«Интеграции и партнерские сети — это то, что нам необходимо в первую очередь»

Темы в материале:

Новые технологии

Сооснователь облачного сервиса BuildDocs (Amethyst Group) Олег Каракян рассказывает, с чего начать цифровизацию компани и какие трудности нужно преодолеть российскому рынку PropTech.

– Олег, расскажите, с чего в идеале должен начинаться процесс цифровизации в компании? Какие шаги должны стать первыми у тех компаний, которые созрели для того, чтобы переводить какие-то процессы в цифру?

По опыту нашей работы мы делим свою аудиторию на два основных сегмента: заказчики и подрядчики. Они могут быть аффилированы, однако, это два разных полюса. Эти две категории клиентов мыслят совершенно по-разному, ставят перед собой разные цели, но при этом завязаны на одном процессе.

Если мы говорим про заказчика, то с идейной точки зрения для него в первую очередь важно понимать ценность работы с данными. Понимать, что в современном мире, как любят говорить коллеги, информация это — цифровая нефть. И нужно уметь информацией пользоваться, тогда это откроет перед компаниями большие возможности.

Этот процесс может быть отчасти философским для заказчика, потому что не всегда видна прямая выгода от обработки, начала структурирования или построения стратегии в работе с данными. Заказчики чаще смотрят в сторону предиктивной аналитики, контроля процессов в девелопменте. Но охотнее всего девелопер переводит в цифру продажи. Потому что, ускорив эти процессы, он быстрее получает деньги. Или получит больше денег, или оправдает какую-то стоимость. Поэтому, во всем девелопменте самое первое, что было оцифровано, это работа с клиентами, продажи.

Но главное — идеологически, с точки зрения видения, обязательно должна быть убежденность, что цифровизация — это правильное направление работы.

Что касается подрядчика, то здесь другая история. Потому что это исполнители. Они настроены мыслить суперпрактически. И рассказывать им про то, что вот вы сможете что-то анализировать, строить какие-то планирования — неэффективно. Им нужен эффект здесь и сейчас. И по-другому они не готовы работать.

– Какой эффект может и должен ожидать подрядчик от цифровизации? В первую очередь это уход от бумажных носителей — это просто и понятно. Уход в электронный документооборот, который в строительной документации до сих пор остается вопросом номер один. Потому что те, кто работает в этой сфере, знают, что такое газель документации. Действительно нагруженная бумагами грузовая машина, и это только то, что накопилось за один квартал. И нетрудно себе представить, что только производство этой документации — это очень трудоемкий и длительный, огромный процесс, требующий массу затрат, которых теперь можно избежать. Сегодня это уже пережиток, архаизм. Поэтому, когда мы говорим подрядчику, что вот эти все мучения сейчас закончатся, и через два месяца ты про это забудешь, то ему это нравится, для него это понятная цель.

В любом случае мы стараемся доносить людям, что цифровизация не просто неминуемый глобальный тренд. Это новые возможности, которыми глупо не пользоваться. Цифра во многих процессах может избавить от сложнейшей, скучнейшей рутинной работы.

– Олег, а на уровне действия — с чего нужно начинать цифровизацию? Есть четкий пошаговый универсальный алгоритм действий?

Опять же, если мы говорим конкретно про девелопмент, можно начать с трех простейших шагов.

Первое, это заключить дополнительное соглашение с заказчиком о переходе на электронный документооборот. Ссылаясь на требования ведения исполнительной документации при строительстве Приказа Минстроя №344 прописать, что теперь мы будем обмениваться электронными документами.

Это легитимизирует возможность обмениваться ну хотя бы pdf. Это первый шаг.

Второй шаг, это перейти на электронную процедуру согласования. Сделайте себе и всем подписантам усиленные квалифицированные электронные подписи. Переведите своих подписантов на эту механику. Начните согласовывать документы в электронном виде. Вы сможете избежать процесса постоянной пересылки документации, переподписания, перепечатки.

После этого можно переходить к этапу выбора программных сервисных решений.

На этапе выбора специализированного софта надо понять, какой бизнес-процесс мы хотим оцифровать. В нашем случае мы предлагаем выбрать исполнительную документацию. Она содержит в себе массу данных, имеет самое сильное влияние на строительный процесс. Мы не просто так пришли к этому пониманию, раньше мы продвигали предиктивную аналитику, пытались создать сервис цифровых журналов. Но в итоге рынок не показал заинтересованности в этом продукте. За счет обратной связи мы поняли, что исполнительная документация — вот то самое больное место, где сосредоточено больше всего проблем для строителей.

– Какие сегодня самые яркие тренды и тенденции, которые вы бы выделили на рынке PropTech?

Мне кажется, что основной негативный тренд на нашем рынке сегодня — разобщенность IT-компаний, некая вредная конкуренция между разработчиками. Это даже не конкуренция в классическом понимании, она выражается не в противодействии. Это, скорее, отсутствии взаимодействия, диалога, общих правил игры, понимания выгод. И это очень сильно нас сдерживает. Кстати, именно поэтому образовался Amethyst Group, чтобы объединить усилия для достижения общей цели. Внутри нашей группы компаний мы стараемся взаимодействовать, однако, это не так просто, как кажется. Нужно продумывать механизмы, которые будут сохранять здоровую конкуренцию, выгоду от сотрудничества пропорциональную затратам, репутации и так далее. С кем бы из IT компаний мы не общались, всегда больше вопросов чем предложений. Но ведь цель общая -- повышение привлекательности цифровых продуктов в целом, возможно, балансирующая роль здесь должна быть у регулятора или медиа. Одним словом, разобщенность затрудняет развитие, это негативный тренд. Чтобы его преодолеть, каждый руководитель должен понять, что интеграции и партнерские сети — это то, что нам нужно делать сейчас, в первую очередь.

Второй безусловный тренд сегодня — большие данные. Внутри этого тренда есть два важных аспекта: каким образом мы собираем эти данные, и каким образом мы их обрабатываем.

Потому что многие IT-компании собирают данные, но при этом не могут представить, как их можно использовать в отрыве от бизнес-процесса. Надо научиться объединять массивы данных, научиться применять их для разных целей. Но этим должны заниматься профильные департаменты или компании, которые специализируются на анализе данных, построении математических моделей.

– Олег, давайте порассуждаем о людях. Как цифровизация изменит рынок кадров? Может быть, какие-то профессии уйдут или изменятся?

Я думаю, что профессии никакие не уйдут, они просто трансформируются, изменятся должностные инструкции, мы уже сейчас их меняем. В рамках нашей работы мы создаем новый формат, новый инструментарий для специалиста, который его освобождает от элементарных рутинных задач.

Если мы начинаем пользоваться компьютером, мы не испытываем трудности с кульманом, с черчениями, со всеми этими историями, как это было раньше. Так же в нашем случае новый формат работы высвобождает творческий потенциал специалиста и его время.

Возвращаясь к нашей целевой аудитории — у нас документацией занимаются инженеры, люди с высшим образованием, творческие личности, конструктора. Они должны создавать, изобретать, конструировать, а они занимаются заполнением стандартных бумажек. Смысл не в том, чтобы их всех уволить и заменить роботами, а в том, чтобы понять, как мы можем знания, опыт, компетенции этих инженеров использовать для улучшения своих решений, продуктов, инфраструктуры.