timelapse
Все темы

Год театра обращен прежде всего к зрителям

Темы в материале

В Год театра, объявленный президентом Владимиром Путиным, Союз театральных деятелей РФ запланировал обширную программу, многие из этих мероприятий пройдут в Москве. Народный артист России, председатель Союза театральных деятелей РФ, художественный руководитель театра «Et Cetera» Александр Калягин поделился с «Московской перспективой» планами на Год театра.

- В связи с тем, что 2019 год президент объявил Годом театра, на сайте Союза театральных деятелей заявлена обширная программа. Что-нибудь уже успели воплотить в жизнь?

- Началась работа над театральной энциклопедией, сформирована группа специалистов, которые утвердили так называемый словник, то есть список персоналий, учреждений, театров, которые войдут в энциклопедию. Они же будут подбирать авторов статей. Издать энциклопедию – это грандиозный труд, причем не на один год. Параллельно идет работа над концепцией закона о культуре, создана рабочая группа. И это тоже сложнейшая работа с привлечением высокопрофессиональных специалистов. Мы встречались с представителями других творческих союзов, нам важно сформулировать консолидированную позицию по всем острым вопросам.

С 10 по 14 марта в Сочи должен пройти театральный форум «Российский театр – XXI век. Новый взгляд», который соберет представителей Южного федерального округа. Всего в Год театра Союз театральных деятелей РФ проведет восемь форумов, в которых примут участие представители профессионального сообщества всех регионов.

- Каких театров Москвы прежде всего коснутся перемены?

- Никаких кадровых, организационных, правовых перемен мы не планируем. И я очень надеюсь, что никаких шагов по «оптимизации» театров предпринято не будет, тем более в Год театра. По распоряжению мэра Москвы Сергея Собянина создан оргкомитет по проведению Года театра в столице. Его председателем назначена заместитель мэра в правительстве Москвы Наталья Сергунина, а мне оказана честь стать сопредседателем.

Я уже говорил, что Год театра обращен прежде всего к зрителям. В Москве проходит юбилейный фестиваль «Золотая маска» с очень разнообразной афишей, я уверен, что на каждом спектакле будут аншлаги.

Не сомневаюсь, что каждый московский театр уже продумал спецпроекты, которые будут интересны зрителям. В «Et Cetera», например, мы придумали проект «Арт-сезоны». 21 марта на нашей сцене выступит выдающийся пианист с мировым именем Борис Березовский с сольным выступлением в первом отделении, а во втором отделении к нему присоединятся Юрий Башмет, Александр Гордон, Влад Маленко, Андрей Котов, ансамбль «Сирин» и др. Это первый вечер, за ним последуют другие.

- Как зрители приняли обновленный театр «Et Cetera» после реконструкции?

- У нас очень красивый театр. Все, кто к нам приходит, не скрывают своего восхищения. А сейчас у нас появился новый вход на улице Мясницкой. Выходишь из метро, и сразу перед тобой театр – красивейший, яркий, сверкающий. Мимо него не пройдешь, все равно остановишься, чтобы полюбоваться архитектурой. Я именно об этом мечтал, чтобы театр приковывал внимание, чтобы в него хотелось прийти. Сейчас у нас такое роскошное фойе, а раньше в небольшом пространстве размещались и фойе, и гардероб, и буфет, все это было неудобно, а теперь мы можем разместить даже музейную экспозицию. Появилось и уютное театральное кафе.

- Театр стал удобнее также для актеров и режиссеров?

- Конечно. Во-первых, у нас появилась новая сцена – Эфросовский зал. Несколько лет назад театр «Et Cetera» учредил стипендию им. А.В. Эфроса: ее получают лучшие студенты режиссерского факультета ГИТИСа. Среди них Иван Миневцев, которому выпала честь сделать первый спектакль в новом Эфросовском зале. Это спектакль «В зоне доступа» по пьесе молодого автора Полины Бабушкиной, его премьера состоялась недавно. Раньше мы не могли играть два спектакля одновременно, а теперь у нас появилась такая возможность. Новый Эфросовский зал – с хорошей звукоизоляцией, можно играть здесь и, не мешая друг другу, работать на большой сцене. Фактически у нас теперь три сцены, больше места стало и для полноценного репетиционного процесса.

Тесно было артистам, а теперь много гримерок, стало удобнее. Теснились и службы театра, а сегодня в закулисной части театра появились удобные кабинеты. Все замечательно.    

- Какими премьерами порадуете зрителей в этом году?

- В октябре вышла премьера на большой сцене – известный режиссер Адольф Шапиро осуществил постановку по пьесе Луиджи Пиранделло «Это так (если вам так кажется)». Это стильный, элегантный и умный спектакль, хотя на поверхности вполне детективная история, рассказанная с тонким юмором. К 80-летию известного драматурга и сценариста Рустама Ибрагимбекова вышла премьера «Утро туманное» по его новой пьесе и в его постановке. Параллельно работают два молодых режиссера: Полина Золотовицкая и Егор Равинский. Полина – выпускница режиссерского факультета ГИТИСа, мастерская О.Л. Кудряшова, она готовит премьеру по роману А. Мариенгофа «Циники». А Егор Равинский приступил к работе над спектаклем «Моя жизнь» по А.П. Чехову. Он выпускник мастерской Сергея Женовача, лауреат премии Биеннале театрального искусства в 2018 году, был среди нескольких молодых режиссеров, чьи работы стали победителями фестиваля «Уроки режиссуры». И еще один молодой талантливый режиссер приступит в этом сезоне к работе – это Айдар Заббаров, он тоже выпускник Сергея Женовача и эфросовский стипендиат. Эти спектакли должны выйти в новом Эфросовском зале. А большая сцена ждет мэтра – Роберта Стуруа, который обещал в марте начать работу. Название он пока не раскрывает.

- Как вы считаете, достаточно ли в столице театров? Может, для Москвы этого мало или, напротив, слишком много?

- Точно не много. Я надеюсь, что не найдется такой безумный человек, который возьмет на себя ответственность уничтожать столичные театры. Верю, что этого не произойдет и в регионах.

- Есть ли у вас время ходить в театр?

- Я сам играю спектакли, стараюсь периодически отсматривать весь репертуар. По-другому нельзя. Конечно, хотелось бы смотреть больше премьер в других театрах, но в Год театра, когда столько деловых командировок, это особенно трудно. Тем не менее я уже составил для себя список спектаклей, которые хочу посмотреть на фестивале «Золотая маска». Важно знать, что происходит не только в Москве, но и в других российских городах.

- Ваши любимые места в Москве?

- В 2005 году мы въехали в наш красивый театр на Тургеневской площади, до этого мы скитались по разным площадкам, а с 1996 года обитали в конференц-зале на втором этаже в одной из высоток на Новом Арбате. И когда началось строительство театра, я сам себе сказал: «Это чудо!». Это мои родные места, я вырос здесь. Маленьким мальчиком мечтал о своем театре, и вот практически совсем рядом с домом, где я жил, стоит театр «Et Cetera» – воплощение мечты.

- Какой предстала перед вами Москва, когда вы увидели ее первый раз? Что больше всего врезалось в память?

- Я родился в эвакуации, а когда мы вернулись в Москву, был совсем маленьким. Мы жили с мамой в доме № 7 в Малом Харитоньевском переулке. Рядом в переулке Стопани находился Дом пионеров, куда школьником я бегал заниматься в детскую студию художественного чтения. Ходил я и в Тургеневскую библиотеку, которая видна из окон моего сегодняшнего кабинета. Вот так сходятся случайности и пишутся сюжеты нашей жизни.

- Москва сегодня очень меняется. Какие изменения вам по душе?

- Мне нравится, что так много строится станций метро, это облегчает жизнь людям. Ведь в основном все работают в Москве, а в большом городе метро – это самый удобный вид транспорта. Мне нравится, что много делается для того, чтобы избавиться от пробок. Очень красиво наш город выглядит в праздники – весь сверкает, светится. Это вселяет радость, поднимает настроение.