timelapse

Александр Пирогов: Все новое всегда вызывает отторжение

Темы в материале

Замглавы Мосгосстройнадзора рассказал о предоставлении госуслуг в строительстве в электронном виде.

С момента запуска государственных услуг в строительстве в электронном виде Мосгосстройнадзор выдал более 9,5 тысяч разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. О том, как работает система, с какими сложностями сталкивались застройщики и об эффекте электронного документооборота рассказал заместитель председателя столичного Комитета государственного строительного надзора Александр Пирогов.

- Расскажите, какие услуги в электронном виде предоставляет Мосгосстройнадзор?

- На данный момент мы предоставляем три основные услуги – это выдача разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию, оформляем заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации. Также нами запущен электронный сервис, который позволяет направить извещения о начале и окончании строительно-монтажных работ. С 2013 года, когда появилась возможность получать разрешения на строительство и на ввод в электронном виде, нами было выдано уже более 9,5 тысяч разрешений. Помимо этого, нам поступило порядка 2,7 тысяч извещений, которые можно подать в электронном виде с июля 2015-го.

- С какими сложностями пришлось вам столкнуться при переводе предоставляемых Мосгосстройнадзором услуг в электронный вид?

- Подготовка шла весь 2012 и первую половину 2013 года. Мы не столкнулись с какими-то особыми сложностями, как другие ведомства. За исключением, наверное, приведения разных форматов, в которых работали проектные организации, к единому. Как только они подстроились, проблема исчезла.

В 2013 году мы запустили услуги по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию для объектов городского заказа, с 1 ноября 2014 года в отношении всех объектов вне зависимости от источника финансирования. Основная работа по подготовке перевода госуслуг в строительстве в электронный вид выполнялась не нами, а Москомархитектурой и органами государственной экспертизы проектов, поскольку именно им раньше предоставлялся самый большой объем бумажной документации. Получение разрешения на строительство – это конечная процедура, которую проходят застройщики перед началом работ. До этого необходимо оформить документы в других ведомствах – получить градостроительный план земельного участка, архитектурно-градостроительное решение, договор аренды, пройти экспертизу проекта. Поэтому, как только Москомархитектура и Мосгосэкспертиза смогли перейти на электронный документооборот, мы также вслед за ними запустили и свои услуги.

- Как работает система получения разрешений на строительство?

- Застройщик должен зарегистрироваться на портале mos.ru и заполнить интерактивную форму заявки. Запрос принимается сотрудником Мосгосстройнадзора и обрабатывается точно так же, как если бы заявитель пришел лично. После проверки представленных сведений Комитет направляет заявителю результат: разрешение на строительство либо мотивированный отказ. Очного визита ни на одном из этапов предоставления госуслуги застройщику не требуется.

- Строители - достаточно консервативные люди, легко ли им было перестраиваться?

- Все новое всегда вызывает отторжение. Поначалу инвесторы сильно переживали, поскольку привыкли работать по старинке – приносить необходимые документы в службу «одного окна» и сдавать их лично. Была выстроена определенная система взаимоотношения застройщиков с органами власти, которые что-то выдают. Застройщики держали целые управления, которые занимались только документацией – ездили по различным ведомствам и получали те или иные справки.

Когда перешли на оказание госуслуг в электронном виде, старая система сломалась, соответственно, штат этих управлений стал не нужен. Зачем ездить по городу целыми днями, если достаточно нажать кнопку? Теперь застройщик подает заявку утвержденной формы со ссылками на необходимые документы. Если речь идет о выдаче разрешения на строительство, то указывается номер градостроительного плана земельного участка, номер договора аренды земельного участка, номер положительного заключения экспертизы проекта. Больше ничего не нужно.

Все остальные необходимые для выдачи разрешения на строительство документы мы получаем посредством межведомственного информационного взаимодействия, если речь идет о городском объекте, если о федеральном, - то делаем межведомственный запрос и получаем в течение пяти дней необходимую информацию. Это значительно облегчило застройщикам сбор справок, поскольку, согласно действующему законодательству, государственным и муниципальным органам власти запрещено требовать от заявителей документы, находящиеся в распоряжении других органов власти. Мы обязаны запрашивать эти сведения друг у друга.

Хочу отметить, что очень быстро все участники процесса почувствовали удобство новой системы работы. Отсутствует необходимость личного общения застройщика и сотрудника власти, что исключает коррупцию. Директор любого предприятия может удаленно отслеживать статус обработки документа. На сегодняшний день у застройщиков остались проблемы при взаимодействии с федеральными органами власти, которые все еще требуют бумажные документы. Поэтому мы вынуждены выдавать сегодня и электронные разрешения, и, если потребуется, их распечатывать. 

- О каких федеральных структурах вы говорите?

- Их достаточно много: прокуратура, следственные органы, БТИ, Росреестр. Кстати, Росреестр сейчас также переходит на электронный документооборот, поэтому взаимодействие с ним с осени этого года значительно упростится.

- Как обстоит дело с разрешением на ввод объектов в эксплуатацию? Там та же процедура, что и с получением разрешения на строительство?

- Да, все то же самое. Разница лишь в том, что к заявлению застройщик прикрепляет справки о выполнении технических условий сетевых организаций при подключении к сетям. Эти компании не являются подразделениями правительства города, чаще всего акционерные общества, поэтому в цепочку предоставления госуслуг в электронном виде они не встраиваются. Получив справку, застройщик присылает ее нам.  Также мы требуем технический план, выполненный кадастровым инженером. 

- В течение какого времени вы выдаете разрешения на строительство и ввод?

- Еще до введения электронного документооборота в Градкодексе было отведено 10 дней на предоставление обеих услуг. С этого года срок выдачи разрешений на строительство, как и на ввод, сокращен до семи рабочих дней. 

- Стало ли проще вашему ведомству рассматривать документы в электронном виде?

- Плюс перехода на электронный документооборот заключается в том, что теперь у нас есть приложение, при помощи которого инспектор Мосгосстройнадзора, находясь на объектах, может зайти и посмотреть проект. Ему больше не надо делать выписки, копировать документацию и так далее. 

- Как обстоит дело с выдачей разрешений для индивидуального жилищного строительства?

- В таком случае действует упрощенная схема. Чтобы подать заявку на получение разрешения на строительство, необходимо зарегистрироваться на портале, либо обратиться в службу «Одно окно» с паспортом. Нужно предоставить документы на землю, градостроительный план земельного участка и схему его планировки, на которой владелец сам может обозначить границы земельного участка и расположенные на нем сооружения. На основании этих документов мы выдаем ему разрешение на строительство на 10 лет. За разрешением на ввод граждане, занимающиеся индивидуальным жилищным строительством, как правило, не обращаются, так как действует «дачная амнистия». Имея разрешение на строительство, выписку из БТИ, они могут оформить свой дом в собственность.

Василиса Чернявская