timelapse

Вертикальный тип архитектуры: облик города на поверхности определяет дизайн станций метро

Темы в материале

12 новых станций городской подземки откроются в этом году

Более 30 станций метро планируется построить в столице за три года, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин на ежегодной коллегии Стройкомплекса.

- За последние годы было построено 18 станций метро, и самое главное - сделан огромный задел на будущее. В ближайшие годы мы планируем ввести более 30 станций метро, - подчеркнул столичный градоначальник. По его словам, развитие метро необходимо, в том числе, из-за расширения границ Москвы.

В 2016 году планируется ввести не менее 24 километров линий столичной подземки и открыть 12 станций. Планируется запустить участок Люблинско-Дмитровской линии: станции «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская», участок Калининско-Солнцевской линии: станции «Ломоносовский проспект», «Минская» и «Раменки», и первый участок Второго кольца метро: станции «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «Ходынское поле», «Петровский парк». Кроме того, будет открыта станция «Ховрино» на Замоскворецкой ветке метро.

Архитектура на поверхности определяет облик подземных станций

Корреспондент "ВМ" решила выяснить, какими станут 12 станций столичной подземки, которые откроют в течение этого года, и чей опыт интересен российской столице при проектировании новых объектов Московского метрополитена.

Как рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов на прошедшем заседании «Метрофеста», приводившемся при поддержке АО «Мосинжпроект» и Стройкомплекса Москвы, в настоящее время многие европейские города, включая Стокгольм, Амстердам и Лондон, начали уделять больше внимания облику подземного пространства. Архитекторы-урбанисты всего мира приходят к пониманию того, что места общественного пользования, каковым является метро, несут в себе сильный заряд. Сергей Кузнецов подчеркнул, что архитектура метро развивается в тесной связи с архитектурой города и особенностями того места, куда приходят новые станции. Несмотря на то, что метро во всем мире традиционно считается сооружением в первую очередь технологическим, в Москве была заложена иная традиция отношения к метро. Ведь от визуального ряда зависят эмоциональные ощущения горожан, он влияет на ощущение уровня жизни, на культурный уровень горожан. Поэтому очень важно уделять особое внимание архитектуре новых станций, которыми ежедневно будут пользоваться тысячи людей.

Люблинско-Дмитровская линия

Следующей после "Марьиной Рощи" станет станция "Бутырская". Станция будет располагаться на северо-востоке Бутырского района, на Огородном проезде вблизи платформы "Останкино" Ленинградского направления Октябрьской железной дороги. Оборудуют ее двумя выходами на Огородном проезде и встроенными в подземные переходы: один на пересечении с улицей Руставели, второй возле проходной завода вблизи проезда Добролюбова.

Глубина заложения станции примерно 60 метров. В целом общий дизайн "Бутырской" не будет сильно отличаться от предшествующих ей "Марьиной Рощи" и "Достоевской": белый свод с колоннами, темно-серый с разводами мрамор на колоннах.

Следующей станет "Фонвизинская". Станция будет располагаться на улице Милашенкова и оборудована двумя выходами: первый — на пересечении улиц Милашенкова, Фонвизина, Добролюбова и Огородного проезда, второй — на улице Милашенкова возле домов № 6 и 7. Как и "Бутырская", "Фонвизинская" - станция глубокого заложения. Типовой дизайн и отделку дополнят только рыжеватым мрамором на колоннах.

Конечной на салатовой ветке в этом году станет "Петровско-Разумовская" - одноименная со станцией на серой линии. При продлении Люблинско-Дмитровской линии на север будет сооружен второй зал с организацией кроссплатформенной пересадки - такой же, как и на "Китай-городе".

На один путь существующего зала "Петровско-Разумовской" должны прибывать поезда Серпуховско-Тимирязевской линии, следующие в центр, на другой — Люблинско-Дмитровской, следующие в сторону "Фонвизинской" и далее по маршруту. Параллельно имеющемуся залу должен быть построен второй, поезда с которого будут отправляться на север - в сторону "Окружной" (она станет конечной на салатовой ветке в 2017 году) и "Владыкино".

- Мы ведем активную работу по вводу и дальнейшему запуску трех станций - «Петровской-Разумовская», «Фонвизинская» и «Бутырская». Настроены ввести его в сентябре этого года, - рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Первый участок Третьего пересадочного контура

Уже в этом году пять станций Второго кольца метро - «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «Ходынское поле» и «Петровский парк» - примут пассажиров.

В настоящее время строительство этих станций идет полным ходом. Безусловно, станции — «Хорошевская», «Ходынское поле» и «Петровский парк» — находятся в разной степени готовности. Тем не менее предполагается, что строители завершат работы, и участок будет запущен целиком.
Таким образом, с «Петровского парка» можно будет пересесть на «Динамо» Замоскворецкой линии, с «Хорошевской» — на «Полежаевскую» Таганско-Краснопресненской ветки подземки. Только две станции — «Шелепиха» и «Ходынское поле» — не пересекут радиальные линии метро. С «Делового центра» Второго кольца пассажиры перейдут на одноименную станцию желтой ветки и «Выставочную» голубой линии.

Все пять станций - мелкого заложения. Платформа в центре, пути - по бокам нее, и колонны - посередине. За незатейливой конструкцией и типовым дизайном скрывается небольшое отличие: пересадки на линии на этих станций обозначат цветом. Иными словами, если вы попадаете на "Хорошевскую", то цвет камня в отделке этой станции будет фиолетовый. Это обусловлено тем, что пассажиры могут пересесть на "Полежаевскую" Таганско-Краснопресненской линии. Или другой пример: с "Петровского парка" вы можете пересесть на "Динамо" Замоскворецкой линии. Отделочный камень на станции Второго кольца - зеленый. Таким образом цвет камня определит и подскажет навигацию первых станций Третьего пересадочного контура.

Калининско-Солнцевская линия

На карте московского метро притаился короткий участок желтой ветки под официальным номером «8а». На нем пока расположены две станции: «Деловой центр» и «Парк Победы».

Уже в этом году участок продлят, открыв три станции — «Минскую», «Ломоносовский проспект» и «Раменки».

Небесно-синие колонны с огромными белыми цифрами, символизирующими точные науки, отражают связь станции с расположенным вблизи Московским университетом и научной деятельностью Михаила Ломоносова.

На это в образе станции сделан главный акцент. Конечно, когда спускаешься на пока еще невзрачную платформу «Ломоносовского проспекта», не верится, что к концу года вместо скучного бетона пассажиры увидят полированный камень и цветные панели.

Благодаря открытию «Ломоносовского проспекта» транспортная доступность МГУ существенно возрастет, а соседняя Сокольническая ветка будет разгружена.

Следующая станция «Минская». Красные таблички с названием, белый пол, серые металлические панели на потолке и стенах. Колонны — очередная достопримечательность метро. На них — репродукции фотоснимков в ретро-оттенках сепии.

После «Минской» — «Раменки». В конце года эта станция на время станет конечной на своем отрезке. Тема оформления станции, расположенной в районе Мичуринского проспекта и Винницкой улицы, навеяна историей района. Силуэты деревьев на зеленом фоне напомнят москвичам о шумевших в этой местности дубовых рощах. Изображения могучих деревьев с зелеными кронами украсят и кассовый зал «Раменок», и колонны на платформе.

Замоскворецкая линия

В этом году на зеленой ветке метро появится еще одна станция. "Ховрино" расположится в одноименном районе столицы, на улице Дыбенко, недалеко от автомобильной развязки МКАД - улица Дыбенко — Зеленоградская улица и вблизи от путей Ленинградского направления Октябрьской железной дороги.

Колонная двухпролетная станция мелкого заложения с островной платформой станет конечной на Замоскворецкой линии. Планируется построить два подземных вестибюля с выходами в подземные переходы, один из которых будет под улицей Дыбенко. Вестибюли будут связаны с платформой станции эскалаторами. За станцией расположатся оборотные тупики для поездов метро.

Отличительная особенность оформления "Ховрино" - песочного цвета мрамор в отделке прямоугольных колонн и надпись с названием станции посреди платформы. Похожий принцип размещения таблички применен на недавно открывшихся "Румянцево" и "Саларьево" Сокольнической ветки метро.

Конкурсы определят будущее метро

В настоящее время решается вопрос, по каким именно станциям будут объявляться конкурсы.

- Мы обсуждаем разные варианты, но скорее всего, это будут станции Новой Москвы. Это идеологически правильно, так как этой территории мы сейчас уделяем много внимания, – сказал Сергей Кузнецов. По его словам, это могут быть как станции продления Сокольнической линии, так и ветка от станции «Улица Новаторов» Второго кольца.

Столичные власти планируют объявить архитектурные конкурсы на дизайн станций метро в Новой Москве, сообщил Сергей Кузнецов.

- В настоящее время решается вопрос, по каким именно станциям будут объявляться конкурсы. Мы обсуждаем разные варианты, но скорее всего, это будут станции Новой Москвы. Это идеологически правильно, так как этой территории мы сейчас уделяем много внимания, - отметил главный архитектор города. По его словам, это могут быть как станции продления Сокольнической линии, так и ветка от станции «Улица Новаторов» Второго кольца. Также Сергей Кузнецов напомнил, что недавно были подведены итоги конкурса на разработку архитектурно-художественной концепции станций «Нижние Мневники» и «Терехово».

Добавим, что впервые архитектурный конкурс на лучшее оформление станций метро в Москве был проведен в 2014 году. Архитекторы разработали дизайн станций «Солнцево» и «Новопеределкино» Калининско-Солнцевской линии. Как отмечал Марат Хуснуллин, этот конкурс стал отличным экспериментом, и практика проведения архитектурных конкурсов по определению облика станций метро будет расширена.

- Мы открыли для себя множество новых имен интересных дизайнеров-новаторов, способных в ограниченных рамках сложного подземного проекта создавать архитектурные шедевры. И я думаю, что мы еще не раз вернемся к этому опыту, – отметил глава столичного Стройкомплекса.

Василиса Чернявская

«Вечерняя Москва»