timelapse

Спорный вопрос

Темы в материале

Заявления о несостоятельности негосударственной экспертизы являются необоснованными.

На днях в Москве состоялось заседание президиума Общественного совета при Минстрое РФ, на котором была представлена справка по вопросу сохранения обязательной государственной экспертизы в отношении сетей газораспределения и газопотребления. Суть вопроса состоит в том, что в соответствии с техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением Правительства № 870 от 29 октября 2010 г., проектная документация в отношении этих сетей подлежат государственной экспертизе. В то же время, статьей 48.1 Градостроительного кодекса России регламентирован перечень опасных производственных объектов (ОПО I и II классов опасности), относящихся к ведению федеральной государственной экспертизы. Согласно Градостроительному кодексу, проектная документация по ОПО III и IV классов опасности может проходить как государственную экспертизу субъектов федерации, так и негосударственную экспертизу, если эти объекты не являются объектами бюджетного финансирования.

Устранить данное разночтение технического регламента и Градостроительного кодекса был призван пункт 3 плана мероприятий по совершенствованию правового регулирования подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения. Этот план был утвержден распоряжением Правительства РФ № 1831-р от 17 сентября 2015 г. Во исполнение этого распоряжения Минэнерго подготовило проект постановления правительства «О внесении изменений в технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», предусматривающий возможность проведения в отношении таких сетей как государственной, так и негосударственной экспертизы. Однако постановление до настоящего времени не принято, а вокруг этого вопроса развернулась борьба, направленная на установление обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации ОПО III и IV классов опасности. При этом речь идет об отнесении объектов ОПО III и IV классов к ведению государственной экспертизы субъектов федерации. Президиумом Общественного совета при Минстрое представленная справка была принята с намерением поддержать ходатайство об установлении преимущественного права на проведение экспертизы проектной документации объектов газоснабжения за государственной экспертизой субъектов федерации.

Однако выводы авторов справки о несостоятельности негосударственной экспертизы весьма спорны, поскольку не содержат аналитического и сравнительного материала по качеству выданных заключений негосударственной и государственной экспертизы субъектов федерации, не учитывают, что квалификация государственных и негосударственных экспертов абсолютно идентична (все аттестуются Минстроем России), и то, что проведение экспертизы осуществляется экспертными организациями по одним и тем же законодательным и нормативным требованиям. Кроме того, не следует забывать, что многие заключения в качестве негосударственной экспертизы выполняют государственные экспертные организации, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы. Количество таких организаций перевалило за пять десятков.

Таким образом, можно сделать вывод, что представленная президиуму Общественного совета справка отражает только точку зрения сторонников укрепления позиций государственной экспертизы за счет перераспределения в ее пользу значительной части проектной документации, в том числе по таким объектам, как реконструкция котельных, строительство жилых домов с крышными и пристроенными котельными, строительство жилых комплексов с централизованными котельными. Такой подход представляется неконструктивным, вредящим развитию здоровой конкуренции в экспертной среде и препятствующим совершенствованию экспертной деятельности в целом.

Виктор Зозуля, президент ООО «Группа Компаний Н.Э.П.С.», почетный строитель России

Другие материалы по теме