timelapse

Шесть месяцев по МЦК: как быстро стало своим "стальное кольцо" Москвы

Темы в материале

С момента запуска пассажирского движения по Московскому центральному кольцу прошло полгода. За это время магистралью воспользовались около 40 миллионов человек, а число пассажиров за сутки превышает 300 тысяч. О новом транспортном кольце столице и о планах на будущее – читайте в материале m24.ru.

Историческая справка

В 1897 году император Николай II благословил строительство Московской Окружной железной дороги, которая должна была соединить основные железнодорожные направления города и облегчить перевозку грузов. В конкурсе победил проект инженера Рашевского, предполагавший также и пассажирские грузоперевозки. 

Строительство началось в 1903 году под личным присмотром московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Все сооружения окружной дороги решили выполнить в едином стиле – из красного кирпича с белой отделкой. 

Через пять лет по новой железной дороге пустили первый поезд, всего же за сутки по линии проходили четыре поезда. И если грузовые перевозки полностью оправдали себя, то пассажирские не пошли.

Сначала москвичей смутила высокая цена на билеты, а в конце 20-х – начале 30-х годов в районах, где проходила окружная дорога, наладилось автобусное и трамвайное сообщение, популярность поездов упала, и в 1934 году пассажирское сообщение пришлось закрыть. Возобновить их хотели в 60-е годы, но предложение так и не было реализовано, а в конце 80-х на железной дороге решили отреставрировать исторические постройки и пустить пассажирские поезда, однако это так и осталось лишь в планах.

Современная идея превращения дороги в скоростную трассу с пересадками на метро появилась в 2001 году, когда линия носила название МКЖД (Московская кольцевая железная дорога), а приступили к реконструкции только в 2012 году. Пассажирское движение пустили 10 сентября 2016 года. 

Как работает МЦК сейчас

Сейчас Московское центральное кольцо – это новый пересадочный контур, объединяющий метро и радиальные направления пригородных железных дорог. Главная задача дороги – сделать короче путь из одной удаленной от центра города точки в другую. 

Пассажирское движение по МЦК запустили 10 сентября 2016 года. Здесь открыта 31 станция с 14 пересадками на метро и шестью на пригородные поезда. На каждой станции построят транспортно-пересадочный узел (ТПУ) для пересадки на наземный общественный транспорт, метро и на пригородные электропоезда.

По кольцу курсируют "Ласточки", интервал движения которых сегодня в часы пик составляет шесть минут. Уже в этом году его планируют сократить до четырех минут.

С МЦК москвичи и гости столицы могут совершить более 350 пересадок, а время в пути при передвижениях по столице сократилось в три раза.

Пассажиры могут свободно пересаживаться при поездках по маршрутам: Метро – МЦК – Метро; Метро – МЦК; МЦК – Метро – Монорельс; Монорельс – Метро – МЦК – Метро.

Также с электричек предусмотрены пересадки на автобусы, троллейбусы и трамваи. График движения наземного транспорта подгонят под расписание МЦК. 

Для более четырех тысяч остановок наземного транспорта обновлены карты территории, а у 15 остановок теперь совпадают названия со станциями нового кольца. 

На МЦК действуют те же проездные и те же льготы, что и в метро. Покупать билеты на станциях кольца можно за наличные и по картам. Также работает система бесконтактной оплаты проезда, которая позволяет оплачивать проезд при помощи мобильного телефона, а также система PayPass/PayWave – деньги списываются автоматически, если приложить банковскую карту к валидатору. 

Какие поезда ходят по МЦК

На Московском центральном кольце ездят поезда "Ласточка" производства Siemens, адаптированная для России модель Desiro (Siemens Desiro Rus). Важно, что поезда обслуживают по контракту жизненного цикла. Это значит, что покупая "Ласточку", РЖД (владелец инфраструктуры) получает не только сам поезд, но и его обслуживание в течение срока службы. 

Весь подвижной состав оснащен энергосберегающим электрооборудованием, видеокамерами, кондиционерами, зарядками для телефонов и бесплатным Wi-Fi. 

Двери "Ласточек" пассажиры должны открывать самостоятельно, для этого на дверных створках снаружи и внутри вагона есть специальные кнопки, которые будут активны только при полной остановке поезда. О том, что кнопка работает, сообщает расположенный рядом зеленый индикатор.

Каждая "Ласточка" состоит из пяти вагонов. В двух головных установили по два туалета, которые приспособлены для маломобильных граждан, а на выходах из поезда есть урны. В этом году взамен нынешних составов из пяти вагонов появятся семивагонные поезда.

Также изменится конфигурации кресел в вагонах. Вместо трех кресел с одной стороны и двух с другой перейдут на стандарт "два плюс два". Освободится дополнительное пространство и станет удобнее проходить между вагонами поезда.

Рекорды

С момента открытия кольцом воспользовались около 40 миллионов человек. Только с начала 2017 года "Ласточки" МЦК перевезли 10,7 миллиона пассажиров. Число пассажиров на МЦК за сутки превышает 300 тысяч. А 21 февраля был побит рекорд – "Ласточки" перевезли в этот день 334,8 тысячи пассажиров.

Самая популярная станция МЦК – Площадь Гагарина, в будни ее пассажиропоток составляет порядка 26 тысяч человек в день. На втором месте – станция Владыкино, которой ежедневно пользуются около 18,3 тысячи человек, а на третьем – Ботанический сад – 17,7 тысячи пассажиров в день. При этом больше всего пассажиров пользуются МЦК на отрезке от Ботанического сада до Балтийской.

Очень важно, что запуск Московского центрального кольца разгрузил Кольцевую линию метро на 15 процентов, а железнодорожные вокзалы на 20.

Планы на будущее

В 2017–2018 годах на Московском центральном кольце запустят 13 дополнительных поездов, что сократит интервалы движения составов с шести до четырех минут. Также планируется увеличить вместимость вагонов. 

Кроме того, в планах до 2018 года объединить МЦК с железнодорожными платформами и вводимыми станциями метро. Речь идет о десяти остановках кольца: Лихоборы, Стрешнево, Верхние Котлы, Новохохловская, Нижегородская, Измайлово, Бульвар Рокоссовского, Ростокино, Ботанический сад и Окружная.

Еще в ближайшие два года через новую магистраль планируют построить восемь транзитных пешеходных переходов. А на станциях МЦК должны установить урны и зарядки для мобильных телефонов.

Помимо прочего, на станциях кольца хотят организовать электронные библиотеки. По словам первого заместителя руководителя столичного департамента транспорта Гамида Булатова, проект позволит москвичам и гостям города наслаждаться чтением литературных произведений прямо во время поездки. 

Можно будет бесплатно скачать более 150 книг самых разных жанров в свои планшеты или смартфоны. Мобильные библиотеки установят на платформах и в кассовых залах. Внешне они будут походить на привычные полки с книгами. Благодаря специальным QR-кодам, книги на этих "полках" будут доступны для скачивания. 

Кроме того, пассажиры метро и МЦК смогут воспользоваться услугой обмена книгами – буккроссинга. Сперва, в рамках эксперимента, книжную полку планируют разместить на одной из центральных станций столичной подземки. Поставив свою книгу на полку, взамен можно будет взять любую понравившуюся. 

Территорию, прилегающую к Московскому центральному кольцу планируют реорганизовать за десять лет. Там возведут офисы, торговые комплексы, апартаменты и жилье

По словам заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, данные территории заинтересовали инвесторов с точки зрения новой застройки. Всего реновации подлежит около 10,8 гектара земли вдоль железнодорожной магистрали.

Хуснуллин подчеркнул, что серьезное градостроительное развитие получат территории 15 транспортно-пересадочных узлов на МЦК.