timelapse

Виртуальности услуг бояться не надо

Темы в материале

Впервые в Российской Федерации в Москве самые востребованные госуслуги - экспертиза проектной документации и выдача разрешения на строительство - стали предоставляться в электронном виде. По словам руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Сергея Ивановича Лёвкина, именно эти два главных документа необходимо получить инвестору-девелоперу, "чтобы войти в стройку и начать производственные работы".

ПОЛОЖЕНИЕ ОБЯЗЫВАЕТ?

В последнее время все чаще говорят о том, что Москва в ближайшем будущем должна стать международным финансовым центром.

Перевод госуслуг в электронный вид – важный этап этого непростого процесса. «Москва – крупнейший мегаполис мира. Сегодня она развивается как исторический, культурный, образовательный, спортивный и туристический центр, – говорит Сергей Иванович Лёвкин. – Кроме того, поставлена задача создать на базе столицы международный финансовый центр.

Конечно, развитие такого города невозможно только за счет бюджетных инвестиций. Важно, чтобы были привлечены и внебюджетные, частные деньги, как и во всех мегаполисах мира. Развивая город в сотрудничестве «правительство – бизнес – гражданин», нужно, чтобы процедуры, связанные с вложением средств инвесторов в объекты, были максимально прозрачны, понятны и быстры. Прозрачность и понятность определяется регламентами, которые разработаны по госуслугам в сфере градостроительства. Что касается скорости, то интернет сегодня – большой помощник во всех сферах».

Перевод госуслуг в электронный вид должен повысить привлекательность Москвы и для зарубежных инвесторов. Заявку на экспертизу проектной документации и разрешение на строительство в российской столице теперь можно получить и находясь за рубежом. Раньше на то, чтобы решить эти вопросы, приходилось месяцами обивать пороги кабинетов чиновников. «Получение экспертизы проектной документации всегда было сложным процессом с точки зрения взаимодействия Мосгосэкспертизы, инвестора и технического заказчика. Всегда были какие-то проблемы, – вспоминает Сергей Лёвкин. – Поэтому именно данную госуслугу мы одной из первых регламентировали и перевели в электронный вид. До конца года в обязательном порядке в электронный вид будет переведена подача всех заявок по выдаче разрешений на строительство и экспертизу проектной документации для объектов, строящихся по государственному заказу». На остальные объекты (частного строительства) можно будет подавать заявки как в бумажном, так и в электронном виде.

Кроме этого до конца 2013 года будет обеспечен перевод в электронный вид еще четырех госуслуг, предоставляемых Москомархитектурой: это подготовка, утверждение и изменение ГПЗУ, выдача свидетельства об утверждении архитектурно- градостроительного решения объекта капитального строительства и оформление паспорта колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в Москве, согласование проектов размещения вывесок. А также – еще двух госуслуг, предоставляемых Мосстройнадзором: выдача заключения о соответствии объекта проектной документации и техническим регламентам, выдача разрешения на ввод.

В данный момент готовится проект-распоряжение Правительства Москвы о том, что с 1 октября заключения государственной экспертизы по объектам госзаказов (то есть там, где бюджетные деньги) будут выдаваться только в электронном виде. Выдача разрешений на строительство с 1 ноября будет также осуществляться только в электронном виде. Частный инвестор по-прежнему сможет выбирать бумажный или электронный вариант.

НЕОДНОЗНАЧНАЯ РЕАКЦИЯ БИЗНЕСА

«Сегодня я разделяю компании так: 1) те, кто недостаточно информирован, что такая услуга есть, что она важна, интересна и правильна; 2) те, кто все понимает, но в силу каких-либо причин не хочет; 3) те, которые не могут; 4) те, кто понимает, хочет и может, но сейчас у них нет проектов, с которыми они могли бы заявить на данную госуслугу», – говорит Сергей Лёвкин.

Небольшое количество заявок на предоставление госуслуг в электронном виде можно объяснить неоднозначной реакцией бизнеса на революционные нововведения. Так, на сегодняшний день получено всего 12 заявок на выдачу разрешений на строительство и подана 1 заявка на проведение государственной экспертизы проектной документации. Руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы признает, что пока в основном воспользоваться электронным сервисом решились только государственные заказчики. «Заявки на выдачу разрешений на строительство у нас поступили на жилые дома в Некрасовке и на строительство детских дошкольных учреждений, – уточняет Сергей Лёвкин. – Зато по экспертизе проектной документации заявка поступила от инвесторов».

Оценить, насколько это много или мало, поможет сравнительное сопоставление. В 2011-м заявок на получение разрешения московской экспертизы было подано 1132, в 2012-м – 1162. Заявок на разрешение на строительство: в 2011-м – чуть больше 1100, в 2012-м уже почти 1600.

О том, что отпугивает инвесторов-частников, приходится только догадываться...

«Процесс предоставления госуслуги в электронном виде – это, с одной стороны, ответственность госорганов, ее предоставляющих, а с другой – ответственность того, кто заявляется, – говорит Сергей Иванович. – Заявитель обязан иметь исчерпывающий пакет документов. Если чего-то не хватает, то теперь чиновник на месте не сможет что-то там придумать. Система не даст ему поставить галочку напротив того, чего нет в базовом регистре, в исходных данных, и в оказании услуги будет отказано. Раньше была коррупционная составляющая.

Второй момент – очень часто, начиная какой-либо проект, инвестор его экономику до конца не видит. В общих цифрах, может быть, и да, но в точных расчетах – нет. Нет окончательных технических условий, геоподосновы и т. д. В процессе реализации появляются обременения, которые делают проект не таким рентабельным, каким он казался в самом начале. Рентабельным в таком случае его может сделать только увеличение темпов. А это уже совсем другая ситуация.

От всего объема документов и услуг, которые предоставляет наш исполнительный орган власти в сфере градостроительства, пока та часть, что в электронном виде, крайне мала и незначительна. Сейчас мы вместе с Правительством Москвы проводим целый комплекс мероприятий для того, чтобы донести до наших проектных строительных организаций, что легче работать именно в электронном виде, что это комфортнее».

«НЕЖИВАЯ» ПОДПИСЬ СМУЩАТЬ НЕ ДОЛЖНА

Сегодня электронно-цифровая подпись широко используется в РФ, в том числе и в банковской сфере. «Банк-клиент сегодня как работает? – говорит Сергей Лёвкин. – Ты сидишь в офисе, а деньги отправляются, и никакую платежку с подписью Лёвкина и главного бухгалтера ты в банк не везешь. У тебя есть диск с электронно-цифровой подписью, вставил его в компьютер, нажал кнопку, подтвердил, что это твоя подпись и бухгалтера, и деньги списались. Так же происходит и взаимодействие с налоговой инспекцией, и работа на электронных торговых площадках. Система отрегулирована федеральным законодательством. Все процедуры уже апробированы. Разработаны криптографические программы, защищающие от возможности взлома идентификации того, что заведено со стороны заявителя и выдано со стороны исполнителя. Все достаточно надежно».