Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Интервью
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура

Присоединяйтесь

Главный столичный архитектор Александр Кузьмин: "В Москве есть места, где мне стыдно гулять"

Темы в материале:

Градостроительная политика

15 мая 2012 г. 14:05

Что появится в Зарядье, какой будет "Большая Москва", помогут ли новые дороги и линии метро избавить город от пробок - на эти и другие вопросы "Комсомолке" ответил председатель Москомархитектуры, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.

НОВЫЙ ГОРОД

-  Александр Викторович, как продвигается конкурс по развитию «Большой Москвы»?

- Международный конкурс, в котором принимают участие 10 авторских коллективов, уже прошел треть пути. В конце мая состоится семинар, на котором мы рассмотрим существующую и «новую Москву» в измененных границах. Окончательные результаты станут известны в сентябре. Москвичи смогут ознакомиться с предложениями архитекторов на выставке, которую планируется открыть в парке Горького. До этого мы поэтапно будем сообщать, что такое Московская агломерация, как станет развиваться столица в новых границах, как должен выглядеть новый административный центр.

Каждая команда представила свой проект. Одни считают, что можно создать крупный центр на базе четырех аэропортов, в том числе и «Чкаловского». При этом есть Москва-1 – нынешняя Москва, и еще предлагаются Москва-2, 3, 4, 5. Другие видят столицу как 100 городов, сливающихся в единую агломерацию.

Пять коллективов используют в проектах традиционную лучевую структуру развития территории, с размещением в разных местах центров концентрации, неких точек роста будущей «Большой Москвы».

Четыре команды, наоборот, создали центры, оттягивающие транспортные и людские потоки от Москвы. Часть из них даже выходит за границы Московской области. Кроме юго-западного направления, предлагается также развивать восточное, северное и южное.

Все участники конкурса отдают приоритет общественному транспорту. Железные дороги, метро, автобусы должны работать как единая система. При этом для Москвы и области нужно единое территориальное планирование и совместное выполнение планов. Ведь раньше как получалось? Столица вкладывает деньги в реконструкцию Ленинградского шоссе до МКАД. В это время Подмосковье тратится на ремонт Ярославского шоссе от МКАД и дальше. Результат – пробки по обоим направлениям. Мы все это время жили, как на острове.

- Теперь «блокаду» прорвали? Некоторые линии метро планируется тянуть за МКАД...

- Да, метрополитен будет развиваться в сторону присоединенных территорий. Как и автодороги. Сейчас разрабатывается проект реконструкции Калужского шоссе. Здесь намечено расширение и устройство выделенных полос для общественного транспорта по центру шоссе. Планируются две, а может, даже и три дороги, параллельные МКАД, на участках Солнцево – Бутово и Внуково – Домодедово. Это разгрузит МКАД и соединит удаленные друг от друга районы.

- А что будет с дачами на новых землях?

- Прокладывая трассы, постараемся не затрагивать садовые участки и деревни. Когда будет нарисовано, покажем. Мы также проведем переговоры с фирмами, владеющими землей в Подмосковье. Думаю, нам удастся уменьшить объем того строительства, который планировался раньше на этой территории. Очень не хотелось бы, чтобы новые московские земли застраивались так, как обычно в городе – домами по 14 и 17 этажей.

А в районах дачных поселков должны появиться газ, нормальные подъездные дороги, магазины, соцкультбыт.

У СТЕН КРЕМЛЯ

- Недавно завершился другой архитектурный конкурс – проект развития Зарядья. Москвичам показали красивые картинки, выбрали лучшие предложения, а что дальше?

- С помощью этого конкурса мы пытались понять, чего хотят москвичи. Если бы сразу объявили окончательный отбор на лучший проект, то у архитекторов не было бы никаких рамок. Половина работ просто попала бы в корзину. Но сейчас, благодаря общественному обсуждению, мы знаем, что в Зарядье должны быть парк, концертный зал вместимостью не более двух тысяч мест, без всякой гигантомании. А в зоне, примыкающей к Варварке, примерно треть площади подземного пространства может быть отдана под музеи. Москвичи высказались против моста, ведущего к набережной. Он перекрывает вид на Кремль. Скорее всего, будет выход к Москве-реке из подземных уровней. Такие конкурсы станут регулярными, особенно при благоустройстве центра Москвы.

- Во многих районах столицы планируется запретить строительство зданий выше 75 метров. Новых высоток уже не будет?

- Мы выбрали много разных точек по всему городу, начиная с окраин, откуда открываются красивые виды. Но высота в 75 метров не означает, что вообще нельзя строить. Если планируется здание под сто метров, инвестору понадобятся дополнительные согласования и ландшафтно-визуальный анализ. А если здание высотой до 30 метров, можно спокойно строить. Список зон регулирования застройки составлен. В ближайшее время он будет утвержден на заседании правительства Москвы.

БОЛЬШАЯ ПЕРЕПЛАНИРОВКА

- «КП» недавно публиковала архивные данные о Москве 1812 года (см. «КП» от 11 апреля с.г. и на сайте kp.ru). Оказалось, последние 200 лет столичные власти решают одни и те же проблемы. Например, постоянно переделывают Генеральный план Москвы. Сейчас его в очередной раз исправляют. Почему нельзя сразу составить так, чтобы потом не краснеть перед потомками?

- Главная беда всех генеральных планов столицы в том, что мы пытались на 20 лет вперед нарисовать картинку, идеальную на сегодняшний день. Мы выбирали единый путь развития и считали, что он правильный, и четко говорили, что эта площадь должна быть квадратной через 20 лет, а эта – круглой. На самом деле мы должны угадывать «вилку» возможного развития и расставлять приоритеты. Если они решаются, надо искать новые приоритеты. Есть некоторые проекты, которые долго реализуются. Их надо рассчитывать наперед. Например, система метрополитена или водоснабжения города.

Мы должны соединить Генплан развития Москвы и территориальную схему Московской области. Ведь, переходя из столицы в область, мы паспорт не показываем, таможню не проходим. Фактически мы живем в едином городе. Нам надо понять границы этого города и четко знать, куда ехать, на чем и как. Транспорт стал главной лакмусовой бумажкой, на которой будут проверяться все наши градостроительные решения.

- По всему городу под лозунгом борьбы с пробками идет реконструкция и ремонт дорог. Водители взвыли: стало еще хуже.

- Вспомните, как москвичи приветствовали появление МКАД. На какое-то время на дорогах стало легче. Потом построили третье кольцо. Меня ругали, что по нему никто не едет. Но автомобилизация набирает обороты. Так будет и дальше. Наша ошибка была в том, что мы пытались догнать автомобиль. Бессмысленно заниматься только дорожным строительством. Нужны и другие меры. В Китае, например, если у тебя номер машины заканчивается на цифру 5, ты в пятницу не можешь ездить по городу на авто. Мы к этому тоже придем. В Москве сейчас вернули приоритет общественному транспорту. Ставка – на метрополитен. Появление метро в районе – праздник.

- Для перегруженной столицы это сейчас самый скоростной транспорт...

- Это нормальный городской транспорт. У нас его явно не хватает. Сейчас С. Собянин дал команду построить 150 километров линий за две пятилетки. При этом за последние 25 лет было построено всего 75 километров. Но проектировщики сегодня отстают. Несколько лет мы не проектировали метрополитен. Надо собирать по всем городам и весям специалистов-метрополитеновцев. Причем привлекаются строители не только из России.

- Из каких стран?

- Из Израиля, наши соотечественники. Нам нужна концентрация всех сил. В ближайшие годы большинство районов Москвы получат метро. Новые станции откроются в Жулебино, Кожухово, в районе Румянцево в области, в «Москва-Сити». Сейчас мы ведем две линии: одну – на Поклонную гору, через Мичуринский проспект, а вторую – через центр. В центре откроются новые станции, например, на «Кропоткинской» появится пересадка около храма Христа Спасителя. Ветка пойдет по Ленинскому проспекту с выходом на новые столичные территории.

- А около мэрии на Тверской или у Кремля откроются станции?

- Нет. В городе есть зоны, где трудно строить метро. К примеру, мы хотели открыть станцию в районе «Красного Октября», но там тяжелый грунт. Это долго, дорого и неэффективно.

- Сколько еще москвичам терпеть заторы?

- Не может произойти все сразу. Мы не будем бороться с пробками. А постараемся обеспечить приоритет общественного транспорта и вернуть на наши маршруты расписание.

Это определенный слом, который еще не произошел в наших мозгах. Кроме увеличения сети метро, мы будем ограничивать движение личного автотранспорта, выделяя полосы движения для общественного. Кроме этого железнодорожный транспорт и в пределах города, и в пределах Московской агломерации должен стать городским и близким по комфорту к метрополитену. Если нам удастся это сделать, мы победим. Если будем рассчитывать только на новое строительство – проиграем.

ПО ЦЕНТРУ – ПЕШКОМ

- А что ждет старый центр Москвы?

- Благоустройство. Уровень нашего благоустройства нельзя сравнить с ведущими европейскими городами. В Москве, особенно в центре, нужны пешеходные улицы. Сейчас мы прорабатываем возможность сделать пешеходным Кузнецкий Мост на участке от Камергерского переулка до улицы Рождественки. Общественное пространство нужно привести в порядок. Не дай бог нам вернуться в эпоху полной панелизации. Мы дошли до 65 процентов объема строительства домов по индивидуальным проектам в Москве.

- Вы с 1996 года работаете главным архитектором Москвы. Все крупные столичные проекты проходили через Вас. Есть то, что Вам хотелось бы изменить?

- Мне не стыдно как архитектору за все мои работы. Не стыдно за храм Христа Спасителя, за Манеж после пожара. Мне не стыдно за Гостиный Двор, за пешеходные мосты, которые мы вместе с академиком Платоновым делали. В каких-то случаях я допустил ошибки как чиновник. Да, мне хотелось бы кое-что исправить. В свое время мне не удалось убедить руководство города, что не надо трогать Военторг. У меня даже есть места в городе, где я стараюсь лишний раз не гулять.

- Где же?

- Арбатская площадь, например. Это был 1996 год, меня только что назначили главным архитектором. Мне принесли на подпись проект. На картинке дом рядом с «Прагой» был нарисован с нее высотой. Я подписал, а следующую страничку не посмотрел. Неопытный был еще, верил людям. А там стояли другие параметры. Дом оказался гораздо выше «Праги».

- Можно ли сказать, что в Москве сейчас зарождается новый стиль?

- Москва позволяет строить в разных стилях. У нас нет моностиля, как в Париже, где главенствует османовский стиль. Или как в Питере, который всегда придерживался классики. Москва более свободна. У нас есть и старая русская архитектура, есть чисто московский ампир, есть классика, есть шикарный модерн, есть конструктивизм и сталинская неоклассика. Москва хороша тем, что позволяет архитектору найти то единственное, что ему хочется сделать на этом месте. Наша задача – помогать и не разрешать того, что противоречит градостроительным законам, а не моему вкусу или вкусу мэра.

- Некоторые архитекторы оставляют шутливые метки. Так, прежний директор «НИиПИ Генплана Москвы» Сергей Ткаченко воздвиг свою скульптуру на элитном жилом доме «Патриарх» в Ермолаевском переулке. А Вы как шутите?

- Открою секрет. Там рядом с Ткаченко стоит фигура еще одного товарища, которая называется «Градостроитель». Он на меня немножко похож. Мы с улыбкой отнеслись к этой идее. Ведь это не памятник себе. Просто у любой скульптуры на здании всегда бывает прототип. С кого-то же лепили. Иначе все фигуры на фасадах были бы на одно лицо. На «Патриархе» собраны представители всех профессий, участвовавшие в строительстве здания. Это такая хохма.

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • прямая речь

Другие материалы по теме

Комплексная застройка территории по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, ул. Александры Монаховой, вблизи дер. Столбово (ППТ2-5) жилой многоквартирный дом №2 с подземной автостоянкой и нежилыми помещениями/ район Коммунарка, квартал 160, з/у 1В
Комплексная застройка территории по адресу: г. Москва, п. Сосенское, ул. Александры Монаховой, вблизи дер. Столбово (ППТ2-5) жилой многоквартирный дом №1 с подземной автостоянкой и нежилыми помещениями.
Обновился порядок подачи заявок на рабочее рассмотрение проекта главным архитектором Москвы
Обновился порядок подачи заявок на рабочее рассмотрение проекта главным архитектором Москвы
Рабочее рассмотрение у главного архитектора г. Москвы
Рабочее рассмотрение у главного архитектора г. Москвы
Александр Набеев
Александр Набеев
23 мая 2012 г.
Пробки навылет
Пробки навылет
10 мая 2012 г.
Расширенное и улучшенное
Расширенное и улучшенное
2 мая 2012 г.
Строительство метро: рациональный подход, никакого шаманства
Строительство метро: рациональный подход, никакого шаманства

Новости дня

Все новости
3 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: новое общественное пространство с читальней и спортивными площадками появится в Западном Дегунине
3 дек. 2025 г. 11:30
Владимир Ефимов: облик наземных павильонов станции метро «ЗИЛ» напомнит о прошлом завода
3 дек. 2025 г. 11:25
Стартовал прием заявок на премию города Москвы в области архитектуры и градостроительства – мэр
3 дек. 2025 г. 11:00
На западе Москвы появится новый арт-объект
3 дек. 2025 г. 10:00
Внесены изменения в граддокументацию для реконструкции подстанции в Отрадном
3 дек. 2025 г. 09:20
Около двух тысяч маломобильных граждан и членов их семей получили адаптированные квартиры по программе реновации
3 дек. 2025 г. 09:00
Владимир Ефимов: в Можайском районе реорганизуют четыре участка по проекту КРТ
3 дек. 2025 г. 09:00
В Нижегородском районе началось строительство бизнес-центра со спортивным парком

Просмотренные материалы

В программе ко Дню гида в павильоне «Макет Москвы» приняло участие 6 тыс. человек
Паблик-ток «Москва 2030: город мировых трендов» пройдет на «ГЭС-2»
Восьмой дом ввели в районе Перово по программе реновации
23 объекта медицины поставили на кадастровый учет с начала 2023 года
Жилой комплекс в Северном Тушине построят по реновации в 2024 году
Фонд развития территорий изменит региональные программы капремонта
Новостройка по реновации на Люблинской улице, д. 76, корп. 3
Шоу-рум квартир по реновации на ВДНХ посетило около 34 тысяч человек

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика