Пересадки в метро: почему им дают одинаковые названия и есть ли исключения
Темы в материале:
Метро Москвы – это большой постоянно развивающийся «организм». Особенно его рост заметен в последние годы, когда стали строиться Большая кольцевая линия (БКЛ) и новые радиальные ветки. На многих новых станциях создаются пересадки на уже действующие. При этом возникает закономерный вопрос: а как назвать их, чтобы пассажиры не запутались и не заблудились? Чаще всего станции получают одинаковые названия. Почему? Давайте разбираться вместе.
Об одинаковых наименованиях пересадочных узлов метро
На карте метро есть станции с одинаковыми названиями – они являются пересадочными. Решение давать таким узлам московской подземки единое наименование было принято в 2017 году.
Такое требование для пересадочных станций внесли в Закон «О наименовании территориальных единиц, улиц, станций метрополитена города Москвы» по инициативе столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Так, пассажиры получили одноименные станции «Мичуринский проспект» Солнцевской линии и БКЛ, «Проспект Вернадского» Сокольнической ветки и Большого кольца.
Основные цели закона «О наименовании территориальных единиц, улиц, станций метрополитена города Москвы»:
- пространственно-ориентирующая функция;
- обеспечение единого и стабильного порядка присвоения наименований станциям столичного метро.
Главное преимущество этого подхода для станций, которые образуют единый пересадочный узел, – улучшение ориентации пассажиров наземного и внеуличного транспорта, а также облегчение визуализации карты метро и ее восприятия, ведь в таком случае не возникает путаницы между названиями.
Принятое правительством решение было необходимо в условиях современного ритма жизни горожан. Оно значительно сокращает время и облегчает ориентирование пассажиров в постоянно растущем количестве новых станций, большинство из которых образуют в том числе пересадочные узлы с наземным и ж/д транспортом, следующим строго по расписанию.
Кроме того, благодаря присвоению одинаковых наименований пересадочным станциям выполняется требование краткости и запоминаемости названий, предъявляемое этим законом.
Почему эта практика не была закреплена законодательно до 2017 года? Ведь и раньше встречались одноименные названия пересадочных станций – например, «Парк культуры» Сокольнической и Кольцевой линий.
Все просто: многие этапы создания метро в современном виде были новаторскими, к ним не применялся опыт других стран.
За долгую практику эксперты в области наименований станций получили большой объем статистических данных, отражающих положительный опыт ориентирования в столичном метро при создании пересадочных узлов с одинаковыми названиями.
Поэтому для устранения недостатков и усовершенствования системы наименований на территории города принят единый правовой порядок, устанавливающий требование об одноименности пересадочных станций.
Исключения из правил
Однако на карте метро можно увидеть и исключения из принятого в 2017 году порядка. Например, это открывшаяся в конце 2021 года станция БКЛ метро «Воронцовская», с которой пассажиры переходят на работающую с 1974 года «Калужскую».
Дело в том, что название «Воронцовская» было утверждено правовым актом правительства Москвы в 2015 году – до вступления в силу обязательного требования законодательства об одноименности станций столичного метро, образующих единый пересадочный узел.
Ранее, когда условие еще не было принято на официальном уровне, в ходе рассмотрения и принятия решений эксперты руководствовались требованиями законодательства, согласно которым названия станций метро должны максимально соответствовать наименованиям наземных транспортных, природных, историко-культурных, градостроительных и иных значимых объектов столицы.
Кроме того, за название «Воронцовская» проголосовали участники проекта «Активный гражданин». Кстати, именно они выбирают названия и для новых строящихся станций столичной подземки, которые не являются пересадочными.
Стоит отметить, что пересадки занимают разное количество времени. Так, на переход со станции «Комсомольская» Кольцевой линии на радиальную пассажирам потребуется более пяти минут, а чтобы сменить ветку на «Кунцевской» – с синей на голубую и наоборот – всего несколько секунд.
Напомним, С 2011 года протяженность московского метро выросла в 1,6 раза. Построено и реконструировано более 236 км линий, 114 станций, четыре дополнительных вестибюля и 11 электродепо.
До 2030 года будут открыты три новые линии метро (Троицкая, Рублёво-Архангельская и Бирюлёвская) и 48 станций рельсового каркаса: 39 новых станций метро и девять новых и реконструированных станций МЦД.
Планируется продление Арбатско-Покровской линии метро в район Гольяново, что позволит на четверть снизить нагрузку на станцию «Щёлковская» и Щёлковское шоссе. В результате улучшится транспортное обслуживание порядка 70 тыс. москвичей.
Новую станцию построят и на действующей Кольцевой линии: между «Новослободской» и «Проспектом Мира» появится «Достоевская» (рабочее название «Суворовская»). С нее можно будет пересесть на одноименную станцию Люблинско-Дмитровской ветки.