Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Спроси меня как

Темы в материале

В последнее время выражение «соучаствующее проектирование» прочно вошло в лексикон жителей больших городов. Чаще всего оно звучит, когда речь идет о проектах благоустройства общественных городских пространств, где учитывать мнение жителей необходимо. В этом случае городские власти выясняют мнение сложившихся городских сообществ, стараются узнать, чего именно не хватает горожанам. Но сегодня соучаствующее проектирование выходит на новый уровень, все больше проникает в сферу строительного бизнеса. Девелоперы начали внимательно изучать запросы потенциальной аудитории еще на этапе проектирования пространств и инфраструктуры в своих проектах. О том, что это дает строительному бизнесу, корреспондент «Строительной газеты» поговорила с директором по продукту девелоперской группы «Сити-XXI век» Марией МОГИЛЕВЦЕВОЙ-ГОЛОВИНОЙ.

- Позиция вашей компании хорошо известна: не просто строить жилье, но создавать сообщества жильцов, поддерживать их инициативы, давать возможности для развития малого бизнеса. Вы говорите, что готовы слушать предложения потенциальных покупателей, проводите опросы, даже привлекаете психологов. Зачем вообще вам это нужно?

- Мы — прагматики. Принцип соучаствующего проектирования на самых ранних этапах работы над проектом мы применяем для того, чтобы, во-первых, понять потребности будущих покупателей и правильно выстроить рекламную кампанию. Во-вторых, мы предполагаем, что люди будут бережнее относиться к тому, что создали сами, а, значит, проект будет жить дольше.

- Как вы собираете мнения? И как в результате принимаете решения?

- Мы очень много и плотно работаем с целевой аудиторией еще до проектирования. У нас есть так называемые «количественники» — несколько тысяч интервьюируемых и «качественники» — фокус-группы по 30-50 человек, тех, кто хочет купить квартиру в Московской области за 8-10 млн рублей. Мы общаемся с ними, выясняем, какие стили в архитектуре им нравятся? Какие нужны планировки? Какие элементы благоустройства кажутся им наиболее уместными? Часть участников этих фокус-групп становятся покупателями. У них в Тelegram есть независимые чаты, там формируется костяк активных жильцов. Принцип соучастия работает и в ходе стройки. Например, по просьбе жителей мы изменили недостаточно выразительный фасад школы в миниполисе Дивном. Мы предложили варианты, из которых жители могли выбрать наиболее понравившийся или же они могли предложить что-то свое. Среди покупателей в Дивном есть и дизайнеры, и архитекторы, которые дали профессиональные правки к нашим рендерам. Сейчас мы готовим фасадные решения по школе в миниполисе Серебрица. Причем здесь нам удалось завязать диалог с детьми. Мы попросили родителей задать им вопрос, какой вариант граффити на фасаде им нравится? В итоге — из трех вариантов выбрали самое лучшее решение. Мы обсуждаем с жителями не только фасады и уличные общественные пространства, но и стиль отделки мест общего пользования — лестничных площадок, холлов.

- Диалог с жителями — это хорошо, но есть же нормативы… Как вам удается сочетать обязательные требования и видение профессиональных архитекторов с запросами жителей?

- В том-то и дело, что пожелания жителей отражены уже в техническом задании, ведь мы выясняем мнение будущих жителей заранее. Проектировщик видит, что он должен заложить в проект, еще до того, как с нами подписывает контракт. Какие-то моменты профессионалы делают лучше, они улавливают направление мысли и доводят идею до совершенства. Бывает, конечно, что предложения им не нравятся, и им удается отговорить нас от их реализации. К слову, пока часть профессионалов воспринимают соучаствующее проектирование негативно, но мне кажется, это отношение меняется. Проектировщики видят, как улучшаются проекты в результате диалога с жителями и как этот диалог обогащает их собственный опыт.

- А как пожелания жителей соотносятся с затратами? Ведь кое-что, наверное, выполнить просто нереально?

- Да, соучаствующее проектирование — это затратная история. Только на социологическое исследование мы потратили 5 млн рублей. Большинство девелоперов на такие затраты не идут. И надо сказать, что в основном люди сами понимают, какого уровня и какого класса можно делать предложение. Но даже если они просят какой-то дорогой элемент благоустройства, то в жилом комплексе с большим числом квартир это можно сделать. Например, в Рафинаде у нас есть сухой фонтан. Это нехарактерно для комфорт-класса, но жители попросили, и мы подсчитали, что придется увеличить цену квадратного метра всего на 30 рублей. Для нас это тоже большой плюс: жители видят, что их слышат и учитывают их мнение. Это хорошо сказывается на уровне доверия, у нас очень высокий уровень повторных сделок, сделок по рекомендациям, по «сарафанному радио». Вот что, в конечном итоге, дает соучаствующее проектирование. Процесс обогащает всех — и архитекторов, которые могут не знать, на что есть спрос, и девелоперов, которые считают, что они знают, что нужно покупателю, а на самом деле это не всегда так. Самим покупателям «соучастие» тоже нравится — им дают прикоснуться к строительству собственного дома.

Справочно:

Девелоперская группа «Сити-XXI век» входит в группу компаний «Новард». Работает на рынке 22 года. В портфеле девелопера — более 60 реализованных проектов на рынке жилой недвижимости в различных районах Москвы и Московской области.

Оксана Самборская Строительная газета