timelapse

Сергей Кузнецов: Новые станции метро - это сплав технологий и индивидуального дизайна

Темы в материале

Главный архитектор города прочел лекцию об облике столичной подземки

В четверг, 25 февраля, прошел фестиваль «Метрофест». Свои лекции прочли главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, историк метро, блогер, фотограф метро Александр Попов, а также победители конкурса на разработку дизайна станций «Терехово» и «Нижние Мневники».

- Архитектура подземная и наземная всегда идут рука об руку, отражают друг друга. Поэтому внедряя практики на поверхности, применяя их и под землей, - открыл «Метрофест» Сергей Кузнецов. - Метро в Москве - это один большой объект, но не во всем мире это так. Не во всех мировых мегаполисах метро выглядит круто. Мы можем вспомнить новые станции на периферии Лондона, современные объекты Стокгольма, Амстердама. В других мировых мегаполисах мы часто видим, что технологии в метро доминируют над архитектурой.

Главный архитектор сразу же задал вопрос: а есть ли баланс между архитектурой и технологиями в метро? По его мнению, ответ как раз и могут дать проводимые конкурсы. Даже в советское время проводились конкурсы на облик различных станций метро. Безусловно, не все идеи были воплощены согласно первоначальной задумке. Но широта выбора давала свой результат. Так Москва получила первые торжественные станции - «Красные ворота», «Библиотеку имени Ленина», «Новокузнецкую», «Павелецкий вокзал», «Маяковскую» и другие. С последующим периодом индустриализации связан и более сдержанный дизайн новых объектов городской подземки. Из архитектуры уходят яркие и пышные элементы, становится меньше изысков.

- Метро популярно, пользуется спросом горожан, - продолжил Сергей Кузнецов, - и тот заряд, который несет каждая станция, крайне важен. Важно, с каким настроем люди войдут и выйдут из станции. Я вырос на станции метро «Рязанский проспект» - одной из самых скромных на тот момент. Помню то разделение мира, когда кто-то мог похвастаться тем, что жил на «Белорусской» или «Павелецкой вокзале», а другие вспоминали свои периферийные станции. Это разница серьезно чувствовалась. Хотя, конечно, наличие метро вблизи домов было уже большим событием.

По словам главного архитектора, в городе началась новейшая история метро. Первые конкурсы прошли в 2014 году. Горожанам предлагалось определить облик двух станций желтой ветки - «Солнцево» и «Новопеределкино». Красивые картинки пришлись москвичам по вкусу, а столичные власти продолжили традицию публичного отбора проектов. Совсем недавно были определены финалисты конкурса на разработку дизайна станций «Терехово» и «Нижние Мневники».

- Даже в жестких рамках технологических схем есть множество вариаций по дизайну, - добавил Сергей Кузнецов. - Отмечу, что в облике «Нижних Мневников» воплощены смелые решения, по задумке, эскалаторы проходят практически в середину станции. Таким образом, чем успешнее находишь применение простых инструментов, тем интереснее получается станция. Конечно, есть много повторяющихся с точки зрения технологий решений. Но на компромисс в дизайне не идем, находя уникальный облик. Создают его исходя из топонимики самого района.

Главный архитектор привел в пример и недавно открывшиеся станции Сокольнической ветки - «Румянцево» и «Саларьево», где также, по его мнению, успешно найден баланс между дизайном и технологиями.

Василиса Чернявская

«Вечерняя Москва»