Новая Анапа: российские туристы получат еще одну жемчужину у Чёрного моря
В прошлом году в Краснодарском крае стартовали работы по созданию курорта с символичным названием «Новая Анапа». Он расположится недалеко от «старого» города, столь популярного у туристов нашей страны. Уже прошел открытый Всероссийский конкурс с международным участием на разработку концепции «Новой Анапы», в итоге победителем стал консорциум под лидерством ООО «Творческие технологии». Исполнительный директор компании Вартан Аветов рассказал, в чем главные особенности предложенного командой проекта, каковы сроки его реализации и сможет ли «Новая Анапа» стать курортом мирового уровня.
– Вартан Романович, сколько времени заняла подготовка к конкурсу и как она проходила? Какие исследования проводились?
– Наша компания «Творческие технологии» является лидером консорциума, который стал победителем конкурса. Также в его состав входят такие компании, как ГК «Кронвелл» – гостиничный оператор с 30-летним опытом, НИиПИ градостроительства Московской области, АО «ИнфраВЭБ». Кроме того, мы привлекали архитекторов, PR-агентства, маркетинговые компании, большой круг субподрядчиков и соисполнителей.
Конкурс проходил в два этапа. Первый – с июля по август 2023 года. Тогда нам нужно было представить эссе с идеями по строительству курорта и гипотезу первоначального планировочного решения. В результате отбора в конце августа среди 50 участников, в числе которых были и международные специалисты, определились три финалиста, четвертым стал специальный участник – группа студентов.
Перед нами стояла задача до 9 ноября разработать документ, сопоставимый с мастер-планом. Столь сжатые сроки привели практически к круглосуточной работе над проектом.
Что касается исследований и опросов, то их было довольно много, причем не только среди местных жителей, но и среди представителей бизнеса, гостиничных операторов, девелоперов, строительных компаний.
– Расскажите об особенностях концепции: будут ли применять на курорте новые технологии – «умные» системы и другие «фишки»?
– Мы создали первый в России круглогодичный семейный и комфортный курорт, на основе которого должен быть создан мастер-план.
Все наши архитектурные, градостроительные и планировочные решения по курорту «Новая Анапа» в первую очередь основаны на созданной нами бизнес-модели круглогодичного курорта.
Предложенные объекты гостиничного и санаторно-курортного направления расположены на первой линии Чёрного моря и лиманов, которые окружают Благовещенскую косу.
Это очень интересный объект – большой транспортно-пересадочный узел с вертолетными площадками, которые предполагают возможность приемов дронов-доставщиков.
C одной стороны, Благовещенская коса – это Мекка для кайтсерферов и яхтсменов, ведь там очень комфортные для подобных видов спорта ветровые нагрузки. С другой – перед архитекторами и градостроителями стоит сложная задача, заключающаяся в том, как расположить здание, чтобы было комфортно всем отдыхающим на этом курорте. Поэтому мы предусмотрели мероприятия по ветрозащите.
Внутри территории запланировали комфортную среду, состоящую из тематических парков, которые в том числе обеспечивают круглогодичность курорта.
Также мы предложили круговое движение по курортной территории. Кольцевое движение по эллипсу обеспечивает распределение транспортных потоков. Вдоль него запланирована прокладка инженерного коллектора – такое решение позволяет упростить процесс строительства и реконструкции объектов курорта.
– Какие объекты появятся в «Новой Анапе»?
– Мы стремились понять, как сделать этот курорт круглогодичным, поскольку наше Черноморское побережье – не самое комфортное в зимний период. Основная идея – расположить внутри главной транспортной артерии большой набор тематических парков, которые будут привлекать не только проживающих в гостиницах и отдыхающих в санаториях, но и однодневных экскурсантов.
Мы предложили создать большой зеленый парк, детский тематический парк, парк «Инновационная Россия», один из крупнейших в стране термальных комплексов, аквапарк и большой комплекс под названием «Старый город» – такой этноисторический парк, отчасти иммерсионный город с маленькими уютными улочками.
Хочу отметить наших архитекторов: Михаил Филиппов – автор градостроительных решений «Старого города»; Максим Атаянц – автор проектов санаториев в классическом стиле. Архитектурное бюро под руководством Александры Соколовой подготовило проекты двух отелей в более современном стиле – в виде кораблей, а также визит-центра, являющегося транспортно-пересадочным узлом и местом встречи для туристов.
Стоит отметить специалистов и архитекторов НИиПИ градостроительства. В частности, Алексей Полищук под руководством Дмитрия Климова разработали очень интересную марину, где помимо причалов, стоянки для яхт и кораблей заложена возможность строительства гостиничных корпусов с учетом ограничений по этажности, существующих в этом районе.
– Мастер-план территории должен быть принят в первой половине 2024 года. На какой стадии он сейчас находится?
– Мы являемся победителями конкурса на архитектурные, планировочные, градостроительные решения по курорту. А сам мастер-план разрабатывает другая команда, которая в прошлом году стала победителем конкурсной процедуры на контракт с корпорацией «Туризм.РФ». Разработка мастер-плана и конкурс проводили параллельно.
Мы рассчитываем, что итоговый мастер-план будет включать предложенные нами решения. Координационный совет, который создан корпорацией «Туризм.РФ», направлен как раз на то, чтобы все лучшие решения финалистов, а не только победителей, интегрировать в мастер-план. По нашей информации, мастер-план находится в активной стадии разработки, «Туризм.РФ» планирует его представить в конце марта.
К слову, интерес к проекту очень высокий, так как уже собираются потенциальные инвесторы: 11 из них – компании федерального уровня и 14 – регионального.
– Какие этапы проекта вы можете выделить? Когда, на ваш взгляд, он будет реализован полностью?
– Финалисты предложили разные варианты, но звучала основная идея: не нужно растягивать это на долгие годы. Первый этап – это инженерное и транспортное обеспечение территории Благовещенской косы. Задача непростая и порой требует нетривиальных решений. Сейчас, насколько мы знаем, идут обсуждения и выработка решений.
На втором этапе мы предложили строительство объектов сопутствующей инфраструктуры – тематических парков. А по мере появления интерактивных объектов, конечно, – возведение гостиниц и санаториев.
Трехэтапная реализация проекта позволила бы курорту «зажить» как городу в едином стиле и архитектурном исполнении.
– «Новая Анапа» расположится на удалении от самого города-курорта. Это плюс или минус проекта?
– Мы недавно обсуждали, насколько правильным было решение строительства в чистом поле вместо развития территории приморских городов. Но антропогенную нагрузку, которая существует на пляжах Анапы, необходимо растягивать по побережью.
Возможность строительства на новой площадке и на удалении от города мы расцениваем скорее как плюс. Это шанс заложить там совершенно новые градостроительные решения и «фишки», а не находиться в продолжении города.
Сама территория «Новой Анапы» займет 1,8 тыс. га, под градостроительную активность будет отдано 937 га, поскольку есть ограничения из-за особо охраняемой природной территории. Протяженность прибрежной территории вдоль первой линии отелей составит порядка 6 км.
– Транспортная доступность и связность территорий – важные составляющие любого проекта, особенно когда это, по сути, город в городе. Как будет устроена транспортная система в «Новой Анапе»?
– На въезде в курортную зону мы предложили построить большой транспортно-пересадочный узел, включающий крупные стоянки для автобусов туроператоров и многоуровневую парковку, ведь часто туристы путешествуют на машинах.
Он сможет принимать и аэроэкспрессы, по которым, правда, еще не принято окончательных решений, и воздушный транспорт в виде вертолетов.
К тому же, наша задача состояла в том, чтобы ограничить передвижения транспорта по территории самого курорта. Однако не совсем правильно делать всю территорию свободной от машин. Мы рассчитываем, что здесь будет отдано предпочтение электротранспорту, шаттлам курортного типа.
Яхтенная марина тоже будет иметь транспортную функцию. Она подойдет для приема пассажирских судов из соседних городов – Геленджика, Сочи.
– Какие объекты планируется построить для местных жителей? Получат ли они дополнительную социальную инфраструктуру?
– Конкурсные условия не предусматривали включение в концепцию объектов социальной инфраструктуры – школ и детских садов. Мы, со своей стороны, предложили возвести на курорте комфортные общежития и апартаменты для персонала.
– Сколько рабочих мест планируется создать в «Новой Анапе»?
– Это пока открытый вопрос. Разные расчеты показали от 18 до 25 тыс. мест приложения труда. Все зависит от итоговых решений, которые будут приняты в мастер-плане.
– Как повлияет реализация проекта на развитие туризма в регионе?
– Черноморское побережье и вся территория Краснодарского края – точки притяжения для туристов, количество которых растет год от года. Наша страна настолько великолепна с точки зрения истории, природы и красоты, что мы обязаны создавать такие точки, которые будут развивать наши регионы и открывать их по-новому для наших граждан.
– Сможет ли «Новая Анапа» стать курортом мирового уровня?
– Когда мы приступили к работе над этим проектом, то поняли, что хотим принимать участие в создании курорта, проектировать, строить, инвестировать в него и управлять отдельными объектами. Но главное – мы хотим отдыхать в «Новой Анапе» со своими семьями. Наши сотрудники побывали в самых разных частях планеты и многое повидали, а все лучшее постарались внести в проект. Поэтому мы рассчитываем, что наш курорт будет вызывать интерес и у международных туристов.
Второе место в конкурсе на разработку концепции курорта «Новая Анапа» занял консорциум под лидерством Института «Мосинжпроект». Источником вдохновения для команды стала уникальная идентичность места:
- местная природа – уникальный пояс дюн;
- архитектурные традиции места;
- разнообразная культура Черноморья.
Среди самых необычных объектов предлагаемой на конкурс концепции был ЗАГС-отель с уникальным сочетанием функции, места и архитектурного решения. Его образ напоминает дюны и лежащие среди них древние амфоры.
Проект включал и эноцентр – винный музей в окружении парка, предлагающий насыщенную событийную программу и винное спа в бутик-отеле. По замыслу авторов, центр стал бы работать круглый год, а фестиваль молодого вина позволил бы привлечь туристов в осенний период.
Кроме того, предлагалось возвести фиджитал-центр с крупнейшей кибер-ареной России, в котором сочеталась бы физическая активность и цифровые технологии.
Центральный бульвар представляет собой самое длинное в России пешеходное пространство с контролируемым климатом.
Ключевая «фишка» – набережные с дюнами. Пляжи на полуострове песчаные, что делает этот курорт поистине уникальным. Особое внимание уделяется охране дюн, которые могут менять свою форму под воздействием ветра. Специальные мостки на «ножках» позволят сохранить природную красоту дюн и не мешать им развиваться.
Первой задачей для института стало создание консорциума – привлечение команды профессионалов разных профилей. Далее лидер определил генеральный план всей территории и расположение основных инвестиционных лотов.
Затем определили транспортный каркас: местоположение новой магистрали, связывающей территорию курорта «Новая Анапа» с городом Анапой (в обход станицы Благовещенская, для минимизации транзитного транспорта в ней), место размещения транспортно-пересадочного узла, автобусных остановок, марины и др.
Специалисты определили типы и основные маршруты общественного транспорта. Совместно с компанией «ЛабГрад» были рассчитаны показатели транспортной инфраструктуры. Институт «Мосинжпроект» определил также местоположение центрального бульвара и структуру пешеходных пространств, велосипедных дорожек, велопешеходной связи с Анапой. Совместно с бюро Wowhaus шла разработка архитектурных доминант курорта и размещение их на генплане.
В числе работ, проведенных Институтом «Мосинжпроект»:
- совместное с компанией «Наследие Кубани» определение стратегии и последовательности археологических исследований;
- разработка концепции инженерных сетей, мощности и расположение основных инженерных центров, учет возможного роста курорта;
- планирование очередности застройки и проекта организации строительства.
В Москве обсудили строительство городов будущего



