагали – в Новую Москву.

Метрополитен вдохнет новую жизнь в депрессивные территории бывших промзон и кардинально изменит маршруты пассажиров.

Результаты и перспективы

«Метро – наша самая приоритетная стройка из всех транспортных. Это основной общественный транспорт столицы, самый быстрый, удобный и безопасный, к нему привыкли все москвичи и гости столицы», – сказал заместитель столичного мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Масштаб строительства метро действительно впечатляет: ежегодно в Москве вводят километровые участки, а темпы строительства продолжают увеличиваться. Так, за последние 7 лет построено 67 км новых линий и открыто 33 станции. Рекордным стал прошлый год: тогда с учетом запуска пассажирского движения на Московском центральном кольце, которое стало неотъемлемой частью метрополитена, в городе ввели более 70 км линий. Столько в мире строят разве что в Пекине, где рекордный показатель – 80 км рельсового транспорта в год.

Тем не менее московские метростроители не намерены останавливаться на достигнутом и готовятся уже в этом году побить свой рекорд: планируется завершить строительство 19 станций метро, 42 км линий и двух электродепо.

К строительству Московского метрополитена привлечены все специализированные отечественные компании и из других стран СНГ. «Сейчас метро строят 35–37 тысяч строителей. Все, что запланировано, мы построим», – уверен Марат Хуснуллин.

Московский метрострой – один из самых технологичных в мире. Здесь используются современное оборудование и уникальные инженерные решения. «Сейчас задействовано свыше двух десятков тоннелепроходческих комплексов, в том числе уникальный для московского метростроя 10-метровый щит. Потребность в новых ТПМК сохраняется, и их количество будет расти», – сказал руководитель Департамента строительства Андрей Бочкарёв. 

Так, в ближайшей перспективе в Москве появятся тоннелепроходческие щиты китайской компании CRCC, которая выиграла конкурс не возведение юго-западного участка Третьего пересадочного контура. Впервые в истории московского метро строительные работы будут вести специалисты из дальнего зарубежья. 

«Китайские специалисты построят три станции метро – «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского», плюс тоннельные перегоны длиной 3,6 км», – пояснил Марат Хуснуллин.

Это уже не первый случай, когда московское метростроение привлекает иностранных специалистов: ранее в проектировании станций программы «Метро 2020» принимали участие специалисты испанской компании Bustren.

Остальные нам завидуют

На старте программы «Метро 2020» ни одной станции подземки в шаговой доступности (то есть на расстоянии не более одного километра) не было почти у пятой части жителей города в его старых границах. Людям приходится пользоваться дополнительным транспортом, терять время в пробках и переплачивать за проезд, чтобы добраться до пункта назначения.
Совсем скоро долгожданные станции получат жители таких отдаленных районов, как Солнцево, Ховрино, Дегунино, Косино и Некрасовка. Метро уже дотянулось до Зябликова, Братеева, Новокосина, Жулебина и т. д. Пассажиропоток новых станций достигает нескольких сотен тысяч человек в сутки.

Появляясь в новых районах, метро придает серьезный импульс развитию этих территорий, в том числе их более активному вовлечению в городскую экономику. «Цены на недвижимость, безусловно, растут, – отметила консультант департамента оценки жилой недвижимости консалтинговой группы «Апхилл» Екатерина Кургина. – Причем поэтапно: после утверждения проекта строительства недвижимость, как правило, дорожает на 5–10%, а за несколько месяцев до открытия еще на 15%».

Одним из знаковых событий для города стало открытие станции «Саларьево» Сокольнической линии. Во-первых, она в московской подземке юбилейная, 200-я. Во-вторых, «Саларьево» и соседняя станция «Румянцево» стали первыми станциями на присоединенных территориях.

«Проект «Новая Москва» стартовал позже проекта «Большой Париж», но уже добился лучших результатов: пока мы проектируем новые станции метро и выходим на строительные площадки, вы их уже достраиваете и открываете для пассажиров, – отметил экс-министр по вопросам городского развития «Большого Парижа» Морис Леруа. – «Большая Москва» давно обогнала «Большой Париж» по темпам развития».

Сократить инфраструктурный разрыв между исторической частью города и новой Москвой – одна из важнейших задач, поставленных мэром Сергеем Собяниным. До конца года планируется завершить строительство второй ветки, которая придет на присоединенные территории, – Калининско-Солнцевской. Кроме того, проектируется линия от ТПК в поселок Коммунарка, где планируется создать новый деловой район по аналогии с «Москва-Сити». Туда же продлят и Сокольническую ветку. «Всего к 2035 году на присоединенных территориях проложат 45 км линий метро», – уточнил руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

Новые кольца столицы

Ключевым направлением программы «Метро 2020» является мегапроект по созданию еще одного кольца – Третьего пересадочного контура (ТПК), который позволит разгрузить уже существующие пересадочные станции, оптимизировать трафик и сделать передвижение по городу еще быстрее. 

На новой кольцевой линии протяженностью 68 км появятся 31 станция, 17 пересадок на радиальные ветки метро, семь – на радиальные направления железных дорог, два – на МЦК (еще на двух станциях появятся пешеходные маршруты до платформ МЦК).

ТПК и МЦК дополнят друг друга – кольца образуют своего рода восьмерку на карте Москвы. Трассировка ТПК смещена на юг относительно действующей Кольцевой линии метро, в то время как МЦК проходит севернее. В зоне влияния новых колец находится порядка 22 000 га (20% от территории «старой» Москвы), которые, по замыслу городских властей, получат толчок к развитию. Вдоль ТПК расположено много домов, попавших в программу реновации, а МЦК частично пролегает через заброшенные промышленные зоны.

Важной частью проекта интеграции второго кольца метро в единую транспортную систему Московской агломерации станут транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). «Благодаря транспортно-пересадочным узлам поездки будут короче и комфортнее при любой погоде. Транспортный хаб – это комплекс с оптимальным маршрутом для смены одного вида транспорта на другой (личный автомобиль, автобусы, метро, железная дорога и т. п.) и разнообразным набором сопутствующих услуг (магазины, банки, центры оказания государственных услуг и т. п.)», – объяснил первый заместитель генерального директора по девелопменту инжинирингового холдинга «Мосинжпроект» Альберт Суниев. 

Уже завершается строительство первого участка Третьего пересадочного контура, состоящего из пяти станций. Маршрут от «Петровского парка» до «Делового центра» откроется для пассажиров до конца года, заявил мэр Сергей Собянин. Остальные участки тоже в работе: где-то завершается проектирование, на ряде участков строители приступили к возведению котлованов, на северо-восточной дуге уже проложены первые тоннели. «Сегодня в активной фазе строительства находятся около 25 км ТПК», – уточнил руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарёв. 

Существенные успехи метростроителей позволяют московским властям с уверенностью смотреть в далекое будущее. Уже понятно, что программа развития метрополитена не ограничится 2020 годом. 

В рамках утвержденной правительством Москвы новой Адресной инвестиционной программы уже заложено продолжение финансирования проектирования и строительства дополнительных линий метрополитена и депо после 2020 года.

Как сообщил заместитель мэра Марат Хуснуллин, «в целях оценки дальнейшего развития метрополитена, особенно на присоединенных территориях, мы приступаем к осуществлению разработки градостроительной документации и технико-экономических обоснований по следующим направлениям: станции «Рассказовка» – «Внуково», «Столбово» – «Десна», «Десна» – «Троицк», «Деловой центр» – «Рублево-Архангельское», «Дмитровское шоссе» – «Северное». 

По его словам, протяженность этих участков, на которых планируется разместить 18 станций, составляет 43,3 км. Построены они будут уже после 2021 года.

Дмитрий Гвоздиков