Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
ТиНАО
Крупный образовательный комплекс появится в Коммунарке
Инфраструктура
Центр обработки данных возвели в районе Отрадное
Международный медкластер
В Москве построен Центр хронических болезней
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Главная Интервью
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Парковки
Транспорт
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Парковки
Транспорт
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура

Присоединяйтесь

Сергей Кузнецов: «Кураторские проекты – лучшее, что есть на Зодчестве»

Темы в материале:

Градостроительная политика

2 нояб. 2018 г. 14:05

Архитектурные выставки, и фестиваль «Зодчество», в том числе, – это всегда поиск баланса между профессиональным дискурсом и популярной подачей. О специфике трансляции профессиональной информации для широкой аудитории рассказывает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

- Можно ли сделать архитектурную экспозицию понятной и интересной как для профессионалов, так и для широкой аудитории? Насколько удается решить эту задачу на «Зодчестве»?

- Я участвовал во многих выставочных мероприятиях и как куратор, и как экспозиционер. И могу сказать, что в плане интересности и качества подачи архитектурного материала в абсолютном топе находится венецианская биеннале. Эта выставка делается для людей и отсюда ее огромная посещаемость. Добиться такого результата – сложнейшая задача, требующая высокопрофессиональной команды, умеющей не только решать весь комплекс экспозиционных и программных вопросов, в том числе привлечения «звездных» кураторов и участников, но и вопросов взаимодействия с городом, привлечения финансирования, и так далее.

Также интересен и показателен пример Международного архитектурного фестиваля WAF. В середине ноября на Культурном форуме в Санкт-Петербурге, на секции «Креативная среда и урбанистика», которую я курирую, выступит Пол Финч – один из инициаторов и руководителей WAF. В числе прочих вопросов мы будем обсуждать возможность проведения в России одного из следующих фестивалей или фестиваля, аналогичного WAF.

Наиболее успешные проекты отличает коллаборация различных институций. Объединение усилий и комбинирование различных точек зрения и подходов к заявленной теме всегда обогащают экспозицию, придавая ей глубину и многогранность. И если бы передо мной встала задача организовать фестиваль, подобный «Зодчеству», я первым делом пригласил бы к сотрудничеству Притцкеровский комитет или того же Пола Финча. Уверен, что их участие, сочетание их видения и опыта с нашей фактурой могло бы дать очень интересный эффект, и уверен, такое мероприятие пользовалось бы популярностью среди самой широкой аудитории. Этот эффект – иного отношения, более внимательного, что ли, к тому, что говорят или делают там, продолжает работать в нашей стране. Мне кажется, именно он сработал с парком «Зарядье». Хвалебные отклики в зарубежных СМИ привели к бурному подъему популярности и публикуемости парка.

Мне кажется, что «Зодчеству» в том виде, в каком оно есть сейчас – скорее профессионального цехового мероприятия, замкнутого на себе и никак не работающего с привлечением широкой аудитории, было бы очень полезно перенять опыт мировых архитектурных фестивалей, в том числе в плане сотрудничества с мировой прессой и с мировыми институциями.

Огромное значение для подъема авторитета премий, вручаемых на «Зодчестве», дало бы приглашение в жюри архитекторов мирового уровня и разработка системы оценок конкурсных проектов, гарантирующих отсутствие ангажированности.

Но в целом я могу сказать, что «Зодчество» активно развивается и пытается искать новые форматы для того, чтобы сохранить эту действительно значимую для многих архитекторов из различных регионов возможность выставить свои проекты и постройки, встретиться с коллегами и обсудить актуальные вопросы архитектурно-строительного рынка на этом главном архитектурно-градостроительном событии России.

Эту работу можно и нужно продолжать, перенимая опыт и сотрудничая с ведущими архитектурными институциями. В том числе с нашим Комитетом по архитектуре и градостроительству Москвы, который регулярно показывает на «Зодчестве» свою экспозицию, отражающую наиболее яркие и значимые события архитектурной жизни столицы. И мы готовы расширять свое участие, как делаем это на Арх Москве, например.

- Вы считаете, что в России есть запрос на создание некой открытой площадки для того, чтобы говорить об архитектуре, ее проблемах и достижениях?

- Я считаю, что популяризация архитектуры крайне важна. В любых форматах. Нужно развивать свои СМИ, свои интернет-издания, нужно идти к людям. Одновременно с проблемой неосведомленности общества об архитектурной политике и практике, существует еще одна достаточно болезненная тема: отсутствие заинтересованности в архитектурном сообществе со стороны власти, которая не считает эту сферу электорально значимым фактором. Отсутствие архитектуры в активном дискуссионном поле практически превращает нашу область деятельности в информационную «невидимку». И ситуация, лишь изредка меняется, но и то чаще не из-за позитивных сообщений, а как часть каких-то скандалов, в том числе связанных с историческим наследием или ситуацией на рынке недвижимости. В целом очень ограниченная часть российского общества понимает, что такое архитектура, какую роль она играет в культурной и экономической жизни страны, чем занимается архитектор, какие у него полномочия и так далее.

- Насколько заинтересованы сами архитекторы в выстраивании таких контактов и присутствии в информационном поле?

- Боюсь, нужно признать, что российские архитекторы в большинстве своем не умеют и не стремятся презентовать себя и рассказывать о своей работе. Наиболее показательным примером могут служить данные о популярности различных архитекторов на основе запросов в Google. Так вот, самый популярный западный архитектор – Норманн Фостер имеет более 60 млн запросов. И это не просто счастливое стечение обстоятельств или дань моде – это результат системной работы с аудиторией и самопрезентация: издание книг, организация выставок, интервью в изданиях и на телевидении, съемки документальных фильмов. В этой деятельности вместе с архитектором участвуют заказчики его проектов и даже власти тех городов, в которых он построил свои здания. Архитектура является частью медийного пространства и работает на имидж города и даже страны. Кто у нас из архитекторов что-нибудь написал что-то популярное, интересное, полезное для развития профессии, что-то что сделало бы его заметным? Глазычев был в свое время. А сейчас буквально считанные архитекторы в России пишут и издают популярные книги об архитектуре или делают выставки. Рейтинги по запросам, даже у наших самых популярных архитекторов, таких как Григорян, Скуратов, Чобан – в разы меньшие, чем у западных коллег. Многие отечественные архитекторы стоят на позиции творцов, чьи произведения должны быть любимы обществом автоматически.

- Складывается впечатление, что в нашей стране ситуация с информацией об архитектуре и архитекторах принципиально отличается от того, как живет профессиональное сообщество за рубежом. Насколько применим в этих условиях иностранный опыт организации и проведения архитектурных выставок? Можем ли мы брать пример с венецианской Биеннале или WAF? О чем мы можем вести диалог с Притцкеровским комитетом? Может быть нам стоит искать свои формы подачи архитектурной информации и искать их придется долго?

- Понятно, что мы говорим о гигантской работе, многолетней, в которой должны участвовать все профильные институции, в том числе музеи. Но надо изучать опыт, почему так происходит, почему там такие звезды, а мы не такие. Нужны эксперименты с форматами архитектурных выставок и фестивалей, нужно искать способы взаимодействия и сотрудничества с федеральными и городскими властями, деловым сообществом. И этот процесс идет. В крупнейших российских городах проходят свои фестивали и конкурсы, многие на очень высоком уровне и с интересными находками в плане формы презентации архитектурных материалов.

- К вопросу о подаче архитектуры. Сейчас архитектурные объекты часто показывают и оформляют так же, как и произведения современного искусства. На этом строится, в числе прочего, эффектность экспозиции венецианской биеннале. Насколько это оправдано, на ваш взгляд?

- Я бы сказал, что показывают не объекты и проекты, а имена и смыслы. Кураторы выставок приглашают именитых архитекторов и дают им возможность выразить актуальные для них темы в произвольной, чаще всего достаточно артистичной и эффектной форме. Людям малоинтересно поедать рекламу – надо пригласить зрителя если не обсудить, то хотя бы осмыслить и прочувствовать заявленную проблему. Людям интересно смотреть на инсталляции, которые дают возможность саморазвития, анализа и интерактивного вовлечения в познание современной архитектуры. Посмотрите, как выстраивали экспозицию Алехандро Аравена или Рем Колхас. Это что угодно, только не презентация проектов. А все, что мы пока умеем здесь в России – выставлять проекты. Что же удивляться, если люди не хотят на это смотреть?

- Возможно, единственным способом преодолеть нынешнюю ситуацию с презентацией архитектуры может быть развитие института кураторов выставок, которые профессионально смогут формулировать темы и выстраивать экспозиции в соответствии с заданной идеей. И пример «Зодчества» тому подтверждение, не так ли?

- Я считаю, кураторские проекты – это лучшее, что есть на Зодчестве. И я очень надеюсь, что эта практика будет продолжена. Москомархитектура также старается подходить к созданию экспозиции Москвы с тех же концептуальных позиций. Для нас очень важно каждый раз выявлять наиболее актуальную тему и найти для нее оригинальное дизайнерское решение. Фактически, мы стремимся представить полноценный кураторский проект, отражающий архитектурную политику крупнейшего мегаполиса России.

В этом году мы покажем развитие одного из мега-проектов, начатых правительством Москвы в 2014 году – реконструкцию прибрежных территорий вдоль Москвы-реки. Сейчас мы находимся на этапе перехода к стадии реализации сразу нескольких ключевых элементов проекта: создание набережной на территории комплекса ЗИЛАРТ, проведение конкурса на набережную в Тушино и другие проекты развития береговых площадок. Публичная презентация проектов, фиксация в общественном восприятии и в информационном поле факта их будущей реализации помогает ускорить процессы и я очень надеюсь, что демонстрация на фестивале «Зодчество» поможет в этом.

Беседовала: Елена Петухова

Archi.ru

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • фестиваль «Зодчество»

Другие материалы по теме

21 нояб. 2018 г.
Открытие фестиваля «Зодчество»
9 фото
19 нояб. 2018 г.
Международный фестиваль «Зодчество» открылся в Москве
Международный фестиваль «Зодчество» открылся в Москве
19 нояб. 2018 г.
На фестивале в Амстердаме представят 16 архитектурных проектов России
На фестивале в Амстердаме представят 16 архитектурных проектов России
19 нояб. 2018 г.
Москва заняла шестое место среди мегаполисов мира по комфорту проживания – Хуснуллин
Москва заняла шестое место среди мегаполисов мира по комфорту проживания – Хуснуллин
16 нояб. 2018 г.
Программа фестиваля «Зодчество» включает более 50 мероприятий
Программа фестиваля «Зодчество» включает более 50 мероприятий
12 нояб. 2018 г.
Международный фестиваль «Зодчество» представит спецпроекты
Международный фестиваль «Зодчество» представит спецпроекты
1 нояб. 2018 г.
С приставкой «РЕ»
С приставкой «РЕ»
24 окт. 2018 г.
Международный фестиваль «Зодчество» пройдет в ноябре
Международный фестиваль «Зодчество» пройдет в ноябре

Новости дня

Все новости
19 дек. 2025 г. 15:00
Владимир Ефимов: открыт прием заявок для участия в торгах на заключение договора о КРТ в бывшей промзоне Люблино
19 дек. 2025 г. 12:50
Заявки на архитектурную премию Москвы принимают до 15 февраля
19 дек. 2025 г. 12:00
Новостройка по программе реновации появится в районе Проспект Вернадского
19 дек. 2025 г. 11:30
Владимир Ефимов: город выставил на торги право на комплексное развитие территории в районе Марьино
19 дек. 2025 г. 11:20
2,6 тысячи москвичей из 14 расселенных домов получили квартиры в новостройках по программе реновации в Крюкове
19 дек. 2025 г. 10:00
Около 200 семей переехали в новостройку на улице Гарибальди
19 дек. 2025 г. 09:30
Владимир Ефимов: осенью квартиры в новостройках по программе реновации получили более 14 тысяч москвичей
19 дек. 2025 г. 09:00
«Мосинжпроект» стал победителем премии «Новые HR-практики 2025»

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика