Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
ТиНАО
Крупный образовательный комплекс появится в Коммунарке
Инфраструктура
Центр обработки данных возвели в районе Отрадное
Международный медкластер
В Москве построен Центр хронических болезней
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Главная Интервью
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Парковки
Транспорт
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Парковки
Транспорт
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура

Присоединяйтесь

Строительство метро: рациональный подход, никакого шаманства

Темы в материале:

Метро

2 мая 2012 г. 11:28

В решении транспортных проблем Москвы столичные власти сегодня делают ставку на развитие общественного транспорта, и, в первую очередь, метро, как основного городского перевозчика. «Фактически за прошлый год мы увеличили объемы ввода метро на 60%», - сказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин на последней Коллегии столичного стройкомплекса. Планы на ближайшее десятилетие - беспрецедентны и амбициозны. До 2020 года стройкомплекс Москвы намерен ввести 150 км линий и 70 новых станций.

За тем, где и когда появится метро, внимательно следят и москвичи, и жители Подмосковья, куда придут несколько линий столичной подземки. Какой будет схема московского метрополитена в 2020 году, свободно можно узнать в Интернете. А вот о том, как сегодня ведется строительство метро, при столь интенсивных темпах и грандиозных планах, «Строительному миру» рассказал генеральный директор ОАО «Московский метрострой» Евгений Кашин.

- Евгений Иосифович, объемы строительства метро в Москве значительно выросли, «Московский метрострой» оказался готов к такому объему работ, к нынешним темпам?

- Конечно, программа развития метро впечатляет, по сравнению с объемами строительства двухлетней давности. Сейчас, конечно, не обходится без проблем и вопросов, но в целом справляемся. Из тех грандиозных задач, что стоят сегодня перед московскими метростроителями, мы готовы выполнить чуть больше половины, если нам доверят. К 2015 году планируем построить около 25 километров линий и 10 новых станций.

- Расскажите об особенностях работы в столь жестких временных рамках? Как удается сохранить качество?

- Знаете, у нас всегда строили метро высокими темпами. На моей памяти, да и на памяти ветеранов метростроения, ни разу не было случая, чтобы метро строилось в период, определенный экспертизой. По сравнению с проектными нормативами сроки строительства всегда сокращались. Нынешнее время предъявляет еще более жесткие требования. На сегодняшний день мы строим метро непрерывно, в три смены, без выходных. При этом мы ведем очень строгий контроль за соблюдением норм безопасности труда, строительных технологий, ведь срок службы метро составляет не менее 100 лет. И практика показывает, что так оно и есть: Метрострою - 80 лет, и даже самые первые станции стоят как прежде.

Метро – ручная работа

- В метростроении сейчас отдано предпочтение станциям мелкого заложения. Все ли станции и линии метро можно строить на небольшой глубине?

- Нет. В частности, за нами закреплена одна из сложнейших линий - продолжение Люблинско-Дмитровской ветки. Это участок протяженностью 10 километров, от станции метро «Марьина Роща» до «Селигерской». Там все шесть станций глубокого заложения - стандартное московское метро.

- Что мешает строить на меньшей глубине? Плотная застройка, коммуникации, сложная геология?

- В отличие от автомобильных дорог линия метро не может быть расположена под уклоном более 0,043 градуса. Из-за этого нельзя, например, от станции «Сретенский Бульвар», которая находится на пятидесятиметровой глубине, построить через один перегон станцию на глубине 20 метров. Под таким уклоном метро просто не поедет.

Поэтому, продолжая существующие линии, мы вынуждены следовать имеющейся глубине заложения. То есть мы продолжаем строить метро глубокого заложения там, где изначально строилось на большой глубине, и мелкого – там, где действующие станции – мелкого заложения. Рациональный, легко объяснимый подход, никакого шаманства.

Что касается коммуникаций, то глубже 5 - 6 метров их нет. Самая глубокая канализация прокладывается не ниже шести метров. Даже подземный паркинг – это всего 10 - 15 метров в глубину, так что ничего особенного. Глубже можно спокойно строить.

- Почему тогда изначально строились станции глубокого заложения, от которых теперь приходится прокладывать «глубокие» линии?

- В 30 - 40-е годы прошлого века метро строилось как объект двойного назначения: как транспорт и как объект гражданской обороны - бомбоубежище. Собственно, не зря: в Великую Отечественную войну метрополитен использовался в качестве укрытия.

- У «Московского метростроя» есть объекты в центре города, например, станция «Суворовская». Она строится на действующей Кольцевой линии. Как выполняется работа в таких условиях?

- Это самое сложное, что можно придумать, - примкнуть новым сооружением к действующей станции, причем без остановки движения метрополитена. Это ювелирная работа. Буро-взрывной способ строительства в таких условиях запрещен.

- Как же строите?

- Вручную, с отбойными молотками, с криком «Ура!», как в фильме «Добровольцы». Ведь в строительстве метро глубокого заложения, по сравнению с 1931 годом, ничего, по сути, не изменилось. Стоит забой, работают шесть мужчин, так как больше поместиться не может, двое – с отбойными молотками, все в резиновых костюмах, сверху льется вода. Геологии же неважно, какой сейчас век: вода всегда бежит сверху вниз, с потолка за шиворот.

Такую шахту несколько месяцев назад посещал Сергей Семенович Собянин. Он был, честно говоря, удивлен, ведь это очень тяжелый ручной труд. Правда, необходимость в таких станциях (глубокого заложения) скоро будет исчерпана.

Штучное оборудование

- Какие новые технологии сегодня используются в метростроении?

- Количество применяемых технологий в строительстве метро ограничено. В ХХI веке ничего принципиально нового не появилось. Применяются тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК), но они активно используются уже 20 лет, и мы давно оснащены этими машинами.

С каждым годом ТПМК становятся все совершеннее, быстрее, технологичнее. Но свои основные резервы они уже исчерпали. Ничего принципиально нового здесь больше не придумаешь. Это машина, которая может применяться при строительстве метро мелкого заложения, на глубине 15 - 30 метров, и проходить порядка 350 - 400 метров перегонного тоннеля в месяц. Можно использовать одновременно несколько щитов и строить еще быстрее.

- Сколько у «Московского метростроя» такой техники?

- Ровно столько, сколько нужно, чтобы выполнять поставленные задачи. Надо считать не технику, а людей, которые умеют ее использовать. Один щит, который работает в три смены, обслуживают 150 - 180 трудящихся. 50 из них - инженеры высочайшей квалификации. То есть, на пять машин нужно около 250 таких «бойцов». Найти таких специалистов – большая проблема. А «железа» можно купить сколько потребуется. Хотя каждый такой щит изготавливается от 9 до 12 месяцев.

- Получается, что их нужно иметь заранее?

- Если нет заказа – машину купить невозможно, потому что неизвестно, в каких горно-геологических условиях ей предстоит работать, а роторная часть машины изготавливается под индивидуальный заказ с учетом специфики местности.

В связи с этим мы рассчитываем, что процесс строительства метро, который сейчас раскручивается, в скором времени примет системный, плановый характер, и мы сможем готовиться к выполнению заказов заблаговременно.

- За рубежом работаете?

- Да, в Израиле строим железнодорожный тоннель, в Индии – перегонные тоннели метро.

Немецкая компания-производитель тоннелепроходческого оборудования «Херренкнехт» рекомендует «Московский метрострой» во всем мире в качестве подрядной организации на проходку тоннелей с использованием их тоннелепроходческих комплексов. Это ведь не машина легковая, это сложное, дорогостоящее, штучное оборудование. Производитель заинтересован продать его профессионалам, чтобы не рисковать своей репутацией.

«Надо считать не технику, а людей»

- В строительной отрасли не первый год существует кадровый дефицит. Каких специалистов не хватает в метростроении?

- Всех.

- Как решаете эту проблему?

- С огромным трудом. Раньше было проще: в Москву на метрострой привлекались лучшие специалисты со всей страны, организовывались так называемые комсомольские наборы. Кроме того, Метрострой тогда предоставлял «лимит», людям давали общежития, квартиры и другие блага, свойственные тому времени. Плюс – работа в Москве, и очень высокие зарплаты. Сейчас все гораздо сложнее. Но главная проблема в том, что разорвалась цепь в подготовке кадров. Мы гордимся, что у нас в коллективе насчитывается несколько десятков метростроевских династий, а значит, знания и опыт передаются из поколения в поколение.

Для преодоления временного кадрового дефицита не первый год привлекаем рабочих с угледобывающих районов России и СНГ, они трудятся в Москве вахтовым методом.

У «Московского метростроя» есть собственная техшкола. Нам удалось ее восстановить. Теперь возобновили обучение людей основным метростроевским профессиям: стволовой, проходчик, горнорабочий и др. Занятия ведут наши заслуженные специалисты, ветераны-метростроевцы.

- Молодежь идет к вам работать?

- Да, молодежь подтягивается, в том числе и москвичи. Возможно, это связано с изменениями технологий строительства: появились новые машины, механизмы. Мы учим с ними работать. Чтобы управлять горнопроходческим комплексом, буровой установкой, мощным экскаватором или 120-тонным краном, нужно быть специалистом высокой квалификации. Соответственно, они получают достойную зарплату.

- Как считаете, работать в «Московском метрострое» сегодня престижно?

- Очень хотелось бы, чтобы это было так. На данный момент в компании работает порядка 9 тысяч человек. В основной массе коллектив стабильный, люди ценят работу. В ближайшее время будет восстановлена докризисная численность – около 12 тысяч человек. Наша главная задача, чтобы человек, работающий в Мосметрострое, понимал, что это для него организация-кормилец. Мы очень к этому стремимся и частично справляемся.

Справка:

ОАО «Мосметрострой» - одна из крупнейших российских компаний, работающих в области инфраструктурного строительства. Более 80 лет она строит объекты метро в Москве, других городах России, за рубежом. За это время силами Мосметростроя сооружено 177 станций, более 300 км подземных и наземных линий московского метрополитена. Сегодня коллектив компании ведет работы на продолжении Люблинско-Дмитровской, Замоскворецкой, Сокольнической, Арбатско-Покровской и Кольцевой линиях.

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • прямая речь
  • развитие метрополитена

Другие материалы по теме

Линия метрополитена станции метро "Столбово" - станция метро "Троицк". Линия метрополитена станция метро "Коммунарка" - станция метро "Столбово". 2 и 3 этапы "Проект организации строительства. Котлованы открытого способа работ", "Основной период. Линия метрополитена". Тупики
Участок линейного объекта улично-дорожной сети г. Москвы – Северный дублер Кутузовского проспекта от Молодогвардейской транспортной развязки до ММДЦ «Москва-СИТИ» вдоль Смоленского направления МЖД. Этап 3. Строительство участка линейного объекта улично-дорожной сети г. Москвы – Северный дублер Кутузовского проспекта от Молодогвардейской транспортной развязки до ММДЦ «Москва-СИТИ» вдоль Смоленского направления МЖД. Этап 3.5. Строительство основного хода и съездов Северного дублера Кутузовского проспекта, обустройство инженерных сетей и сооружений, пункта взимания платы и здания центра управления платной дорогой, административно-производственного комплекса службы содержания автомобильной дороги. Строительство основного хода и съездов Северного дублера Кутузовского проспекта.
Строительство эстакад основного хода, многоуровневых транспортных развязок в районе ст. м. "Владыкино", ст. м. "Ботанический сад", эстакад-съездов Ярославского шоссе, мостов через р. Яуза, р. Лихоборка, переустройство инженерных сетей и коммуникаций.
Общественная зона для обслуживания пассажиров Транспортно-пересадочного узла и посетителей ММДЦ «Москва-Сити» (1-я очередь строительства) - корректировка в части исключения объемов строительства транспортно-пересадочного узла
15 мая 2012 г.
Главный столичный архитектор Александр Кузьмин: "В Москве есть места, где мне стыдно гулять"
Главный столичный архитектор Александр Кузьмин: "В Москве есть места, где мне стыдно гулять"
10 мая 2012 г.
Расширенное и улучшенное
Расширенное и улучшенное
17 апр. 2012 г.
"Метро для нас - приоритетная задача"
"Метро для нас - приоритетная задача"
16 апр. 2012 г.
Метро - подарок для жителей замкадья
Метро - подарок для жителей замкадья

Новости дня

Все новости
28 дек. 2025 г. 12:30
Владимир Ефимов: инвестор откроет гостиницу по льготной программе в Леонтьевском переулке
28 дек. 2025 г. 11:00
В офисном квартале на Старокалужском шоссе началось возведение надземной части
28 дек. 2025 г. 09:00
Пять новостроек в Южном Тушине передали под заселение по программе реновации
27 дек. 2025 г. 14:00
Владимир Ефимов: более 50 домов расселили в Люблине по программе реновации
27 дек. 2025 г. 12:30
Владимир Ефимов: парк с ландшафтным дизайном и прудом появится на востоке столицы
27 дек. 2025 г. 10:00
В бизнес-центре у станции метро «Ленинский проспект» завершены фасадные работы
27 дек. 2025 г. 09:00
В парке «Крылатские холмы» пройдет новогодний семейный праздник
27 дек. 2025 г. 09:00
На Большой Очаковской улице ведется строительство жилого комплекса по программе реновации

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика