timelapse

Сергей Лёвкин: вести строительный бизнес в Москве стало комфортнее

Темы в материале

Вести строительный бизнес в Москве в последнее время стало значительно комфортнее, и немалую роль в этом сыграла работа властей по оптимизации процедур и сокращению административных барьеров, считает глава столичного Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин.

В интервью РИА Недвижимость чиновник рассказал, какие изменения были сделаны, почему первое место в рейтинге Doing Business — не самоцель, а также выразил уверенность, что Москва для предпринимателей может стать комфортнее Сингапура.

- Сергей Иванович, власти Москвы и, в частности, возглавляемый вами Департамент в последнее время активно занимаются оптимизацией процедур в строительной сфере. Расскажите, каких результатов удалось достичь и какие шаги стали наиболее значимыми?

— Действительно, начиная с 2012 года мы ведем работу по сокращению процедур и снижению административных барьеров в строительстве. За это время все государственные услуги в части строительства переведены в электронный вид. Более того, в электронный вид переведены еще некоторые функции, связанные с экспертизой, но к услугам не относящиеся. Причем переход шел постепенно, услуги можно было получать как в электронном виде, так и на бумажных носителях. Когда же бизнес привык к электронному сервису, все 14 услуг перешли исключительно в электронный вид.

В частности, к важным моментам можно отнести то, что с 1 июля этого года градостроительный план земельного участка выдается только в электронном виде. При этом одновременно с ГПЗУ теперь можно получить технические условия по всем видам сетей, за исключением электрических сетей, в том числе информацию о подземных коммуникациях, находящихся на земельном участке, на который выдается ГПЗУ.

Также в этом году мы приняли постановление о сокращении сроков выдачи разрешений на строительство и на ввод объектов с 10 до 7 рабочих дней.

Важную роль играет и принятие правительством Москвы в марте правил землепользования и застройки. Это важно, потому что ПЗЗ вообще дает представление о предельных параметрах разрешенного строительства или реконструкции объекта, плотности застройки, высотности, этажности. И когда все эти данные находятся в открытом доступе, инвесторы могут видеть, что может быть построено в каждом конкретном районе и как это будет сочетаться с уже имеющейся застройкой, понять, каким образом можно сохранить окружающую природную среду и объекты культурного наследия. Это способствует улучшению делового климата, инвесторы понимают, где и что можно строить и куда целесообразно вкладывать деньги. Более того, информацию могут видеть и простые москвичи, тем самым смягчаются любые градостроительные конфликты, которые, к сожалению, возможны, когда есть неопределенность.

Еще одним важным событием стало принятие постановления правительства Российской Федерации номер 955, которое установило особенности оказания в 2017-2018 годах услуг по подключению капитальных объектов в московском регионе и Санкт-Петербурге в электронном виде. Тем самым дан официальный старт пилотному проекту по переводу процедур техприсоединения сетей в электронный вид. И уже к середине следующего года Москва намерена перевести в такой же формат услуги по подключению к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения. Такой практикой не может похвастаться ни один город мира.

Более того, реализация пилотного проекта обеспечит возможность подачи заявителем единой заявки на подключение ко всем видам сетей инженерно-технического обеспечения через региональный портал государственных и муниципальных услуг.

- Застройщики уже почувствовали изменения?

— Мы второй год подряд в рамках Урбанфорума заказываем исследование ВЦИОМ на эту тему, а в прошлом году параллельно еще опрос делала компания Ernst&Young. В качестве респондентов выступали люди, связанные со строительством, градостроительной и инвестиционной деятельностью. И если в начале работы над процедурами в 2012-2013 годах в числе главных проблем они называли неурегулированность и непрозрачность со стороны органов, предоставлявших госуслуги, то в 2016 году эти проблемы переместились в конец списка, причем в обоих исследованиях.

В этом году мы также сделали запрос об оценке участниками рынка изменений, произошедших за последний год. На 10% улучшилось качество предоставляемых услуг. При этом часть респондентов мало осведомлена об изменениях, вероятно, потому, что не очень активно работает на инвестиционном рынке. Но и активные игроки не всегда успевают понять, что изменилось, потому что все на самом деле меняется очень быстро, у нас чуть ли не каждый квартал принимается какой-то нормативный документ, который позволяет что-то ускорить, упростить, сделать прозрачнее. Поэтому мы все больше и больше внедряем различные сервисы с целью оперативного информирования представителей стройотрасли об изменениях, а также чтобы наладить обратную связь с застройщиками.

Например, два года назад мы запустили "Калькулятор процедур". Это сервис для застройщиков, где можно узнать сроки и этапы прохождения строительных процедур при строительстве того или иного объекта. Там очень простая навигация — задаешь вид объекта, выбираешь его параметры, характеристики территории, необходимость подключения к сетям и в итоге видишь весь цикл строительства: от предпроектной подготовки до ввода объекта в эксплуатацию.

Одновременно мы запустили сайт и мобильное приложение "Строим просто", где размещается исчерпывающая информация об изменениях в нормативной базе, причем касающихся не только процедур, а вообще всей градостроительной деятельности.

Кроме того, мы с другими органами исполнительной власти города уже четвертый год проводим практические семинары с застройщиками и проектировщиками, где объясняем каждому, как получать ту или иную услугу в электронном виде, что нужно делать в случае отказа в ее предоставлении. В этом году прошло уже 72 таких мероприятия. Дополнительно мы начали проводить семинары в формате "работа над ошибками", и с начала года прошло уже шесть таких встреч, в них участвовали почти 800 представителей строительных компаний. Здесь мы не только рассказываем об изменениях в части процедур, но и узнаем, что происходит на практике и учитываем пожелания и замечания.

- На что чаще всего жалуются застройщики?

— Больше всего времени у застройщиков уходит на подключение строящегося объекта к сетям, точнее на подписание различных актов в подтверждение выполнения предусмотренных работ. Эти процедуры выполняют ресурсоснабжающие организации, а их деятельность далеко не всегда прозрачна и понятна. Сегодня у каждой РСО такой набор документов, в котором даже опытный заказчик может запутаться. И на практике застройщикам часто приходится сталкиваться со сбором одинаковых документов в разные организации. Например, одни и те же документы приходится подавать в различные РСО, везде нужны акты скрытых работ в нескольких экземплярах, также дублируются документы о согласовании внешних инженерных сетей. Осложняют работу повторные согласования и получение разрешений.

Поэтому сегодня мы активно проводим работу, направленную на оптимизацию процедур подключения к инженерным сетям, не только путём перевода их в электронный вид, но и путём их унификации, а также сокращения сроков их прохождения.

Первым результатом нашей работы стало принятие правительством Российской Федерации подготовленных с нашим участием нормативных правовых актов, которые позволили сократить количество процедур подключения к инженерным сетям на 38 процедур.

- Это ускорит процесс присоединения сетей?

— Конечно, когда все будет регламентировано, будет понятно, какие документы, кому и в какие сроки подавать, все процессы пойдут быстрее. Пока у нас нет точных расчетов, но могу предположить, что сроки ускорятся как минимум вдвое.

- А часто РСО сознательно затягивают сроки?

— Нет, специально этого никто не делает, просто сам процесс присоединения сложный и запутанный. В Москве дело осложняется еще и насыщенностью коммуникаций под землей. Даже при строительстве банальной теплосети часто нужно либо пересекать существующие коммуникации, либо вовсе их ликвидировать, чтобы проложить новые.

Есть еще один важный момент — когда именно застройщик начал взаимодействие с РСО. Есть немало примеров, когда объект уже построен, а застройщик только подает заявку на техприсоединение. Здесь и начинается временной сбой в синхронности проводимых работ и в требуемых процедурах согласования.

- А почему сразу не подают?

— У каждого свои причины. Иногда на все не хватает денег. Ведь застройщикам тоже надо платить сетевым организациям по графику, чтобы они сделали проект, оформили землю, выбрали подрядчика, начали строить. Это достаточно большие затраты в общей стоимости строительства.

- Сейчас Минстрой РФ готовит законопроект о штрафах для РСО, затягивающих сроки подключения. Как вы к нему относитесь?

— Пока его не видел, ничего не могу сказать. Конечно, обязательства по договору должны исполняться. Правильно, если это будет подкреплено нормативным документом федерального уровня. "Масла масляного" не будет, а порядок в этой сфере однозначно надо наводить.

- Во многих западных и азиатских странах строительный цикл короче нашего, с чем это связано?

— Я не могу вот так сразу ответить на ваш вопрос, надо брать конкретный объект, конкретные условия и сравнивать. Если кто-то говорит, что где-то колбаса вкуснее, я отвечаю — принесите мне ее, и я скажу, вкуснее она или нет.

- А если взять, например, "эталонный объект" в рейтинге Doing Business?

— Это совсем другое дело. Там рассчитывается не строительство конкретного объекта, а сроки и стоимость процедур при этом строительстве. В данном случае сегодня мы находимся примерно в середине рейтинга. Чтобы туда переместиться, была проделана большая работа, ведь раньше мы вообще были на последних местах.

Но все-таки нам главное не место в рейтинге. Ведь нельзя бесконечно сокращать число процедур, потому что необходим баланс между их администрированием и безопасностью. В Советском Союзе, по мнению международных экспертов, была одна из лучших в мире систем контроля за строительством любых объектов, от простых до уникальных. И потерять этот опыт в угоду месту в рейтинге или количеству процедур мы не можем. Кроме того, Doing Business нужен нам не как соревнование, а как индикатор того, правильно ли мы движемся, есть ли у нас возможность еще что-то улучшить. Но мы никогда не пойдем на такую оптимизацию, которая подорвет безопасность строительства. Тот же Всемирный банк в последние два года делает акцент на обеспечении контроля за производством работ и рисках, которые могут появиться при эксплуатации уже введенного объекта.

- Вы смотрите на опыт других стран в части процедур?

— Безусловно, мы смотрим на другие страны, причем не только азиатские и европейские. Много хорошего есть у постсоветских стран, например, у Белоруссии и Казахстана. Там остались ещё советские подходы к строительству, при том, что появилось немало современных новшеств. У нас же, к сожалению, в 90-х годах многое пошло не так. Одни механизмы упразднили, добавили новые, но система не должна строиться как набор отдельных элементов. Поэтому в последние годы нам приходится в том числе перенастраивать систему, чтобы она работала отлаженно на долгие годы.

Нельзя не отметить Сингапур, который в части оптимизации строительства и комфортности ведения бизнеса является ярчайшим примером. Но у них система все-таки выстраивалась иначе, она формировалась с нуля и изначально бралось всё самое лучшее. Нужно учесть еще и то, что Сингапур — это город размером гораздо меньше Москвы. Поэтому им легче работать, когда есть не только вся необходимая нормативная база и регламенты, но и вся территория размежевана, на каждый клочок земли есть вид разрешенного использования, имеются все инженерные схемы и т.д.

- Ускорит ли программа реновации работу над сокращением процедур и барьеров?

— Мы ставим перед собой задачу, чтобы программа была реализована в сжатые сроки, чтобы жители как можно меньше времени жили в условиях стройки. Поэтому в наших интересах не затягивать строительство, и оптимизация процедур в данном случае нам только на пользу.

- При этом в рамках реновации разрабатывается документ "Инженерная система обеспечения одного микрорайона". Расскажите, в чем его суть и когда он появится?

— Комплексная схема инженерного обеспечения была предложена нашим департаментом. Суть заключаются в следующем — когда будет разрабатываться проект планировки территории, одновременно будет разрабатываться комплексная схема инженерии со всеми видами ресурсов. Она представляет собой графическое и текстовое описание существующих и планируемых сетей. Схема позволит уже до начала строительства дома иметь информацию о месторасположении будущих сетей, их технических характеристиках и планируемом расположении точек подключения. Все это позволит застройщику и сетевым организациям синхронизировать свои действия и сократить сроки техприсоединения минимум на полгода.

Сейчас мы начинаем разрабатывать первые 72 проекта планировки территории, и у каждого будет такая схема. Первые такие ППТ появятся в следующем году.

- Когда вы констатируете, что цели, поставленные вами в части оптимизации, достигнуты?

— Я считаю, что основная работа будет проделана к тому моменту, когда будет наведен окончательный порядок в части техприсоединения. Для меня это будет знаковой вехой в моей деятельности.

- А сможет ли когда-нибудь Москва обойти Сингапур по комфортности ведения бизнеса?

— Уверен, что сможет. Говорю это абсолютно искренне. За последние годы столица стала не только красивее и уютнее, но и вышла на лидирующие позиции с точки зрения доступности онлайн-сервисов для бизнеса. Московское правительство во главе с мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным сделало такой прорыв, который мало кому в мире удавалось за такое короткое время.