Руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов - о новых дорогах, школах, больницах и программе реновации
Темы в материале:
Конец лета и осень - горячая пора у московских строителей, у которых к этому моменту, как правило, близится завершение многих проектов. Какими новостройками они порадуют жителей столицы в ближайшее время? Об этом шел разговор на «Деловом завтраке» в редакции «Российской газеты» с руководителем Департамента строительства Москвы Рафиком Загрутдиновым.
Диаметр на старте
– Рафик Равилович, власти Москвы обещали, что северный участок Московского скоростного диаметра будет введен в строй к Дню города. Получается?
– Рафик Загрутдинов: Такую задачу мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поставил перед нами еще в начале года, и мы прилагаем все усилия, чтобы ее выполнить. Северная часть диаметра самая тяжелая. Строить ее пришлось, не останавливая движение на крупных городских магистралях и в окна на железной дороге, так как трасса пересекает большое количество путей. Не говоря уже о том, что мы переложили там огромное количество коммуникаций. И тем не менее работы идут по плану. Завершаем сейчас сооружение эстакады, одной из крупнейших в городе, которая пройдет от Алтуфьевского до Дмитровского шоссе. Длина ее - 2,4 километра, а вместе с боковыми проездами - 8 километров. Местами эстакада проходит на высоте 21 метра - на опорах фактически с семиэтажный дом. Всего же на МСД протяженностью 68 километров будет 136 искусственных сооружений - по другому в таком плотно застроенном городе, как Москва, построить бессветофорную магистраль невозможно.
– Если оценивать в процентном отношении, какова готовность Московского скоростного диаметра?
– Рафик Загрутдинов: Северный участок внутри МКАД приближается к 100 процентам. Остались детали - наносится разметка, идут пусконаладочные работы по освещению, автоматизации и диспетчеризации дорожного движения. Параллельно готовим документацию для ввода первой части в строй. К Дню города по нему запустим движение. Южный участок построен на 48 процентов. Полностью по всей трассе поедем в 2023 году.
90,1 километра новых дорог планируется построить за 2022 год в столице
– Когда дорогу только начинали строить, жители близлежащих районов опасались, что увеличившийся поток машин, которые поедут под окнами домов, очень осложнит их жизнь. Что сделано для того, чтобы этого не случилось?
– Рафик Загрутдинов: Когда после Дня города вы сядете в машину и прокатитесь по северной части Московского скоростного диаметра, сами увидите: большая часть трассы идет вдоль железных дорог и по промзонам. Там же, где магистраль приближается к жилым домам, как, например, в районе Ботанического сада, где появилась новая застройка, мы выполнили все требования, существующие для снижения шумового воздействия. Установили, в частности, шумозащитные экраны. И не только в этом месте - по всей трассе их оборудовано в общей сложности 27 километров. В квартирах москвичей, дома которых оказались в ближней зоне к дороге, поменяли окна на шумозащитные с клапанами для проветривания. Да и само дорожное полотно, которое мы укладываем, обладает шумопоглощающим эффектом. Хочу обратить внимание еще на один момент. Наибольший шум и вредные выхлопы машины издают в пробках, на бессветофорной трассе, как МСД, от их двигателей вредное воздействие минимальное.
Если же говорить об эффекте магистрали, его трудно переоценить. С севера на юг столицы можно будет проехать, минуя центр, за 40 минут. Улучшение транспортной ситуации почувствуют жители 44 районов города. К тому же напомню, появляется не просто новая дорога, а в рамках формирования нового транспортного каркаса в эти районы приходят и новые станции метро, и Московские центральные диаметры, и новые маршруты общественного транспорта. В итоге москвичи по ряду маршрутов будут в полтора-два раза меньше тратить времени на дорогу. Взять хотя бы район Люблино. Чтобы доехать до нового Восточного вокзала, ближайшего теперь к нему, прежде жителям требовалось 40-50 минут, а сейчас хватит 20.
Имеет значение и то, что когда мы строим в Москве любую магистраль, то приводим в порядок всю дорожно-транспортную инфраструктуру, расположенную по соседству. В итоге все районы реновации, а их много вдоль МСД, тоже получают новые въезды и выезды.
Все новые хорды в Москве, включая Южную рокаду, откроются для движения уже в 2023 году
– Идея соединить Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды в один диаметр родилась не сразу. Что-то пришлось для этого достраивать?
– Рафик Загрутдинов: Нет. Потребовалась лишь небольшая корректировка в месте стыковки в районе шоссе Энтузиастов.
– Запуск МСД в 2023 году будет означать и финиш строительства всех хорд, включая Южную рокаду?
– Рафик Загрутдинов: Да, сооружение Южной рокады завершим до конца следующего года. Мэром поставлена задача запустить все хорды в комплексе. Всего в 2022-м году в городе планируется построить 90,1 километра новых дорог.
Главное - не останавливаться
– С началом спецоперации в Москве звучали предположения, что стройки заморозятся. Что, дескать, будет не до них. Но, как видим, все идет по плану?
– Рафик Загрутдинов: Нам предсказывали остановку и во время пандемии коронавируса, но мы выполнили все, что планировалось правительством Москвы. Ни на день не останавливались и в этом году. Чтобы сразу внести в ситуацию ясность, по распоряжению мэра мы собрали всех крупных подрядчиков и сказали: город не сокращает свои инвестиции ни в одну городскую программу. От вас требуется одно: четко, в срок выполнять свои задачи. Все проблемы, возникавшие по ходу, решались молниеносно. Появились, например, у банков сложности с оборотными средствами. Федеральный центр оперативно принял поправки в N44 -ФЗ, позволившие субъектам вносить изменения в ранее заключенные контракты. Для строителей это было главное решение: город получил возможность увеличить застройщикам авансирование с казначейских счетов с 30 до 50-70 процентов. В результате ни подорожание металла, ни некоторые сложности с логистикой не сказались на темпах работ. Стройка не только не замедлилась, но пошла даже быстрее. Скорость для нас важнее всего, так как любое промедление ведет к удорожанию строительства. Уход ряда иностранных компаний с российского рынка хотя и привел к увеличению затрат, но не критичному - не более чем на 7-12 процентов. Тем более что необходимые деньги на все новостройки в бюджете заложены.
– А как обстоят дела со строительством Северного дублера Кутузовского проспекта?
– Рафик Загрутдинов: Он построен уже почти наполовину силами концессионера. Мы оказываем ему всяческое содействие. Освободили территорию, помогаем в выносе инженерных коммуникаций, строим путепроводы и пешеходные переходы. Новая магистраль состоит наполовину из искусственных сооружений. Например, МКАД и Рабочий Поселок соединит двухкилометровая эстакада, в районе Фили появится мост через Москву-реку, через железную дорогу - множество путепроводов. В данный момент строятся сразу шесть эстакад, ведущих на Кольцевую и Северный обход Одинцово. После пуска движения на этом дублере на полную мощность заработает и Молодогвардейская транспортная развязка, в результате проехать от МКАД к Московскому международному деловому центру "Москва-Сити" можно будет буквально за 7-8 минут. А ведь это часть города, где работают тысячи москвичей, а также активно реализуется программа комплексного развития территорий.
– На МКАД реконструируются четыре развязки. Когда они откроются?
– Рафик Загрутдинов: На развязке с Осташковским шоссе часть искусственных сооружений открылась еще в июне, к Дню города запустим движение полностью. На пересечении Алтуфьевского шоссе с Кольцевой идет монтаж путепровода и устройство временных съездов, до конца этого года завершим основные работы. Пустить планируем в первом квартале 2023 года. В работе еще две развязки - Верхние Поля - Капотня и с улицей Липецкой. На первой идет монтаж опор эстакад и путепроводов через железную дорогу, ее планируем достроить также в 2023 году. Крупную связку с улицей Липецкой, состоящую из нескольких путепроводов, тоннеля и четырех пешеходных переходов, по контракту должны завершить в 2024 году. Специфика работы на МКАД состоит в том, что транспортный поток на ней не остановишь - так велика потребность в Кольцевой. Поэтому приходится выбирать такое время для работ, когда для движения будут причинены минимальные неудобства. И тем не менее с 2010 года мы построили уже 18 развязок. Безопасных, с направленными съездами вместо прежних клеверного типа, на которых происходило множество аварий. Если же мысленно выстроить в одну линию все новые съезды и разгонные полосы, которые появились в ходе этой реконструкции, получится, что 108-километровая МКАД стала вдвое длиннее. И пробок на ней стало значительно меньше, и ДТП.
С пуском Московского диаметра в столице появится первая скоростная дорога, позволяющая пересечь город без светофоров и пробок
– Заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев недавно рассказал, что сейчас идет планирование строительства до 2030 года. Предполагается, что за эти годы может быть построено еще 600 километров дорог. Где именно они могут появиться?
– Рафик Загрутдинов: О точных маршрутах говорить рано, программа еще только составляется. Например, рассматривается связка Московского скоростного диаметра в районе метро «Лихоборы» до Третьего транспортного кольца в районе метро «Рижская». Это большая трасса по три полосы движения в каждую сторону, которая могла бы зайти в город от Бусиновской развязки, потом повернуть налево к эстакаде, которую мы скоро вводим, дойти до Дмитровки и дальше стать дублером Дмитровского шоссе практически до Третьего транспортного кольца. На юге в зоне действия МСД предполагается дублер Варшавского шоссе, а также продление дублера Люблинской улицы до района Южного порта.
– Вы любите ездить за рулем?
– Рафик Загрутдинов: Конечно. Когда в выходной день есть время, обязательно стараюсь прокатиться.
– Какая у вас любимая дорога из построенных?
– Рафик Загрутдинов: С удовольствием езжу по Северо-Западной хорде и по действующему северному участку МСД. Раньше возле Черкизовского рынка всегда стоял в пробках, а сейчас пролетаю мимо без задержки, просто наслаждаясь хорошей дорогой, видами нашего красивого города. Все вылетные магистрали столицы стали не только быстрее и удобнее для передвижения, но и красивее - везде вдоль них посажены тысячи деревьев, проведено благоустройство, отремонтированы фасады домов. Очень люблю бывать и в центре, наблюдать, как преображается Москва. Но лучше всего ездить по столице в новогодние праздники, когда город весь в иллюминациях и дороги не очень загружены.
В новых классах идут уроки
– У юных москвичей начался новый учебный год. Многие из них встретили его в новых школах и детсадах...
– Рафик Загрутдинов: К 1 сентября в городе введены в эксплуатацию более 30 образовательных учреждений, департамент строительства выступал заказчиком 9 из них. Строим практически по всему городу - и в центре, и в Некрасовке, Новопеределкино, других районах. И так практически каждый год - Москва не снижает масштабов строительства школ и детских садов, ведь потребность в них все больше - если в 2010 году в них ходили 1,1 миллиона детей, то в этом году на полмиллиона больше. Поэтому в планах до конца года у нас ввести еще 8 объектов образования.
– Чем отличаются новые московские школы от тех, в которых учились дети, скажем, хотя бы десять лет тому назад?
– Рафик Загрутдинов: Школ, где ребята просто сидят на уроках, а если и двигаются, то только на уроках физкультуры в спортзале, в Москве больше нет. Как нет в городе теперь и типовых школ. У каждой свое лицо, не только с архитектурной точки зрения, но и содержания. В основу проектов закладывается стандарт "Московская школа". В соответствии с ним во всех школах предусмотрены помещения для различных типов деятельности обучающихся с учетом возрастных особенностей детей. Игровые, практикумы, классы-студии, IT-полигоны, кабинеты робототехники... Нет замкнутых помещений, все пространства легко трансформируются, их без проблем можно приспособить к любому виду занятий. И обязательное требование: все учебные заведения должны быть доступны для маломобильных, с входом, максимально приближенным к уровню земли, для легкого доступа в здание на коляске.
– Бассейны в школах есть?
– Рафик Загрутдинов: В детских садах есть, например, восемь садиков за 2022-2024 годы построим именно с бассейнами. Малышей трудно водить, скажем, в физкультурно-оздоровительные центры, которые в рамках программы развития спорта мы строим почти в каждом районе Москвы. А школьникам вполне под силу сходить поплавать и в ФОК. Но и в школе ребятам есть чем заняться, потому что в них имеются свои оздоровительные многофункциональные спортзалы, а также площадки для занятий на свежем воздухе футболом, баскетболом, волейболом и даже гимнастикой.
– Читательница «РГ» Зоя Лаврова, у которой сын в будущем году пойдет в первый класс, спрашивает, скоро ли построят школу у них рядом с домом, на улице Правды?
– Рафик Загрутдинов: Строить эту школу начали недавно, но в будущем году планируем ввести в строй. Это будет хороший учебный корпус на 400 мест: 200 для школьников и 200 для детсадовцев. В школьном блоке разместятся классы, кабинеты логопеда и психолога, библиотека, актовый и спортивный залы, медиатека, помещение для продленки, а также пищеблок полного цикла - то есть еду детям будут готовить на месте, а не привозить в контейнерах. Для дошколят запланированы 8 групповых ячеек с раздвижной трансформируемой перегородкой, каждая из которых включает спальню, буфет, игровую, а также свои музыкальный и спортивный залы, комнаты для кружков и развивающих занятий.
Квадраты здоровья
– Столичные врачи вовсю готовятся к работе в новых скоропомощных корпусах, которые должны открыться в шести крупнейших городских больницах. Скоро они будут сданы в эксплуатацию?
– Рафик Загрутдинов: Строительство скоропомощных корпусов, где экстренная медицинская помощь будет оказываться по новым стандартам, идет по плану. Сооружение двух из них - для НИИ имени Склифосовского и Городской клинической больницы имени Боткина, завершится в этом году, еще два - на территории больниц Буянова и Филатова - планируется ввести в следующем году. Этот год в Москве в целом можно назвать годом здравоохранения. У нас одновременно строится порядка 30 объектов общей площадью полмиллиона квадратных метров.
– Какие еще клиники в ближайшее время получат новые здания?
– Рафик Загрутдинов: Близится к концу строительство еще одного совершенно уникального лечебно-диагностического комплекса МКНЦ им. Логинова. В 2020 году мэр Москвы Сергей Семенович Собянин принял решение отказаться от реконструкции его зданий советской постройки, а построить новый корпус. Прошло всего восемнадцать месяцев, а мы уже завершаем его сооружение. Сейчас идет монтаж высокотехнологичного тяжелого оборудования, а также установка суперсовременного лучевого оборудования. Я уверен: это будет один из лучших онкологических центров и в Москве, и во всей стране. Пациенты в нем смогут получить все виды помощи - от диагностики до высокотехнологичного лечения и реабилитации. Причем происходить это будет не в привычных больничных палатах, а в уютных комнатах, напоминающих скорее номера четырех-пятизвездочного отеля. В каждой - санузел с душем. Кровати многофункциональные, с электроприводом, чтобы лежа без посторонней помощи можно было изменить положение тела. Для вызова медсестры достаточно нажать кнопку. Для бесед с родственниками предусмотрены переговорные комнаты... Именно такие клиники видели наши медицинские технологи, проехав по медцентрам Европы, Америки, Кореи. В начале 2023 года новый центр смогут оценить и первые пациенты.
Еще один новые комплекс получит инфекционная клиническая больница N 1 на Волоколамском шоссе. Это будет крупнейший в стране инфекционный стационар. Три корпуса общей площадью 100 тысяч квадратных метров - в пять раз больше, чем старое здание на этой территории. Их объединят общим единым пространством и наземными переходами, что позволит врачам и пациентам передвигаться между отделениями и службами, не выходя на улицу. В этой клинике будут 546 мельцеровских боксов, которые позволяют надежно изолировать пациентов и не дать распространиться любой инфекции.
– Есть ли проблемы с оснащением новых клиник?
– Рафик Загрутдинов: Нет. Вся необходимая техника и оборудование закуплены и поставляются в срок.
– Больница в Коммунарке, так выручившая Москву в момент прихода пандемии коронавируса, скоро будет достроена?
– Рафик Загрутдинов: В этом году достроим на ее территории детский корпус на 180 коек. В нем для детей и их родителей также будут созданы самые комфортные условия - одно-, двухместные палаты с большими светлыми окнами, высокими потолками. Для пациентов предусмотрено лечение самых разных заболеваний по лучшим методикам, включая онкологию. А в будущем году введем в эксплуатацию и корпус лучевой терапии на 50 коек и еще на 8 так называемых "горячих коек" - для лечения больных радиоактивными препаратами.
Новоселья множатся
– Рафик Равилович, как продвигается программа реновации в городе?
– Рафик Загрутдинов: В этом году исполнилось пять лет с момента принятия закона о реновации. Реализация программы идет в соответствии с намеченными этапами, финансирование выделено в полном объеме. Всего с момента ее старта построено 2,6 миллиона квадратных метров нового жилья. С начала года уже сдали 29 домов площадью 340 тысяч квадратных метров, всего в этом году будет построено порядка миллиона "квадратов". В новые квартиры переехали или находятся в процессе переезда 71 тысяча москвичей. Сформирован большой задел: в стройке находятся 166 домов - это еще 2,7 миллиона квадратных метров, плюс 237 домов, или 4,7 миллиона "квадратов" - в проектировании. К качеству нареканий у горожан нет, об этом свидетельствует то, что около 90 процентов участников программы дают согласие на переезд в первый месяц. Что еще интересно, до сих пор появляются люди, которые ранее голосовали против программы реновации, а сейчас хотят вступить в нее.
– Можно ли сказать, что волновое переселение из старых домов в новые, как планировалось организовать, уже началось?
– Рафик Загрутдинов: Конечно. Мы больше сотни старых домов снесли, и на их месте уже идет строительство 36 новостроек площадью более полумиллиона "квадратов". Это и есть начало второй волны.
ЖК «Береговой» в Филях строился на продажу, но в нем выделяют квартиры и участникам программы реновации. Это исключение или дальше может применяться такая практика?
– Рафик Загрутдинов: В Москве есть микрорайоны, в которых трудно подобрать стартовую площадку для строительства дома по реновации. И тогда мы договаривается с крупными застройщиками, которые строят там жилье, о том, чтобы они построили по стандартам программы квартиры, которые город у них выкупит для москвичей из домов, идущих под снос. Именно такой случай произошел и с «Береговым». Он не первый и, скорее всего, не последний. Не смотря на то, что в ближайшее время мы сможем строить по два-три миллиона квадратных метров нового жилья в год для реновации, в каких-то частях города сложности с переселением все равно будут. Но они решаемые.
– Дома, строящиеся по этой программе, по городскому стандарту должны оснащаться системами сигнализации, диспетчеризации, вентиляции и прочей автоматикой. Все это устанавливается? Не пришлось отказаться от чего-то просто потому, что нет этих систем?
– Рафик Загрутдинов: Ничего не изменилось ни на миллиметр. Все, что положено по проекту, ставим. И видеокамеры, и пожарные датчики, и системы безопасности. То же и в квартирах. К моменту, когда будущие новоселы получат ключи, каждая из них уже оборудована всем, чтобы можно было зайти и жить.