timelapse

С дороги не свернуть

Стройкомплексу придется доказать, что основные направления развития были выбраны правильно.

В 2013 году перед московским стройкомплексом стоит целый ряд непростых задач. Нужно снова удвоить объемы строительства метро, открыть после реконструкции пять вылетных трасс, приступить к работам еще на нескольких магистралях, не устроив при этом транспортного коллапса, начать масштабную программу по созданию дополнительных железнодорожных путей. В центре города необходимо активизировать ремонт и реконструкцию исторической застройки, а на присоединенных территориях – запустить несколько крупных инфраструктурных проектов, без которых они никогда не станут Москвой. Параллельно продолжится реформа и усиление проектного блока: к концу года должны появиться Правила землепользования и застройки и мастер-план развития «Большой Москвы».

Транспортный узел

В конце прошлой недели Дмитрий Медведев провел очередное совещание по развитию московского транспортного узла. Премьер-министр был вынужден признать, что несмотря на беспрецедентное финансирование транспортной системы (напомним, что Москва выделяет на эти цели 70% своих бюджетных инвестиций, а субсидии федерального бюджета в 2012 году составили 121 млрд руб.), пока никакого «облегчения» нет. Ситуация остается напряженной. В 2013 году государство вложит в транспортные проекты столичного региона еще 93 млрд рублей.

Такие ассигнования, по словам господина Медведева, «несопоставимы ни с каким периодом» в постсоветское время, но средства должны быть израсходованы эффективно: «Наша цель состоит не в том, чтобы эти деньги израсходовать, а в том, чтобы работа московского транспортного узла стала более оптимальной и прежде всего чтобы это почувствовали люди». Эффективность принимаемых решений должно обеспечить правительство Москвы. Глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин не скрывает, что наступивший 2013 год будет переломным для его ведомства. Если стройкомплекс сумеет доказать, что основные направления развития были выбраны правильно и он справится с поставленными задачами, дальше будет уже легче.

Самая «горячая точка» – строительство метро. Объемы ввода вновь предстоит удвоить и довести до 14,5 километра. «Впервые ввод линий выйдет на темпы, превышающие метростроение советской эпохи. При этом мы не только продолжаем существующие радиальные направления, но и приступаем к строительству новых веток», – поясняет господин Хуснуллин. Основные вызовы в метростроении связаны с финансированием и кадровыми ресурсами. Объекты метрополитена обходятся очень дорого (до 10 млрд руб. за км в зависимости от проекта и условий проходки), а темпы строительства напрямую зависят от мощности используемой техники и профессионализма подрядчиков. В прошлом году, чтобы обеспечить работу одновременно на 90 площадках, руководству стройкомплекса пришлось мобилизовать порядка 20 тыс. человек. Кадры собирали по всей России и СНГ. Однако для выполнения планов 2013 года этих ресурсов уже недостаточно. В горадминистрации рассчитывают, что государство поддержит метростроителей не только словами, но и рублем.

До сих пор все финансирование подземки осуществлялось исключительно за счет средств городского бюджета.

Вылетные магистрали и железные дороги

На сооружение дорог Москва в 2013 году выделяет почти 123 млрд рублей. Это на 48 млрд руб. больше, чем в прошлом периоде, но для нормализации ситуации недостаточно. На совещании у Дмитрия Медведева мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что сейчас в городе строится 60 км новых дорог в год. В течение ближайших 12 месяцев необходимо найти резервы, чтобы увеличить эти показатели более чем в два раза. «Начиная с 2014 года планируется ежегодно вводить около 140 км дорожного полотна», – доложил столичный градоначальник.

В новом году москвичи должны оценить первый эффект от реконструкции вылетных магистралей, стартовавшей осенью 2011 года. Уже в первом квартале планируется полностью завершить работы на Варшавском и Каширском шоссе, где еще продолжается сооружение тоннелей и дорог-дублеров. А всего сдаче в эксплуатацию подлежат пять магистралей: помимо Варшавки и Каширки, это Ярославское шоссе, Ленинградка от метро «Сокол» до МКАД и связка Балаклавский проспект – Рублевское шоссе от МКАД до Варшавского шоссе.

Запуск этих дорог станет важным экзаменом для городских властей, пообещавших, что временные неудобства обернутся для большинства горожан большими преимуществами: пропускная способность каждой трассы увеличится на 20–30%, а общественный транспорт по ним будет ездить быстрее личного. Сбудутся ли эти прогнозы, станет понятно уже осенью наступившего года.

Одновременно строители должны взять в работу еще пять вылетных магистралей – Рязанский проспект от Садового кольца до границы с Московской областью, Профсоюзную улицу от МКАД до Ленинского проспекта, Мичуринский проспект от улицы Косыгина до улицы Федосьино по Боровскому шоссе, Волгоградский проспект и Волоколамское шоссе.Таким образом, крупные дорожные работы развернутся во всех секторах города и затронут ключевые транспортные артерии, включая параллельные направления. В этой ситуации многое будет зависеть от организации движения на период реконструкции и от того, сумеют ли власти в разгар дачного сезона не допустить транспортного коллапса.

Не менее важны договоренности с администрацией соседнего региона и Минтрансом. Программа модернизации вылетных трасс не достигнет своей цели, если не расширить «бутылочные горлышки» за пределами МКАД. Пока Москве удалось скорректировать сроки реконструкции областного участка Ярославского шоссе. Минтранс согласился приблизить начало работ на два года: ожидается, что город сделает свою часть магистрали к августу 2013 года, а Подмосковье – к концу 2014-го. Аналогичные решения нужно принимать и по другим вылетным направлениям.

Параллельно с дорогами стройкомплекс планирует приступить к масштабной реконструкции железнодорожных путей. «Это приоритетная для нас задача на 2013 год», – комментирует Марат Хуснуллин. В настоящее время около 40% граждан, которые ежедневно ездят в столицу, пользуются наземным общественным транспортом или личными авто. Для снижения трафика на дорогах людям надо дать возможность приезжать в Москву на электричках, поясняет глава стройкомплекса. В декабре городские власти подписали соглашение с ОАО «РЖД» о развитии московского железнодорожного узла. Для увеличения пропускной способности запланировано строительство дополнительных главных путей на пяти радиальных направлениях (Ярославском, Горьковском, Курском, Казанском и Савеловском), что позволит в перспективе организовать ускоренное движение электропоездов. Согласно соглашению, Москва вложит в новую программу 47 млрд руб., ОАО РЖД – 38 млрд, еще порядка 17,5 млрд руб. должны составить ежегодные субсидии федерального бюджета. В целом до 2020 года планируется построить 224 км новых железнодорожных линий (включая 56 км МКЖД).

Жилищное строительство и НИиПИ Градплана

Политика столичных властей в области жилищного строительства не претерпит существенных изменений. Стройкомплекс не меняет ориентиров и по-прежнему рассчитывает на сооружение 2,3–2,5 млн кв. метров жилья в год, четверть из которых придется на горзаказ. В 2013 году департамент земельных ресурсов совместно с Тендерным комитетом обещают провести первые торги на реконструкцию застроенных территорий. Это позволит вернуть инвесторов в кварталы пятиэтажной застройки, где они займутся обновлением жилого фонда. Еще одним резервом станут промышленные и коммунальные зоны: в 2012 году Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК) утвердила несколько проектов планировок таких территорий.

Основной тренд для исторического центра – реабилитация существующей застройки и стабилизация строительства. Сейчас в ЦАО строится 87 объектов: 35 из них – это объекты транспортной и инженерной инфраструктуры, 13 – социальные учреждения, 10 – гостиницы, 14 – жилые дома и 12 объектов – завершение строительства ранее начатых офисных и административных зданий. В рамках пересмотра инвестконтрактов были аннулированы проекты общей площадью 1,3 млн кв. метров. В 2013 году в центре продолжится снос ветхого жилья, реставрация памятников, перепрофилирование существующих офисных помещений под жилые объекты и гостиницы, прорабатываются решения об увеличении полезных площадей зданий за счет реконструкции и дальнейшего использования чердачных и подвальных помещений. В целом прирост недвижимости в ЦАО не превысит 20–30%.

Помимо ПЗЗ в 2013 году должны быть разработаны и утверждены еще несколько важных градостроительных документов – в частности, мастер-план «Большой Москвы» и территориальные схемы развития Троицкого и Новомосковского АО. Уже известно, что для работы над мастер-планом создается новый проектный институт – НИиПИ Градплана, который возглавит дочь академика Роберта Нигматулина 28-летняя Карима. Она закончила Принстонский университет в США, защитила докторскую диссертацию по прикладной математике в Массачусетском технологическом институте, работала в научном центре Билла Гейтса и Натана Мирвольда Intellectual Ventures в Сиэтле. Градостроительством госпожа Нигматулина начала заниматься в апреле 2012 года, став заместителем директора ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Эрнста Мавлютова. Теперь источники говорят о возможном расформировании НИиПИ Генплана и передаче его функций новой структуре, хотя многие эксперты и проектировщики сомневаются в эффективности такой реформы. Опрошенные «Московской перспективой» специалисты опасаются развала проектного блока, что, по их мнению, приведет к катастрофическим последствиям при реализации городских строительных программ. В стройкомплексе, в свою очередь, уверяют, что «междусобойчика не будет»: задача нового института – вывести градпланирование на новый уровень. Для этого в него будут приглашены иностранные специалисты в области мастер-планирования и урбанистики. Мастер-план должен увязать пространственное развитие города с социально-экономическим развитием, пояснял ранее Марат Хуснуллин. Наряду с проектными решениями в нем будет зафиксирована их стоимость и возможные механизмы реализации.